Не первый, не второй, а уже третий год идут разговоры о том, что русский театр нужно спасать от засилья оккупировавших его либералов. Но если судить по итогам театральной премии "Золотая маска — 2024", работа на этом направлении лишь едва началась.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/1%20%28153%29.png)
Как гласит одна из русских поговорок, по герою и награда. То есть в зависимости от того, какой поступок совершил человек или какого достижения добился, такое вознаграждение (либо воздаяние) он и заслужил.
Но справедливо и обратное утверждение: есть такие награды, сам факт получения которых является если не приговором, то красноречивым свидетельством, какие ценности исповедует и каких взглядов придерживается лауреат.
О том, что наиболее раскрученная прессой и престижная в профессиональных кругах театральная премия "Золотая маска" была одним из зримых выражений господства либералов в отечественной культуре "эпохи до СВО", Царьград уже неоднократно и подробно писал. Прошедшая 24 июня в Москве тридцатая по счёту церемония вручения названной премии наглядно показала: хотя на календаре уже 2024-й, третий год спецоперации, борьба за подлинно национальный русский театр далека от победного завершения.
А место встречи изменить можно было?
Юбилейная "Золотая маска" прошла на сцене Московского театра имени Вахтангова — и уже сам выбор площадки для церемонии оказался пикантно-сомнительным. В мае текущего года полыхнул скандал в связи с намерением руководства Театра имени Вахтангова устроить чествование памяти своего бывшего художественного руководителя Римаса Туминаса.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/2%20%2833%29.jpg)
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВАХТАНГОВА. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР — ПОСМОТРИ!"
И это притом что после начала СВО достоянием общественности стали русофобские высказывания литовского режиссёра. Вряд ли можно сомневаться: если бы не народное возмущение, в прославленном театре успешно и втихомолку устроили бы вечер умилительных воспоминаний о Туминасе. И его наполненные ненавистью к России высказывания не помешали бы "просвещённой" театральной публике столицы.
Ревякина против Машкова
Но место проведения "Золотой маски" — это десятая, а то и сорок пятая доля проблемы. Гораздо важнее то, что номинанты премии были выбраны из спектаклей, премьеры которых состоялись с 1 августа 2022 года по 31 июля 2023-го, ещё прежним жюри. Жюри, находившимся под очевидным влиянием многолетнего директора "Золотой маски" Марии Ревякиной — одного из символов и двигателей той либеральной культурной среды, которую в нашей стране, увы, успешно строили с 1990-х годов.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/3%20%2826%29.jpg)
МАРИЯ РЕВЯКИНА. ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"
Формально — на словах и в официальных документах — "Золотая маска" преследовала благие цели. Например, они были сформулированы как "сохранение и развитие традиций российского театра" и "укрепление единого культурного пространства страны". Однако на деле приоритетом для Ревякиной и её команды стала другая постулированная задача — трактуемое с либеральных позиций "определение тенденций современного театрального процесса". Как известно, для поборников "демократических ценностей" синонимом "современного" является исключительно западное…
Характерно, что на посту директора театральной премии и фестиваля "Золотая маска" Мария Ревякина числится по сей день. Но с декабря 2023-го президентом "Золотой маски" стал Владимир Машков. Не вдаваясь в хитросплетения юридических и закулисных тонкостей полномочий директора и президента, остаётся констатировать, что только с приходом Машкова в руководстве премии появился человек, способный защищать интересы национального русского театра.
Странная промежуточная церемония
Но для того чтобы традиционный и патриотический вектор театральной жизни получил ощутимое выражение (помните — "по герою и награда"?..), прошло слишком мало времени. В итоге хотя Машков и вышел на авансцену юбилейной "Золотой маски", соискателей самой престижной отечественной театральной награды подбирала ещё команда Ревякиной. Той самой Ревякиной, которая сейчас не просто держится в тени, а делает вид, как будто и не имеет отношения к премии, директором которой по-прежнему остаётся.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/4%20%2820%29.jpg)
НЫНЕШНЕМУ ГЛАВЕ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" ВЛАДИМИРУ МАШКОВУ ДОСТАЛОСЬ ТЯЖЁЛОЕ НАСЛЕДСТВО ОТ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" ПРЕМИЯ И ФЕСТИВАЛЬ"
Так что "Золотая маска — 2024" очевидным образом носит промежуточный характер. И то, что Машкову пришлось не столько хвалиться достижениями русского театра, сколько стараться всячески нивелировать "достижения" либеральных предшественников и едва ли не извиняться за них, свидетельствует: эти деятели поработали плодотворно. Разбираться с плодами их работы предстоит долго и трудно.
Не все награды нашли своих героев
Вывод этот основан не только на том, какие спектакли и персоналии были удостоены награды, но и на том, в каком количестве номинаций победителя просто не смогли выявить.
