Одно из последних интервью Олега Борисова, в котором он рассказал о своей самой любимой кинороли

17 1975

В еженедельнике «Мегаполис-экспресс» в 1991 году было опубликовано интервью известного советского актера, народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова, где он рассказывал о своем творчестве, об отношении к перестройке и к тому, что происходило в стране в те годы. Он был полон творческих планов, рассказывал о созданном им театре антрепризы и о том, что отсутствие цензуры имеет как положительную, так и отрицательную стороны и для кино, и для театра.

"За двумя зайцами" (1961).

Журналиста удивило то, что человек, который в это время боролся с тяжелым онкологическим заболеванием, совершенно серьезно и уверенно строил свои планы на десятилетия вперед.

Когда корреспондент стал спрашивать о его последних сыгранных ролях в кино, Олег Иванович ответил, что по-настоящему ему не стыдно только за один фильм из всех, снятых в период перестройки. Это картина Вадима Абдрашитова «Слуга».

"Слуга" (1988).

В остальных картинах где-то не получалось так, как хотелось, где-то режиссер настаивал на варианте, который актер ни считал лучшим, а где-то он вообще пожалел, что дал согласие на работу. Правда, названия фильмов актёр тактично не назвал.

Павел Луспекаев, Олег и Лев Борисовы в середине 60-х.

На вопрос, какая из сыгранных ролей ему ближе всего, в которой он похож на себя как на человека, Борисов ответил, что в каждой роли есть его личная частица. Олег Иванович сказал, что всегда завидовал актёрам, которые умели превращать себя в «тесто для рук режиссера», где сам артист полностью удалял себя как личность из создаваемого образа. Это дано очень немногим, и он сетовал, что ему это никогда не удавалось.

"Остров сокровищ" (1982).

В каждой роли, независимо от того, положительная она или отрицательная, нравится ему самому этот образ или же он глубоко омерзителен, всё равно всегда присутствовала частица самого актёра. Где-то больше, а где-то меньше. И чем меньше в персонаже было своего, тем труднее ему давалась роль.

"По главной улице с оркестром" (1986).

Если вспоминать только кинороли (а в театре актер сыграл почти столько же ролей, сколько и в кино – более пятидесяти!), то наиболее выматывающими и трудными он назвал две. Это роль Джека Рафферти в одноименном фильме режиссера Семена Арановича и роль Тома Аткинса так же в одноименном фильме немецкого режиссера Хельге Тримперта.

"Аткинс" (1985).

В политической драме «Рафферти» Олег Иванович рассказал, что никак не мог понять и найти сущность своего героя – современного американского политика. Он понимал, что фильм будут смотреть люди, знающие эту кухню доподлинно, и ему не хотелось выглядеть непохожим или даже смешным.

"Рафферти" (1980).

Примерно тоже самое и касалось роли Тома Аткинса, которую он видел немного по-другому, чем режиссер. Но тоже так и не смог до конца разобраться в его внутреннем мире.

На вопрос журналиста, а какие роли давались ему особенно легко, актёр с улыбкой ответил, что те, в которых герои очень напоминали ему самого себя. Например, в фильме «Дневник директора школы» главный герой был ему очень близок по внутренним ощущениям.

"Дневник директора школы" (1975).

Олег Иванович сказал, что на съёмках этого фильма он поймал себя на мысли, что ему очень интересна профессия педагога. И что если бы он не стал актёром, то, наверное, стал бы учителем. Возможно, этот фильм по своему сюжету и сценарию менее яркий и захватывающий, чем некоторые другие фильмы с его участием, но сниматься ему в том фильме было легко и приятно. И также приятно было смотреть на себя в этой картине, что бывает очень редко. Он добавил, что это, пожалуй, был единственный случай в карьере, когда у него не было претензий к самому себе.

"Дневник директора школы" (1975).

Олега Борисова не стало в апреле 1994 года, то есть менее чем через три года после того интервью. В эти последние три года он одновременно играл на сценах трёх московских театров и снялся в трёх фильмах. И везде, и в спектаклях, и в фильмах он играл только главные роли. А последней киноработой 64-летнего Олега Ивановича стал фильм «Мне скучно, бес».

Это философская мистическая фантазия по мотивам Иоганна Гёте, Александра Пушкина и Томаса Манна. А автором сценария и режиссёром-постановщиком этого фильма был его 37-летний сын Юрий Борисов.

Олег Иванович Борисов с сыном Юрием.

К слову, Юрий Олегович Борисов прожил еще более короткую жизнь. Он стал известным режиссером и поставил более двадцати театральных спектаклей в Московском камерном музыкальном театре и в Московском театре оперетты. А его последней режиссерской работой стал балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева в Большом театре.

Юрий Борисов скончался внезапно в 51-летнем возрасте от инфаркта. Это случилось 16 ноября 2007 года.

Могила Олега и Юрия Борисова на Новодевичьем кладбище в Москве.

CINEMA

источник





Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Обсудить
  • Спасибо за статью! Олег Борисов - один из моих любимых актеров. И запомнился именно по роли в фильме "Рафферти" - играли вместе с Евгенией Симоновой, просто два бриллианта в одном фильме.
  • Великолепный артист! Высочайшего полета! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Светлый человек и талантливый актер. В отличие от тезки Олега Ефремова
    • mikle
    • 12 августа 2022 г. 09:21
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Уходит эпаха великих! Эпоха безликих идет...