Английский юмор советского разлива – почему не получилась комедия «Трое в лодке, не считая собаки»?

42 3213

В 1967 году на экраны вышла военная драма «Хроника пикирующего бомбардировщика» и кинокритики с удовольствием сообщили всем о появлении в нашем кинематографе нового талантливого режиссера и сценариста Наума Бирмана. Дело в том, что сорокалетний Наум Борисович Бирман был не только режиссером этого фильма, но и сам участвовал в подготовке сценария вместе с автором сюжета - писателем и драматургом Владимиром Куниным.

Фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» был тем редким случаем, когда картина понравилась абсолютно всем: и фронтовикам за достоверность отражения даже в мелочах тяжелых будней прошедшей войны, и молодому поколению - за романтику и правдивость человеческих отношений. Они вдруг отчетливо поняли, что те молодые люди, которые добыли победу ценой своей жизни, по сути не чем отличались от них сегодняшних – такие же молодые, такие же весёлые, и такие же неопытные, когда дело касалось любви и дружбы. И тем трагичнее было переживать их гибель на экране.

Поэтому, когда режиссер Наум Бирман задумал снять музыкальную комедию по повести английского классика Джерома Клапки Джерома, критики предположили, что опять получится успешный фильм, понятный всем зрителям, независимо от возраста.

Позже Наум Борисович вспоминал, что исполнителей главных ролей он знал с самого начала.

Сценарий к фильму написал известный драматург Семен Лунгин, автор сценариев: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Без страха и упрёка», «Розыгрыш» и других популярных фильмов.

Однако, после изучения сценария, все трое актеров театра сатиры, которые были выбраны на свои роли без проб: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин засомневались в успехе этого фильма.

Лунгин перенес в сценарий почти дословный перевод всех реплик героев от английского классика, и актерам показалось, что диалоги героев будут не совсем понятны нашим зрителям, да и интонации, которые вызывают смех у англичан, будут у нас не только несмешными, но неестественными, и даже нелепыми.

У режиссера не было оснований не верить уже признанным актёрам-юмористам, поэтому он пообещал, что они смогут отклонятся от сценария, и импровизировать там, где посчитают нужным. В ходе этих «импровизаций» в фильме даже появилась романтическая линия, которой у Джерома не было.

После появления в сценарии новых женских персонажей: Энн (Лариса Голубкина), Эмили (Алина Покровская) и Патриции (Ирина Мазуркевич), можно было уже смело заявлять, что фильм был не по повести английского писателя, а лишь по её мотивам. Возможно, именно с этого начал наматываться тот клубок причин, из-за которого фильм не получился так, как его задумывали создатели в самом начале.

Картину нельзя назвать провальной – нашлось немало зрителей, кому понравился этот микс, в котором сюжет от английского классика был смешан с фантазиями наших сценаристов и импровизациями талантливых актёров. Но то, что обещало быть шедевром – им не стало.

Почему должен был быть шедевр? Судите сами, как это представлялось перед самым началом проекта:

1) Признанное во всем мире юмористическое произведение, обработанное одним из самых талантливых наших сценаристов. Вспомните его тонкий юмор в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

2) Отличная музыка и исполнение песен самими артистами. Позже многие из этих песен имели самостоятельную жизнь, в том числе и на эстраде.

3) Лучшие в те годы актёры-юмористы в главных ролях. Да и остальные роли были исполнены великолепными актёрами и актрисами. Что только стоила Татьяна Пельтцер в роли квартирной хозяйки миссис Поппитс. А еще были: Зиновий Гердт, Григорий Шпигель, Юрий Катин-Ярцев, и др.

Но шедевра не получилось. Премьера фильма состоялась на майские праздники 1979 года по первой программе Центрального телевидения. По ориентировочным расчётам, её посмотрели не менее 30-40 миллионов человек, но общественного резонанса после фильма не было, как это обычно бывает после подобных премьер.

Зрители восторженных или ругательных писем в редакцию не писали, критики сдержанно похвалили и постарались побыстрее о фильме забыть, а сами исполнители, позже в своих интервью очень редко вспоминали эту работу.

Короче, проходной фильм, в котором, как позже в одной из своих колких эпиграмм написал Гафт, лучше всех выглядел пёс!

Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.

____________________________________________________

В статье использованы кадры из фильма "Трое в лодке, не считая собаки"

Мы с вами где-то встречались...

источник



Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона



Джентельмены удачи


Когда понимаешь, что сейчас начнется хороший фильм...




Россия поднимает ставки

Визит Нуланд в Москву завершился для США безрадостно — Россия явно не собирается ничего уступать в обмен на готовность Вашингтона очистить то, что он удержать не в состоянииВозможное об...

"Чё поём?! Ликбез": Итоги 4-го голосования среди подписчиков канала по песням для новых выпусков блога

Здравствуйте, друзья, по итогам прошлого голосования среди подписчиков YouTube-канала "Чё поём?! Ликбез" по песням для новых выпусков блога победили следующие три композиции:1) Led Zepp...

Потроллить русских: как вы Украину назовете, так оно и поплывет

Есть на территории нынешней Украины русский город корабелов – Николаев. Не так давно праздновали День города, и решили к этому событию приурочить мурал, нарисованный на стене в центре г...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Да уж - фильм откровенно неудачный - особенно на фоне прекрасного и любимого многими первоисточника!
  • А мне Джером не понравился, если честно, хотя я его прочитал не раз. Ещё в школе начал первый раз читать "Трое в лодке..." и бросил на середине. В более зрелом возрасте прочёл его сборник от корки до корки, но удовольствия не получил. Как минимум - не "Посмертные записки Пиквикского клуба". А фильм получился так себе, это точно. Особенно вглаза бросалось еврейское засилье в титрах. Я ничего не имею против актеров и режиссеров-евреев, но были отдельные наши фильмы, будто в Израиле снятые.
    • DZ
    • 16 января 11:01
    :thumbsup: согласен
  • Хорошо, что студию Довженко к хорошим фильмам не пристегнули! Вот уж унылость была. Один Быков луч света - и того сожрали, в пыль стёрли. Хохлы?.. На первом месте для меня - Ленфильм.