24 июня на вахтанговскую сцену за "Золотой маской" не поднялись представители восьми (!) номинаций. И если какие-то из обделённых категорий можно условно посчитать за "технические" (скажем, "Лучшая работа дирижёра. Балет", "Лучшая женская роль. Балет", "Лучшая женская роль. Оперетта/Мюзикл"), то остальные относятся к числу концептуальных.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/5%20%2811%29.jpg)
ОДИН ИЗ СЧАСТЛИВЫХ ОБЛАДАТЕЛЕЙ "СЧАСТЛИВОЙ МАСКИ" — В 2024 ГОДУ ПРЕМИЮ ВРУЧИЛИ ДАЛЕКО НЕ ВО ВСЕХ НОМИНАЦИЯХ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" ПРЕМИЯ И ФЕСТИВАЛЬ"
"Лучший спектакль. Опера", "Лучшая работа режиссёра. Опера", "Лучший спектакль. Современный танец", "Лучшая работа режиссёра. Оперетта/Мюзикл" и в особенности "Лучшая работа драматурга" — отсутствие победителей в этих номинациях является молчаливым, но красноречивым признанием нынешнего руководства премии. Признанием в том, что подобранные либеральными экспертами претенденты в названных категориях настолько далеко ушли от традиций русского театра по направлению к "тенденциям современного театрального процесса", что наградить их просто рука не поднимается.
А ведь 8 номинаций-"сирот" — это более четверти от 29 категорий "Золотой маски" (без учёта 5 специальных премий). Так что ни о какой случайности речи не идёт.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/6%20%286%29.jpg)
НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ОРГАНИЗАТОРЫ "ЗОЛОТОЙ МАСКИ — 2024" ПОСТАРАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ЦЕРЕМОНИЮ НАГРАЖДЕНИЯ КРАСОЧНОЙ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" ПРЕМИЯ И ФЕСТИВАЛЬ"
"Я умоляю, остановитесь!"
Тем более не вписывается в версию о "случайности и недоразумении" большого количества оставшихся без наград номинаций тот факт, что несколько "Золотых масок" отправились-таки к представителям либерального театрального искусства.
Так, две награды "ушли" к создателям спектакля "Чайка" (постановка Петербургского малого драматического театра — Театра Европы). Премию за лучшую работу режиссёра в Драмтеатре получил Лев Додин, а приза "За лучший актёрский дуэт" удостоились сыгравшие в этой постановке Елизавета Боярская и Игорь Черневич.
Нет смысла оспаривать большой вклад Льва Додина в отечественное театральное искусство, однако, как, гласит распространённое выражение, есть нюанс. И заключается он в том, что выдающийся театральный режиссёр — ещё и "нетвойнист".
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/7%20%285%29.jpg)
ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ (НАВЕРНЯКА УВАЖИТЕЛЬНОЙ…) РЕЖИССЁР ЛЕВ ДОДИН НЕ ЯВИЛСЯ ЗА ПРЕМИЕЙ "ЗОЛОТАЯ МАСКА". НАГРАДУ ДЛЯ НЕГО ЗАБРАЛА АКТРИСА ЕЛИЗАВЕТА БОЯРСКАЯ. СКРИНШОТ: САЙТ ИЗДАНИЯ "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
Практически сразу после начала СВО Додин направил Владимиру Путину открытое письмо, в котором изложил перечень либеральных "миролюбивых" заклинаний против действий России по защите собственной безопасности и русских Донбасса.
Мне, ребёнку Великой Отечественной войны, даже в страшном сне невозможно было себе представить российские ракеты, направленные на украинские города, сёла, загоняющие киевлян в бомбоубежища, заставляющие их бежать из своей страны. <…> Совершим невозможное: сделаем XXI век таким, каким он мечтался, а не таким, каким мы его сделали. Я делаю то единственное, что могу: я умоляю, остановитесь!
Задаваться вопросом, проявлял ли Лев Додин такой же эмоциональный и публичный "пацифизм" во время террористических атак киевского режима на Донецк и Луганск, не имеет смысла. Отрицательный ответ очевиден и типичен для либеральных "нетвойнистов"…
Премия для тех, кому она не нужна
Ещё более удивительным должен был стать факт присуждения премии "Золотая маска" спектаклю Театра имени Вахтангова "Генерал и его семья" в номинации "Лучший спектакль. Драматический театр. Малая форма". Ведь спектакль этот поставлен по пьесе Тимура Кибирова — одного из культурных деятелей либерального толка, который никогда не скрывал своей русофобии и получал за это солидные литературные премии.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/8%20%283%29.jpg)
ТИМУР КИБИРОВ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "ТЕОЭСТЕТИКА"
Лишь одна цитата, иллюстрирующая отношение Кибирова к России и русскому народу:
В стране же действительно фашизм. Если у слова "фашизм" есть твёрдое значение, то это — фашизм. <…> [Владимир Путин] просто продукт некой среды, среды мерзкой, гэбэшной. Как получилось, что он оказался во главе ядерной державы, честно говоря, не понимаю.
