Еврейский фильмец еврейского Мосфильма «Семнадцать мгновений весны».

6 928

Вы скажете: «При чем тут евреи? Ведь этот телесериал — о немцах, нацистах…» И будете правы. И все-таки речь здесь пойдет о евреях — тех, кто придумал сериал, кто снял его и кто снялся в нем.

Итак, сюжет романа «Семнадцать мгновений весны», по которому был снят одноименный двенадцатисерийный телефильм, придумал писатель Юлиан Семенов. Семенов — это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Ляндрес. 

Отец его, Семен Ляндрес, редактор одного из московских издательств, в 1952 году был обвинен в троцкизме и арестован.

Юлиан родился 8 октября 1931 года в Москве. В 1953 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения. Вскоре стал преподавать афганский язык пушту в Московском университете, где одновременно учился на историческом факультете. Там у него проявились незаурядные журналистские способности, и он стал писать статьи и публиковать их в «Правде», «Огоньке», «Литературной газете». Работал выездным корреспондентом редакций, побывал во многих странах. Семенов встречался с бывшим гитлеровским рейхсминистром Шпеером и с одним из руководителей службы СС Карлом Вольфом. Эти встречи оказали немалую помощь в создании образов нацистских руководителей в романе и сценарии к «Мгновениям». И еще ему помогли в этом беседы с советским разведчиком-нелегалом Яном Петровичем Черняком, работавшим долгие годы в фашистском логове.

О Черняке надо рассказать немного подробнее. 

Настоящее имя его было Янкель Пинхусович Черняк. Он родился в городе Черновцы 9 апреля 1909 года в еврейской семье. В 1936 году Черняк окончил разведывательную школу и стал профессиональным разведчиком. Он не был похож на еврея, и это во многом способствовало его успешной разведывательной деятельности в нацистской Германии. Светловолосый, с голубыми глазами, он походил на арийца, был красив и обаятелен. 

В Германии Черняк создал крупную шпионскую организацию под названием «Крона», завербовав в нее несколько десятков агентов. Среди них были высокопоставленные немцы, владевшие секретной информацией, или знавшие, где и как ее добыть, например, помощник министра, руководитель отдела конструкторского бюро, занимавшегося разработкой секретного оружия, несколько армейских генералов, вхожих в высокие кабинеты, в том числе и в германский Генштаб. В группу Черняка вошли также около десятка советских разведчиков-нелегалов.

Черняк имел высокий авторитет у фашистских бонз и был везде своим человеком. Он в совершенстве владел немецким и знал еще пять европейских языков. Интересный факт: за время работы в Германии ни он сам, ни один из его агентов не были разоблачены и схвачены гестапо. Группа Черняка раздобыла копию плана немецкого наступления на СССР под названием «Барбаросса», и в начале июня 1941 года передала его в Москву. В этом плане нападение Германии на СССР было назначено на 22 июня 1941 года. Доложили Сталину, но он пренебрег этими сведениями, назвав их провокацией. 

Черняк передал в Москву и план наступления немцев на Курской дуге. Сталин принял план к сведению, и это помогло советскому командованию хорошо подготовиться и выиграть сражение.

Юлиан Семенов несколько раз встречался с Черняком, и тот рассказывал ему о своей работе в фашистской Германии. Эти рассказы послужили основой для создания образа советского разведчика Максима Исаева — Штирлица. Некоторые эпизоды, рассказанные Семенову Черняком и другими агентами разведки, вошли в сериал. Помните волнующую безмолвную сцену встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант»? Этот эпизод не придуман, он взят из реальной жизни: такая встреча с женой состоялась на самом деле у одного из агентов черняковской «Кроны». Или другая история — с чемоданом советской радистки Кэт. Почти такая же история приключилась с самим Черняком и едва не стоила ему разоблачения.

Советское правительство присвоило Янкелю Петровичу Черняку звание Героя Советского Союза. Но это произошло через много лет после окончания войны, и «награда нашла героя» уже после его смерти. Когда Черняка в феврале 1995 года хоронили в Москве на Преображенском кладбище, на похоронах присутствовало много высокопоставленных военных. В их числе был начальник Генерального штаба российской армии генерал-полковник М. Колесников. Он выступил и сказал: «Ян Петрович Черняк был гениальным разведчиком, настоящим Штирлицем. С 30-го по 45-й годы он работал там же, где и Максим Исаев». Таким был бесстрашный советский разведчик, наш человек, Ян Петрович Черняк.

