Когда говорят о хорошем фильме, непременно отмечают в первую очередь режиссера и исполнителя главной роли, потом, оператора, после – сценариста. И все. Практически никогда не упоминают еще одного участника съемочного процесса, без которого фильм невозможен. Я имею ввиду художника-постановщика.
Когда я в первый раз смотрела фильм «Старший сын» Виталия Мельникова, то обратила внимание на крупные титры, выполненные выразительным шрифтом и, среди прочих фамилий, отметила: «художник-постановщик Белла Маневич». И запомнила навсегда, потому что фильм меня потряс не только историей и гениальной актерской игрой, но и невероятной достоверностью декораций, реквизита, костюмов. А потом был фильм «Отпуск в сентябре» и точно такое же впечатление.
Кадр из фильма «Старший сын»
Кадр из фильма «Отпуск в сентябре»
Я давно хотела написать о Белле Маневич, но кроме трех строчек в какой-то безымянной статье ничего не нашла. Родилась в 1922 году. Перед войной закончила школу. Во время войны была фронтовой медсестрой. В 1949 году закончила ВГИК и всю жизнь посвятила кино.
Белла Маневич
Три строчки биографии, зато фильмография насчитывает почти пятьдесят фильмов, и каких фильмов! «Белое солнце пустыни», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Выйти замуж за капитана», «Женитьба», цикл о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, и многие другие, справьтесь в интернете, если интересно.
Кадр из фильма «Женитьба»
Неужели нечего было написать о таком незаурядном человеке?
На самом деле задача художника-постановщика на картине сводится к одной фразе: создание визуального образа фильма. Просто и емко. Но художник участвует в работе над фильмом практически наравне с режиссером и оператором.
Эскиз Беллы Маневич к фильму «Белое солнце пустыни»
Начинается работа с чтения сценария, разработки эскизов, создания декораций и костюмов, выбора натуры и не прекращается на протяжении всего фильма. Художник должен создать уникальный образ картины, чтобы фильм узнавался по одному кадру. Белле Маневич это удавалось в полной мере. Современники вспоминают, что она была фанатично преданна профессии.
Белла Маневич и Исаак Каплан
Я уйму времени потратила, чтобы найти в интернете хотя бы один интересный случай, связанный с работой Беллы. Не нашла, увы. Ни один режиссер из тех, кто работал с Беллой ни разу не упомянул ее имя. Обидно и несправедливо.
Вы можете сказать, что текст получился «ни о чем». Возможно, но я написала его «чтобы помнили».
Ольга Мирная.
Мы с вами где-то встречались...
Оценили 70 человек
129 кармы