Но наиболее примечательное награждение "Золотой маски — 2024" состоялось в номинации "Лучший композитор". Лауреатом стал Дмитрий Курляндский за музыку к спектаклю из Перми "Катерина Измайлова". На сцену за премией Курляндский не поднялся, что неудивительно — после начала спецоперации композитор сбежал во Францию.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/9%20%283%29.jpg)
ДМИТРИЙ КУРЛЯНДСКИЙ (КРАЙНИЙ СЛЕВА) В "ЭПОХУ ДО СВО" БЫЛ ОБЛАСКАН ВНИМАНИЕМ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПУБЛИКИ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ"
Ну, уехал и уехал — однако особую пикантность ситуации придала оперативная реакция самого Курляндского на факт получения "Золотой маски". Либерал-беглец выразил удивление по поводу столь высокой оценки своей работы на Родине, но благодарности не высказал. Напротив, выдал необходимый набор штампов про "ужасный тоталитарный режим" и "плохую Россию" и после этого незамедлительно от премии отказался. Не желает, видите ли, Курляндский иметь хоть что-то общее с "этой страной".
Патриотическая инициатива вопреки
Подобная ситуация на "Золотой маске" — несколько премий либералам, ещё больше "пустых" номинаций — на самом деле не удивляет. Тревожная ситуация с неослабевающим влиянием либералов в русском театре очевидна.
Например, как уже обращал внимание Царьград, либеральное лобби по-прежнему определяет репертуарную политику большинства театров нашей страны — и пусть втихую, но эффективно противостоит назревшим изменениям в культуре.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/10%20%283%29.jpg)
РЕДЧАЙШИЙ СЛУЧАЙ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЫ — ПОСТАНОВКА, ПОСВЯЩЁННАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВО (ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ "ПОЗЫВНОЙ "СВЕТ"). СКРИНШОТ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КРЫМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Напомним, что на момент второй годовщины начала СВО в самых известных театрах Москвы и Санкт-Петербурга наблюдалось почти полное отсутствие спектаклей на патриотическую и военную темы (в среднем — менее одного спектакля подобной направленности на афишу одного столичного театра).
При этом чем дальше от либеральной культурной атмосферы двух столиц, тем с патриотизмом в театрах дела обстоят лучше. Так, на восьми сценах в регионах, находящихся в непосредственной близи от зоны проведения спецоперации, зрители могут увидеть 23 военно-патриотических спектакля, 13 из которых были поставлены уже после начала СВО. Два спектакля посвящены непосредственно историческим событиям, развернувшимся после 24 февраля 2022 года.
Паниковать нет нужды, ситуация с репертуаром постепенно меняется к лучшему. Правда, пока в этой сфере тяжело избавиться от впечатления, что патриотические спектакли рождаются в качестве "исключения из правил" и "инициативы снизу вопреки бездействию сверху". Вопреки именно активному, враждебному бездействию…
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/11%20%285%29.jpg)
ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ "ОПОЛЧЕНСКИЙ РОМАНС". СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "ВАШИ НОВОСТИ"
Но такие постановки всё-таки появляются: так, главный режиссёр Норильского Заполярного театра драмы имени Маяковского Анна Бабанова представила на суд зрителей спектакль "Ополченский романс" по одноимённой книге Захара Прилепина. Произведение посвящено подвигам защитников Русского мира в Донбассе в период с 2014 года до начала СВО.
Что с того?
Напрашивается мнение, что нынешний полукомический-полускандальный характер премии "Золотая маска" — это сугубо ситуативное явление.
Мол, так сложился регламент, номинантов определяла прежняя либеральная команда Ревякиной, а нынешний коллектив во главе с Машковым оказался вынужден представлять публике чужое детище. Но на следующий год подход к выбору номинантов должен быть уже другим — и тогда никакого ощущения двойственности и казусов вроде "гордого отказника" Курляндского уже не возникнет.
Что ж, будем надеяться и ждать. Но с тем, что "Золотая маска — 2024" это единичный казус, согласиться нельзя.
Существует крылатое выражение о волках в овечьих шкурах. Так вот, либералы в нашем театре — это волки, которые даже не видят необходимости маскироваться и с гордостью демонстрируют всем свой антирусский оскал. Непонятны только два момента.
Во-первых, за кого эти "деятели культуры" принимают русский народ — то ли за безмолвных овец, то ли за ничего не соображающих баранов?
Во-вторых — сколько ещё мы будем играть столь малопочётные роли в играх этих "мастеров искусства"?
Александр Бабицкий
![](https://cont.ws/uploads/pic/2024/7/6%20%2810%29.jpeg)
Оценили 14 человек
31 кармы