Что касается дальнейшей судьбы Юлиана Семенова, то после съемок «Мгновений» он увлекся идеей создания первого в Союзе частного независимого издания, и создал такое издание под названием «Совершенно секретно». Еще он основал журнал «Детектив и политика», в котором опубликовал несколько материалов, обличающих сталинизм: «Тайна Кутузовского проспекта», «Репортер», «Процесс 38» и другие. Умер Юлиан Семенов 15 сентября 1993 года после инсульта на 62-м году жизни. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Съемками телесериала «Семнадцать мгновений весны» руководила режиссер-постановщик народная артистка СССР, лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых Татьяна Моисеевна (Михайловна) Лиознова. Она родилась 20 июля 1924 года в Москве в семье Моисея Александровича и Иды Израилевны Лиозновых. Ее отец воевал под Москвой в народном ополчении и погиб в самом начале войны.

В 1943 году Татьяна поступила во ВГИК. Ее учителями были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Учась во ВГИКе, Лиознова поставила спектакль «Кармен» по новелле Проспера Мериме. К слову сказать, танец Кармен из этого спектакля позже был использован в фильме «Молодая гвардия». Помните, как Любка Шевцова танцевала перед фашистами, отвлекая их от диверсий, совершаемых молодогвардейцами?

В 1949 году Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа и стала работать вторым режиссером в фильме С. Ростоцкого «Земля и люди». В 1952 году совместно с С. Герасимовым и С. Самсоновым она поставила в Театре им. Вахтангова спектакль по китайской пьесе «Седая девушка». Вскоре она и сама написала пьесу «Голубая звезда» по мотивам китайских сказок, которую поставили в Московском театре юного зрителя. В 1958 году Лиознова сняла свой первый фильм «Память сердца», сценарий к которому написали С. Герасимов и Т. Макарова. В 1961 году она сняла фильм «Евдокия» по повести Веры Пановой, а в 1963 году вышел на экраны ее фильм «Им покоряется небо», который был удостоен главного приза «Золотое крыло» на международном кинофестивале во Франции. В 1967 году вышел замечательный фильм Лиозновой «Три тополя на Плющихе» с Т. Дорониной и О. Ефремовым в главных ролях. Этот фильм получил первую премию на международном кинофестивале в Аргентине. Премия была присуждена «за реальное отображение супружеской верности».

Телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» был снят 40 лет назад. Он очень полюбился зрителям. Все эти годы его время от времени показывали по телевидению. Но, несмотря на огромную популярность картины, она, неизвестно почему, не получила Государственной премии, хотя была представлена к награждению. В одном из интервью исполнитель роли Штирлица Вячеслав Тихонов вспоминал: «Во время съемок сериала режиссер Татьяна Лиознова, эта маленькая хрупкая женщина, превращалась в деспота, беспощадного и к актерам, и ко всей съемочной группе. Она не успокаивалась до тех пор, пока не добивалась от каждого участника съемки того, чего хотела. Поэтому и телефильм получился очень удачным». В последние годы Татьяна Лиознова долго болела и 20 сентября 2011 года умерла на 88-м году жизни. Урна с ее прахом захоронена в могиле матери на Донском кладбище.

Скажите, можно ли представить себе матерого нациста, гестаповца эдаким добряком, остроумным и веселым человеком? Обычно нам показывали их в кино и по телевидению злодеями и дураками. 

Леонид Броневой, наверное, был первым, кто наделил своего героя, шефа гестапо группенфюрера СС Генриха Мюллера, нормальными человеческими качествами. «В наше время никому нельзя верить, даже самому себе, — говорил Мюллер Штирлицу чуть ли не с еврейским юмором и продолжал: — мне — можно».

Леонид Сергеевич Броневой, народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» родился 17 декабря 1928 года в Киеве, в семье Соломона Иосифовича и Бэллы Львовны Броневых. Настоящая фамилия отца была Факторович. Многие советские евреи стремились изменить свои фамилии, имена и отчества на «более русские». Причины разные: кто-то хотел избежать обид и унижений со стороны антисемитов, кто-то пытался таким образом удержаться на работе или в вузе, когда евреев отовсюду изгоняли, а кто-то хотел скрыть свое родство с арестованным «врагом народа». Так случилось и с семьей Броневых.

Отец Леонида Соломон Иосифович участвовал в Гражданской войне, потом в течение многих лет работал в ОГПУ и НКВД Украины, был преданным партии коммунистом. Но, несмотря на все это, его, как и многих других в те годы, арестовали, обвинили в чем-то антисоветском, и он пропал. Мать восьмилетнего Лени развелась с отцом и сменила сыну отчество на Сергеевич. Но это нисколько не помогло, и его вместе с матерью в 1936 году сослали на север, в Кировскую область. Через пять лет, в начале Отечественной войны, они вернулись в Москву и вскоре были эвакуированы в Казахстан, в город Чимкент, где Леонид начал учиться в средней школе. В 1950-м он окончил Ташкентский театрально-художественный институт и стал работать в Магнитогорском, а затем Оренбургском драмтеатрах.

