Le Charme discret de la bourgeoisie — кинофильм Луиса Бунюэля 1972 года. Знатоки и сегодня помнят, как в нём средствами сюрреализма высмеивалось лицемерие буржуазного общества. В 1972 году фильм удостоился премии «Оскар» как лучший иностранный фильм. В советский прокат вышел в 1987 году. До гибели СССР оставалось около 4-х лет, но многие ощущали тлен и распад заранее. И нас не родные Бунюэлю места тревожили, а наши, если кто сразу не догадался.
Начнём по следам Агутина сюрреалистический путь, добиваясь нового уровня иносказательной сатиры? Дело в том, что некогда звёздный музыкант недавно опять попал под раздачу.
— Мы никогда не участвовали в сборе денег для ВСУ, — отвечал около года назад Агутин политику-справедливороссу Сергею Миронову. — Кто-то первый ляпнул для красного словца, и многие с удовольствием подхватили. На моих страницах в соцсетях мы давно это опровергли с фактами и доказательствами. Теперь получается, что вы предъявляете нам серьезное обвинение, не имея никаких для этого оснований…
Чисто по фактам: Агутину с роднёй понравилось в Штатах, нравилось дружить с Ди Меолой и считаться на международной эстраде равновеликой звездой. Российский зритель кормил звёздную семью, покупая билеты и пополняя ряды фангрупп, реклама напоминала о звёздном статусе, репутацией неплохо торговалось, пока не созрел в обществе вопрос, а точно ли Агутин и Варум — патриоты.
И, кстати, патриоты какой страны они? Украины, Штатов или РФ? Публике захотелось знать, но Агутин с семейством отмолчались. После противоречивой истории с его участием в фестивале U For Ukraine, стало ясно, что дело мутное — позволил ли Агутин использовать свою репутацию (улик нет), втёмную ли им попользовались (есть не улики, а только результаты использования), но патриотом нашей страны и другом народа артиста считать не получилось. Или об этом слишком обильно толковала хайпожорская пресса?
Вчера Яндекс-Дзен разместил инфу от «Курьер.Среда», что концерт Агутина с «Квартетом И», намеченный на 17 мая в Санкт-Петербурге отменён — артист не озвучил гражданскую позицию в отношении СВО. Даже ходили слухи, что музыкант покинул страну и перебрался в США, где уже давно обзавёлся недвижимостью и счетами.
Неугоден? А кому? Народ за него или против? А если народ не одобряет, то кто опять навязывает культурному полю спорную рассаду? Вопросы, вопросы…
Кстати, слухи о сочинском концерте не подтвердились: в июле в Сочи с участием Агутина запланирован большой музыкальный образовательный форум, однако депутат Роман Худяков (ЛДПР) настаивает: «Делать выводы рано. Необходимо услышать чёткую гражданскую позицию».
Похоже, разруха в головах срикошетила, и на постсоветской эстраде, как и в жизни, сегодня видим то либерастический беспредел, то фанатизм, пародирующий патриотический уклад, то квазипатриотическое кликушество, то вообще не пойми что, но явно не норму. Может, сперва разберёмся, почему полвека назад скромное обаяние буржуазии удалось рассмотреть только сюрреалистически?
Бунюэль показал, как представители буржуазии превратились в карикатуру — от них остались только оболочки, но даже себе они не интересны… Важно соблюдать условности и этикет, чтобы не утонуть в хаосе и бессмысленности, и буржуазные разговоры нужны для заполнения неловкой тишины, а в фильме они часто прерываются посторонними шумами вроде сирены или выстрелов — во время финальных титров вообще слышен только невнятный шум. Герои ведут себя неестественно, а диалоги представляются «картонными», что подчёркивает тотальную фальшь их жизненного уклада… Ничего не напоминает?
Если Бунюэль и в самом деле давно показал, нам осталось только увидеть. За тридцать лет в постсоветском культурном поле накопилось слишком много гламура и попсы, с какими-то целями навязанных обществу в качестве морально-этических образцов. Те цели сегодня кажутся миражами, а не образами будущего. А настоящее-то что?
Кажется, настоящее без глазури и карамели рождается прямо сейчас. Мы с вами — соучастники, мамо-папы этого процесса. Поёрзает Агутин перед ультрас из ЛДПР и других партий или опять отпетляет — это мы скоро увидим. Но дело не в Агутине, так ловко сумевшем сказать много ни о чём, что мало кто понял, что он на самом деле сказал о своём патриотизме. Дело в нас сегодняшних.
Кстати, один из повторяющихся занятных образов картины — шествие героев по дороге сквозь бесконечно длинное поле в тишине. Возможно, так режиссёр хотел показать постепенный уход капиталистического общества на задворки истории или просто запутать зрителя, привыкшего искать подтекст. Да и сказка о Голом Короле иногда получает новое прочтение в контексте реакции зрителей и критиков на авторское кино.
Только на кино? Бабушка советской попсы и её Галкин оказались пред нами голышом. Агутин и аналогичные деятели оказались? Список-то персонажей длинный, а второй год СВО заставляет нас трезветь и отвыкать верить в гламурные сказочки рекламы, promotion-приёмчики и подходцы паблик рилейшнз (PR).
С Агутиным авось прояснится, но осадочек остался — что-то нужно, что избавит нас от коллективных сомнений. Однако нам важны не Голые Короли, а мы сами. И отвечать на вопросы, вставшие перед нами в ходе СВО, должны не агутины, а мы себе и потомкам.
Оценили 17 человек
17 кармы