Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

«Солнцестояние»: взгляд на квазитрадиционность

4 5937

Когда идешь в современный кинотеатр, то предполагаешь увидеть там уже достаточно классическое голливудское кино. «Игра престолов», марвеловская эпопея – яркие представители современного развлекательного контента. Если что-то отходит от этой линии, то это уже можно причислять к немассовому и авторскому жанру. И такие картины всё меньше и меньше идут в кинотеатрах.

«Солнцестояние» является тем самым необычным и неканоничным контентом современных кинотеатров.

У картины полная неопределенность жанра. Это – не фильм ужасов, хотя он и страшный; психологический триллер – несомненно; элементы чёрного юмора – они здесь есть; это не хоррор, ведь тут нет рек крови, хотя от каждого убийства в фильме тенят зловещим холодком. Убийства в этой картинке не для развлечения: они отдают ужасом, в первую очередь, из-за той мотивации, на которой основаны убийства, совершаемые религиозными психопатами закрытой шведской общины.

Фильм шокирует не спецэффектами или глубиной сопереживания герою фильма, а тем абсурдом, который в фильме является базой сюжета. Абсурд в том, что в современном мире современные образованные горожане оказались в квазитрадиционной общине, которая существует из-за тотального толерантного отношения современного западного сообщества к сектам.

Шведское общество одно из самых атеистических в мире – по разным статданным около 85 процентов населения причисляют себя к атеистам. При этом там же происходит некий ренессанс традиционного уклада, когда всё больше шведкой молодежи обращаются к традициям своих предков: шведы всё чаще называют своих детей старыми языческими именами, все больше людей увлекаются языческой религиозной традицией. Такая странная ситуация вызвана двумя противоречивыми процессами. С одной стороны, шведы, считая себя современными либеральными и толерантными европейцами, всё меньше обращаются к христианской церкви, считая это архаизмом. С другой стороны, на фоне инокультурной миграции у них происходит запрос на национальную идентичность, которую они начинают искать в более древних, чем христианство, источниках.

Избавившись от одной религиозной зависимости, шведы оказываются беззащитны перед другой религиозной традицией, которая существовала куда в более суровые времена, когда ценность человеческой жизни была нулевой. Авторы наполнили фильм рядом аллегорий, которые отсылают нас к анализу религиозного мышления современных людей. Каким бы не был уровень научного прогресса, часть общества всё равно будут обращаться к наиболее абсурдным, но простым ответам. Именно с этими людьми работают различные экономические мошенники и современные религиозные секты. Доверчивость, предрасположенность к психологической и эмоциональной зависимости, стремление найти простые ответы на самые сложные вопросы, стремление быть причастным к чему-то большему – все эти запросы удовлетворяют сегодня многие объединения, начиная с религиозных сект, заканчивая субкультурами и объединениями людей по досуговым интересам. Не все такие объединения являются злом, ведь человеку будет проще, если он найдет способ удовлетворить свои эмоциональные и психологические запросы.

Фильм показывает, насколько современные люди, обвешанные гаджетами, являются людьми с другой планеты, оказавшись в традиционной общине, живущей по канонам вековой давности. Авторы фильма переместили людей куда-то в прошлое, хотя перемещения во времени на самом деле и не происходило. И мышление современных образованных горожан, и мышление психопатов религиозной общины являются составляющими современного мира.

Существует предположение, что современное научное мышление уже навсегда похоронило архаику и ненаучность. Но почему-то в мире появляются люди, отрицающие научный прогресс. Одни люди не хотят колоть своим детям прививки, которые еще 80-100 лет назад спасли кучу людей от смертельных заболеваний. Другие люди верят, что наша планета не имеет форму шара, а инопланетные существа давно живут среди нас. Третьи считают гомеопатию и астрологию научными дисциплинами.

Если человечество совсем уверует в то, что за научным прогрессом поспевают абсолютно все люди планеты, то существует вероятность просмотреть угрозу, исходящую от «технофобов». Этот фильм может стать для определенной части населения прививкой от стремления к бездумной реконструкции прошлого. Любые реконструкторы мифологизируют прошлое. Например, сталинисты хвалят свой исторический период, забывая про его ужасы. А поклонники царской России, в том числе и при участии Церкви, наполняют святостью и безгрешностью свой любимый исторический период.