В 1953 году Броневой приехал в Москву, где ему посчастливилось поступить в школу-студию МХАТ, которую он окончил в 1955-м. Потом — работа в Грозненском, Иркутском, Воронежском театрах. В течение 26 лет, с 1962-го по 1988-й, Броневой был ведущим артистом Московского театра на Малой Бронной, а в 1988 году его пригласили в московский «Ленком». Роль Мюллера в сериале «Семнадцать мгновений весны» Броневой сыграл блестяще. После нее он приобрел всесоюзную популярность у зрителей. Благодаря его яркому таланту и прекрасной игре, а также неповторимой манере общаться в кадре с партнерами, матерый нацист, гитлеровец, шеф гестапо Мюллер выглядел на экране очень даже симпатичным человеком.

После «Мгновений» Броневой сыграл в кино еще более двадцати ролей: в «Формуле любви», «Покровских воротах» и др. За роль Журавлева в фильме «Простые вещи» он получил «Нику». 17 сентября 2012 года во время гастролей в Киеве у него случился инфаркт. Ему сделали операцию, которая, к счастью, прошла успешно.

Нельзя не рассказать еще о двух участниках сериала. Это артисты, которых зрители не увидели на экранах, потому что они играли свои роли «за кадром». Один из них, Ефим Копелян, читал авторский текст. Другой, Иосиф Кобзон, пел замечательные песни, которые сочинил композитор Микаэл Таривердиев.

Ефим Залманович (Захарович) Копелян родился 12 апреля 1912 года в еврейской семье в Речице, под Гомелем. В 1929 году после окончания школы он приехал в Ленинград и поступил в студию Большого драматического театра. После окончания студии его приняли в труппу, где он проработал 40 лет, до конца жизни. Е. Копелян снялся в таких популярных кинофильмах как «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Даурия», «Вечный зов» и других. Он прекрасно читал авторский текст в «Семнадцати мгновениях весны». 6 марта 1975 года у него случился второй инфаркт, от которого он ушел из жизни. Похоронен народный артист СССР, любимец публики Ефим Копелян на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Иосиф Кобзон мог и не стать исполнителем песен Таривердиева в сериале, потому что до него на пробы приглашались многие талантливые певцы: М. Магомаев, В. Обоздзинский, В. Мулерман и другие. Но режиссер-постановщик Т. Лиознова после прослушивания каждого из них неизменно отвечала: «Нет, не то!..» И только после исполнения Кобзона она сказала: «Это — то, что надо!»

Микаэл Таривердиев сочинил двенадцать различных мелодий, по одной для каждой из двенадцати серий, но решили оставить только две, которые и проходят музыкальной канвой по всему телефильму. Мелодии эти очень точно и правдиво выражают ностальгические чувства разведчика Исаева — тоску по родине, по дому.

Иосиф Кобзон родился в городке Часов Яр Донецкой области 11 сентября 1937 года в семье Давида Куновича Кобзона и Иды Исаевны Шойхет. В 1956 году Иосиф окончил горный техникум. Участвовал в художественной самодеятельности, увлекался боксом и даже стал чемпионом Украины среди юношей. С 1956 по 1959 год служил в армии, где пел в ансамбле песни и пляски. В 1959 году Кобзон приехал в Москву и стал солистом Всесоюзного радио. В 1973 году окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Певец регулярно выезжал на гастроли во все уголки СССР, пел патриотические, лирические, шуточные песни, а также песни, посвященные Великой Отечественной войне. В его репертуаре русские, украинские, еврейские песни. Песни, исполняемые И. Кобзоном в сериале: «Не думай о секундах свысока…», «Я прошу хоть ненадолго…» — поистине берут за душу.

Телефильм «Семнадцать мгновений весны» снимал большой творческий коллектив, в составе которого были и наши люди. О некоторых из них мы рассказали. Фильм этот — о последних мгновениях фашистского рейха, о советских нелегалах, которые вместе с армией и народом приближали такой долгожданный День Победы.

Геннадий Гельфер

https://cont.ws/@vas67/2045060

Еврей Гитлер и его еврейские спонсоры.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • "Телефильм «Семнадцать мгновений весны» снимал большой творческий коллектив, в составе которого были и НАШИ ЛЮДИ". - Остальными, надо полагать, были "ихние нелюди"?
  • Толковый и взвешенный анализ, хотя и с акцентом на еврействе творческого состава. Увы, да.
  • Не все дурачки антисемиты Но все антисемиты дурачки
  • Какой идиот записал Наума Эйтингона в руководители ГУЛАГа???!!!
  • Вообще то, главная черта "семнадцати мгновений" лживость. Талантливая лживость. Особенно в характеристиках гитлеровский бонз.