Как Иоанн Грозный боролся с проникновением иудаизма на Святую Русь.

12 1371

https://diletant.media/articles/45268367/

…Приближался 1492 год. Для нынешнего читателя эта цифра не несёт в себе никаких знаков, но в конце XV века православные христиане ждали 7000 год от сотворения мира. Пришествие антихриста, Страшный Суд — все ужасы, описанные христианскими проповедниками, могли вот-вот сбыться. На этом фоне в Новгороде появляется ересь «жидовствующих» — тех, кто, помимо прочего, решил пересмотреть некоторые догмы Восточной Христианской Церкви, не особо веря в конец света.

Схарий. Начало ереси

История еретического течения, впоследствии проникшего даже в ближний круг Великого князя Ивана III, началась в 1470 году в Великом Новгороде. Тогда противостояние Новгорода и Московского княжества близилось к своему логическому завершению, часть бояр олигархической республики пыталась избежать скорого присоединения к южному соседу.

Недовольные политикой Москвы, они пригласили князя Михаила Олельковича, правнука знаменитого литовского князя Ольгерда. Его правление в городе не оставило о себе какой-либо значительной памяти, кроме, разве что, одного, казалось бы, непримечательного момента.

Великий Новгород. Современный вид.

В свите приглашённого из-за рубежа князя оказался некий «жидовин» Схарий. Впоследствии в полемической литературе, написанной оппонентами жидовствующих, он назывался известным астрологом и чернокнижником.

Его широкие познания в области разных нетривиальных наук заинтересовали некоторых новгородских клириков. Вскоре в Новгороде появились и другие евреи — Иосиф Волоцкий, знаменитый церковный деятель XVI века, даже перечислил их имена: Осиф. Шмойло, Скарявей, Мосей и Хануш.

Число заинтересованных иудейским учением стало расширяться.

Среди них оказался, помимо священников, светский человек, Григорий Тучин, представитель знатного боярского рода. После разгрома новгородской вольницы он перешёл на службу к Ивану III и порекомендовал ему лояльных священников, неких Алексея и Дениса, которые уже несли в себе «жидовствующую заразу».

Евреи на Руси

Контакты между евреями и христианами были обычным делом для европейской жизни тех лет. Русская земля не была исключением — прослойка иудеев присутствовала в крупных торговых центрах, которым, например, являлся Новгород. Однако в отличие от Западной Европы, где преследования евреев в XV — XVI веках только усилились, в русских княжествах такого не происходило.

Еврейский погром в Праге в XIV веке.

Однако примерно в это время начали появляться переводные работы западных богословов, в которых ярко выражалась тема противостояния влиянию иудаизма. Эти литературные памятники были позаимствованы из Византии, исчезнувшей в 1453 году под ударами османских завоевателей. Тем не менее, реальной исторической подоплёки под ними искать не стоит.

Скорее, русские книжники просто перерабатывали богатое теософское наследие старшей сестры. Реальных антисемитских настроений ни в Москве, ни в Новгороде не наблюдалось.

Для иудейских общин того времени приобретение новых последователей своей религии тоже было в порядке вещей.

Это даже поощрялось — таким образом поддерживалась жизнеспособность закрытых иудейских корпораций. Переход христиан в иудаизм не являлся чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее, в случае «жидовствующих» нельзя говорить о переходе из одной веры в другую — новгородские клирики лишь ближе познакомились с первоисточником своей веры.

Церковный собор 1488 года, первый суд над еретиками

Ересь обнаружилась совершенно случайно.

Новый новгородский архиепископ Геннадий узнал о непотребствах, учиняемых жидовствующими, от одного раскаявшегося попа, пришедшего к нему за прощением. Среди прочего, этот клирик рассказал Геннадию об одном эпизоде: на очередной посиделке еретиков, во время которого они перебрали с алкоголем, как часто бывает в таких ситуациях, возник теологический спор. Поп Наум стал свидетелем обсуждения.

Именно тогда он узнал о фактах богохульств новгородских священников: осквернение икон, отрицание Троицы и божественного происхождения Иисуса Христа.(еврейский след во всех "революциях")

Геннадий незамедлительно начал расследование. Он смог с помощью свидетельских показаний раскрыть широкую сеть еретиков. Полученные доказательства он отослал в Москву Ивану III и предложил созвать церковный собор.

Он состоялся в 1488 году, еретики были признаны виновными, однако наказание оказалось по тем временам достаточно мягким — виновные подверглись битью кнутом и «градским казням» без лишения их жизни.

Церковный собор.

Вот только действия архиепископа Геннадия не возымели должного эффекта. Московская часть еретиков фактически не пострадала. Напротив, она стала укрепляться, приобретая высоких покровителей в среде приближённых к Великому князю вельмож.

Жидовствующие — московская ячейка

В столице еретическому учению жидовствующих стали покровительствовать многие высокопоставленные светские и духовные лица. Среди них особо выделялись дьяки Великого князя Фёдор и Иван Курицыны и архимандрит Симонова монастыря Зосима.

Последний в 1490 году занял вакантное место московского митрополита, после чего началась активная кампания против архиепископа Геннадия. Глава русской церкви усомнился в лояльности своего подчинённого. Геннадий же, в свою очередь, потребовал созвать очередной собор для того, чтобы раз и навсегда разобраться с еретиками-жидовствующими, спокойно жившими в Москве.

Собор вновь осудил еретиков, однако наказание понесли не все. В очередной раз пострадали представители новгородского клира — они были осуждены на гражданские казни.

Всего пострадали 9 человек. И вновь, как несколько лет назад, приговоры оказались достаточно мягкими, а светские приверженцы «жидовствующих» отделались лёгким испугом. Исследователи склоняются к тому, что определённое влияние на вынесение таких гуманных решений оказал сам Великий князь Иван III. Московский кружок снова не пострадал, однако очередной Церковный собор заставил «жидовствующих» тщательнее скрывать свои собрания.

Елена Волошанка против Софии Палеолог.

Жидовствующие и политические интриги

История ереси жидовствующих оказалась тесно связана с внутриполитической борьбой в окружении Ивана III. Фактически еретики группировались вокруг невестки Великого князя, дочери молдавского господаря Стефана III Елены Волошанки. По другую сторону баррикад оказались сторонники Софии Палеолог, сохранившие тесные связи с Римом.

Елена Волошанка в отечественном сериале София. 2016.

В 1494 году противникам партии Волошанки и Фёдора Курицина удалось сместить с митрополичьей кафедры Зосиму, которого считали причастным к еретическим течениям. Этот шаг оказался единственной успешной внутриполитической акцией «византийской партии». Влияние «жидовствующих» на Ивана III было настолько сильным, что, казалось бы, ничто не может пошатнуть их положения.

Однако ситуация сменилась в противоположную сторону за чрезвычайно короткое время. Это связано с двумя обстоятельствами — провалом попытки Ивана III ограничить земельные привилегии Русской Православной Церкви с одной стороны и тяжёлой болезнью самого Великого князя с другой. Глава государства, чувствуя, что близок час смерти, внезапно становится чрезвычайно лояльным к клирикам. С этим связано и возвышение знаменитого преподобного Иосифа Волоцкого.

Иосиф Волоцкий.

В 1504 году состоялся очередной церковный собор, на котором ересь жидовствущих была окончательно разгромлена. В отличие от прошлых решений русских клириков, теперь наказания были максимально жёсткими. Фактически вся партия Волошанки была разгромлена, братьев Курициных казнили в Москве, а наиболее видных представителей еретиков сожгли в Новгороде.

Русское общество неоднозначно встретило такие жёсткие меры против еретиков. В полемических трудах Иосиф Волоцкий пытался доказать, что именно таким способом нужно бороться с преступниками против веры, однако его оппоненты, опираясь на Священное Писание, резко осуждали радикальные меры, предпринятые в 1504 году.

Русское законодательство того времени не предусматривало смертной казни против еретиков. Такая статья появилась спустя полтора века — в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича. В XV веке судьба «жидовствующих» оказалась в руках Великого князя — и судьба еретиков оказалась предрешена именно после смены группировки внутри великокняжеского дома.

-------------------------------

Иван Грозный против евреев

Осколок

--------

В этой статье мы разберем отношения Ивана IV Васильевича из рода Рюриковичей, известного как «Грозный» с евреями. Нас в данном случае интересует не оценка всей деятельности царя, а лишь его политика по отношению к евреям.

Он прочно занимает место среди извечных врагов еврейства - Филиппа Красивого, Фердинанда и Изабеллы испанских, Богдана Хмельницкого, Симона Петлюры, Адольфа Гитлера и др. Так, оставивший по себе преимущественно добрую память в русском фольклоре, Иван Васильевич стал для евреев символом ненависти и свирепости.

Но что же он такого сделал, что его сравнивают с Гитлером и Хмельницким? Чем так отличился Грозный

1) Заветы Владимира Мономаха


Борьба с евреями началась на Руси еще при Владимире Мономахе. Как известно он был призван на великое княжение Киевским Вечем, собравшимся в храме Святой Софии 18 апреля 1113 года. И так вот: Иван Грозный не первый русский правитель, который объявил войну этой угрозе, не первый, кто был врагом еврейству. Уже тогда, при Владимире Мономахе, как пишет историк В.Н. Татищев:

«Киевляне же… просили его всенародно о управе на жидов, что отняли все промыслы христианом, а при Святополке имели великую свободу и власть, чрез что многие купцы, и ремесленники разорились: они же многих прельстили в их закон и поселились домами междо христиан…, что прежде не бывало, за что хотели всех побить и домы их разграбить. Владимир же отвечал им: понеже их всюду в разных княжениях много, то мне непристойно без совета князей, паче же и противно правости, что они допущены прежними князи, ныне на убийство и ограбление их позволить… Когда же князья съехались на совет у Выдобыча по долгом рассуждении установили Закон таков: Ныне из всея Русския земли всех жидов со всем их имением выслать и спредь не впусчать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать. С сего времени, — пишет Василий Татищев, — жидов в Руси нет, и когда который приедет, народ грабит и убивает».

Но то было прошлое и небольшой исторический экскурс, а теперь давайте вернемся к настоящему (к Иваному Грозному). Его современник — Мартин Лютер в 1543 году написал трактат «О евреях и их лжи», в котором писал, что евреи одержимы страстью к присвоению чужой собственности любыми путями и средствами. Их занятия ростовщичеством, движущей силой которого являются нажива и стяжательство, противоречат нормам христианской морали и этики. «Знай, христианин, — предупреждал Лютер свою паству, — у тебя после дьявола есть ещё враг – это жид!».

2) Ярость Грозного

Но каков был главный герой этого поста?

16 января 1547 года первый московский царь Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента начинается история противостояния с евреями.

Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в своём царстве и следил за тщательным соблюдением этого запрета («В свои государства жидам никак ездити не велети, занеже в своих государства лиха никакого видети не хотим»).

Когда брестские еврейские купцы прибыли в Московию для продажи «мумеи», их товары были сожжены, по поводу чего посол польского короля Сигизмунда Августа жаловался московскому правительству (1545) — в 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву.

«Как ни был он жесток и неистов, однако же не преследовал и не ненавидел никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живьем, либо вешал и бросал в воду.» — Петр Петрей де Эрлезунд.

В 1550 году польский король Сигизмунд II Август напомнил Ивану Грозному, что предшественники Ивана свободно впускали всех купцов его страны, христиан и евреев:

— «Ты не впускаешь наших купцов-евреев с товарами в твое государство, а некоторых велел задержать и товары их забрать… А между тем в наших мирных грамотах написано, что наши купцы могут ездить с товарами в твою Московскую землю, а твои в наши земли, — что мы с нашей стороны твердо соблюдаем».

Иван Грозный против евреев, изображение №6

Когда Иван IV Грозный отвечал Сигизмунду II Августу, скорее всего, он имел ввиду события давно минувших дней: неудачное лечение сына Ивана III, Ивана Молодого, эскулапом из Италии Мистро Леоном, обезглавленного на Болвановке при большом стечении народа, а также о сожжженных заживо фигурантах так называемого дела “жидовствующих” (о них мы позже расскажем).

Вот как Иван IV умело парировал ответ Сигизмунда II:

— «Мы тебе неоднократно писали о том раньше, извещая тебя о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья в наше государство привозили и многие пакости людям нашим делали… Мы никак не можем велеть жидам ездить в наше государство, ибо не хотим здесь видеть никакого лиха, а хотим, чтобы Бог дал моим людям в моем государстве жить в тишине без всякого смущения. А тебе, брат наш, не следует впредь писать нам о жидах».

Во время Ливонской войны евреи польских городов и крепостей, завоеванных русскими войсками, сполна испытали на себе гнев и ярость Ивана Грозного. Стрельцы сжигали евреев живьём, вешали или топили отказавшихся креститься вместе с детьми.

В 1563 г., во время ливонской войны, русскими войсками был взят город Полоцк. Половчане пожаловались царю на притеснения и лихие дела евреев, бывших поверенными и арендаторами польский властей и магнатов. Иоанн грозный приказал утопить всех евреев Полоцка в реке.

Всё это очень сильно напоминает обстановку из нашей прошлой статьи на схожую тему: «Тарас Бульба против евреев». Если вы хотите узнать про то, какое влияние было у евреев на польской территории, то ознакомьтесь с ней и поймете суть освободительной войны Богдана Хмельницкого.

Через восемь лет после этого смоленский купец Василий Позняков участвовал в московском посольстве на Ближний Восток и вёл путевые записи. Александрийский патриах спросил его: «Есть ли в вашей земли… жидове, и бусормане, еретицы… и протчая их проклятая вера – ересь?» Позняков ответил: «Никако, владыко. У нашего государя в царьстве жилища им нет. Жидам государь и торговать не велит, и впускать в свою землю».

Можно заметить, что Грозный в первую очередь запрещает им торговать и находиться на русской земле. Соответственно, тут конфликт не на религиозной почве, а на экономической.

3) Евреи в Полоцке

В 1509 г. сборщиком налогов в городе был крещеный еврей Аврахам Езофович, в 1525 г. — его брат Михель, в середине 16 в. — еврей по имени Феликс.

Ни на что не намекаем.

В 1563 г., в ходе Ливонской войны, Полоцк заняли русские войска, и царь Иван Грозный распорядился, чтобы все евреи города приняли крещение — отказавшихся утопили.

В 1579 г. Полоцк вновь перешел под власть Польши, и евреи начали возвращаться в город. И тут евреи как бы выпадают из истории, но находим еще интересный факт —в В 1654 г. подступившие к Полоцку отряды Б. Хмельницкого разгромили незащищенные предместья; при этом погибло много евреев (а это уже к «Тарасу Бульбе»). С 1654 г. по 1667 г. Полоцк находился под властью России; оставшиеся в живых евреи были изгнаны.

После передачи города Польше община была восстановлена и значительно упрочила свои экономические позиции: уже в 1681 г. христиане — жители Полоцка жаловались в польский сейм на евреев, скупавших в городе дома и земельные участки (в ответ король Ян III Собеский приказал евреям платить муниципальные налоги, от которых они ранее были освобождены).

4) А что такое«Ересь жидовствующих»?

Жидовствующие («ересь жидовствующих») — иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV века — начале XVII века. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова «жидовство». Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа.

В организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность, проникновение в высшие слои правительства и духовенства; ритуал, включающий «обряд» поругания святыни; формирование системы «учитель — ученик» вне традиционных православных представлений.

Являясь непримиримыми врагами христианства, жидовствующие скрывали ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Перед людьми, твердыми в вере, еретики представляли себя «добрыми христианами» и «образцовыми ревнителями Православия».

Начало ереси относится к 1471 году, когда в Новгород в свите князя Михаила Олельковича из Киева прибыл жидовин Схария («Захарья евреянин», «Захарья Скарья жидовин»), князь Таманский. Этот хорошо образованный и обладавший большими международными связями жидовин принадлежал к иудейской секте караимов, имевшей широкую сеть своих организаций в Европе и на Ближнем Востоке. Караимы относились к одному из течений иудаизма, выполнявшему почти все его установления, но признававшему Иисуса Пророком. Караимство возникло в VIII веке в Вавилонии, вобрав в себя мелкие иудейские секты и восприняв традиции саддукеев. В отличие от иудеев-раввинистов, руководствовавшихся преданием и Талмудом, караимы считали себя вправе обращаться к закону Моисея без посредников.

Первым внешним проявлением ереси жидовствующих уже в 1470-х стали иконоборческие демонстрации. Еретики, ссылаясь на Пятикнижие Моисеево, стали призывать к уничтожению икон.

«Они, — писал Иосиф Волоцкий, — запрещали поклоняться Божественным иконам и Честному Кресту, бросали иконы в нечистые места, некоторые иконы они кусали зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали».

5) Выводы

Про Грозного пишут, что он религиозный антисемит. Вот вы как думаете, стоит ли называть человека антисемитом только за то, что он желает защитить свою страну от чужого экономического влияния? Мы не разбираем остальную деятельность царя и не выносим никаких вердиктов. Мы просто показываем, что некоторые проблемы существовали всегда, и всегда находились люди, которые собирались их решить.

Конкретно о этой стороне Ивана Грозного выводы сложно сделать (да и в общем о его личности сложно что-то искать), т.к. это будет и 1) 282 и 2) непредвзятых источников почти нет. Почти весь интернет забит «объективными» юдофильскими ресурсами, которые ставят царя в один ряд с врагами еврейства (причем, даже не пытаются скрыть, кто авторы этих ресурсов), и которые пишут о несправедливой жестокости.

И для тех кто дочитал: Полоцк, Речь Посполитая, польский король, евреи. Как же это может быть связано? Почему польский король так переживал за бедных торговцев? И почему жители жаловались русскому царю, когда тот взял город?

Ответ уже есть. Прочитав нашу статью про «Тараса Бульбу», вы поймете, кто был реальной властью в Польше.

И, конечно же, нужно задуматься: кого так корежит от личности Грозного? Когда ему ставили или пытались ставить памятники, либералы сразу очень сильно бастовали, поднимали вой. Чего они боятся, если Грозный однозначно был «идиотом» и «безумцем» (по их словам), который просто из-за предрассудков невзлюбил угнетенный народ?

Всем спасибо за внимание.

Мы вернем свою страну, мы победим!


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • На всякий случай, иудеи Схарию и Ко также считали еретиками и выбили-таки под корень, так что следов их ереси практически не осталось. По крайней мере, это точно не что-либо похожее на хасидизм: у хасидов отношение к жизни совсем другое.
  • Святый Угодниче Божий, Благоверный Царю Иоанне Грозный Мученик от иудей, моли Бога о нас, грешных, яко аз усердно к тебе прибегаю, Скорому Помощнику и Молитвеннику о душах наших! И, да! Мой реальный помощник от преследований жидовствующих холопцев окраины польской.