Человечество проделало за последние тысячи лет огромный скачок в своём развитии. Законы общества настолько стремительно развиваются, что подходы к одним и тем же явлениям меняются буквально в течение одного поколения. Вчера придержать за женщиной дверь – это показатель воспитанности, сегодня – показатель твоей зашоренности. Это показывает, что даже научный и общественный прогресс, доведенный до абсурда, может вызвать у людей как раз отторжение этих процессов и в итоге может произойти откат в развитии цивилизации. Как он может выглядеть? С преувеличением и упрощением это показали авторы «Солнцестояния».

У картины всё хорошо с технической частью. Игра актёров, в том числе и весьма известных, а также работа оператора отвечают современным запросом на массовое кино. Операторская работа одна из самых выразительных в картине, многие кадры в ней многослойны, что заставляет не фокусироваться на переднем плане. Картинка совершенно нестатичная, ведь члены общины в ней постоянно находятся в синхронном движении, образуя единую симфонию, которая погружает всех в массовую медитацию. Если из кадров убрать главных героев фильма и крутить жизнь этой общины без них, то зритель в определенный момент и сам окажется подверженным этому гипнотическому действию.

Главные герои являются прототипами зрителей этого кино – современные образованные горожане следят в этом фильме именно за собой. Современный человек не может себя представить на месте жителя этой общины, особенно в начале картины. В конце же зрителя подталкивают к размышлению о том, что и это не совсем так. Даже современный человек, который уверен в адекватности окружающих его людей, должен быть всегда готовым к абсурду, негуманности и уродливости поведения окружающих. Что движет людьми, которые хватаются за нож и убивают первого попавшегося человека у себя на пути? Что движет людьми, которые вступили в «ИГИЛ» (запрещенная в России организация)? Что движет теми многими психопатами, которые живут среди нас? Нужно быть внимательным и никогда не терять бдительности, а то, раз, и ты уже сидишь на троне из цветов и решаешь, должен умереть твой друг или он ещё будет жить (про цветы – отсылка к фильму).

Рейтинг этой картины точно будет невысоким. Он странный и провокационный. Где-то даже мерзкий и противный. В определенные моменты хочется отвернуться и закрыть глаза, но не из-за какой-то страшной кровавой картинки (их тут как раз почти нет), а потому что у тебя в голове нет ответов, почему так происходит.

Над сценарием «Солнцестояния» точно поработали профессиональные историки, антропологи и религиоведы. Перед нами отсылки к реальным языческим традициям прошлого, к рунописи и реально существующим видам казни. Один из самых жутких кадров, когда показывают тело героя, подвергшегося пытке под названием «Кровавый орёл» (у жертвы такой казни вскрывают спину, обламывают ребра у позвоночника и раздвигают их как «крылья», вытаскивая наружу через спину лёгкие). В скандинавских источниках этот вид казни упоминается как используемый язычниками по отношению к христианам. В сериале «Викинги» этот вид казни встречается, например, аж дважды.

В «Солнцестоянии» можно многократно увидеть ссылки на сериал «Викинги». Либо они там находятся, так как тема «Викингов» и этой картины пересекаются, либо таким образом авторы фильма хотят показать иной взгляд на те события и обряды, которые прославляются в «Викингах». Если поместить эстетику сериала «Викинги» в современные условия, то не остается ничего геройского, за чем хотелось бы пристально следить и восхищаться. Это два подхода к съемкам фильмов о войне. Одни в таких фильмах покажут героизм и бесстрашие, другие покажут правду, где будет грязь, мучения и смерть. Первое – это развлечение, второе – прививка. В современном кино могут существовать тот и другой подход, но для общества важно, чтобы они были оба, так как уравновешивают друг друга.

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Обсудить
  • Хроший фильм! :thumbsup: А рейтинг у него выше среднего 7,5!!! Афтар, заканчивай ладан курить! :laughing:
  • С тигриной мордой знатный дебил, по существу ничего сказать не может, нагадит в комментариях и сразу же заносит в чёрный список. Не кошка, а чмошка.
  • Женя, нет никакого прогресса, и человечество не изменилось, - все также помирает. :sunglasses: