Самбисты ЛОС ДСО "ТРУД" Владимир Путин и Аркаша Ротенберг под руководством своих тренеров по самбо Л.И.Усвяцова и А.С.Массарского снимались в рукопашных боях в фильме "БЛОКАДА" 1974-1976
А.С.Массарский в образе фашиста в фильме "БЛОКАДА"
На съемки «Калины красной» приглашали бандитов
28 апреля в России отмечается День каскадера. О ярких моментах профессии - в интервью со знаменитым постановщиком трюков Николаем Ващилиным [фото]
АННА ВЕЛИГЖАНИНА НАТАЛИЯ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ
Поделиться:
В «Калине красной» драться Шукшина учили настоящие паханы. Старший тренер ЛОС ДСО "ТРУД" и Володи Путина по самбо Леонид Ионович Усвяцов участвовал в постановке драки бандитов с Егором Прокудиным у баньки в фильме "Калина красная"...Его ученик и одноклубник В.Путина - мастер спорта СССР по самбо , чемпион Ленинграда и призёр первенства СССР Николай Ващилин по просьбе Василия Шукшина привёз Л.И.Усвяцова на съёмки в Вологду , который только что в 1968 году осовободился из тюрьмы,где просидел 10 лет за групповое изнасилование. В своей книге "От первого лица" Володя Путин с восторгом говорит о своём старшем тренере по самбо Леониде Ионовиче, который придушил на их глазах каратиста....
Фото: кадр из фильма
Каскадёры- самбисты ЛОС ДСО "ТРУД" Слева Аркадий Ротенберг, В.Слёзкин,В. Шестаков, А.Абрамов,В.Путин, В.Соколов, 1973-1975
Николай Николаевич в этой рискованной и мужественной профессии с молодости. Работал со многими знаменитыми режиссерами и артистами. С Василием Шукшиным, Андреем Кончаловским, Михаилом Боярским, Марчелло Мастроянни... О них, а еще о том, как учил Владимира Путина приемам дзюдо, он и рассказал в недавнем интервью «КП».
- Я с детства занимался самбо, - рассказывал Николай Ващилин. - Тренер в свободное время приводил нас на съемочную площадку, чтобы мы участвовали в потасовках. В октябре 1965-го я впервые оказался в массовке фильма «Три толстяка» Алексея Баталова. В кадре спасал героя Тибула от казни на эшафоте... В кадре мы бились по-настоящему, в кровь - тогда считалось, что все же должно быть натуральным!
Алексею Батолову в роли Тибула самбист Владимир Момот чуть не свернул шею
Самбисты-каскадёры Массарского А.С. в драке "Интервенция" чуть не свернули шею Владимиру Высоцкому.....Ленфильм, 1967
С таким представлением о драках в кино я и попал на съемки фильма «Любовь Яровая», где познакомился с Василием Шукшиным. Я и мои товарищи по секции самбо по команде героя Василия Ланового скручивали и арестовывали рабочих на сходке. Мы так скрутили в первом дубле Шукшина, что вывихнули ему обе руки!
Марчелло Мастроянни в гостях у Николая Ващилина в Ленинграде.1986
Василий Макарович был обескуражен такой грубостью. Спросил, как мы вообще готовимся к съемкам. Ребята тогда ответили, что спорт - это все, а кино - так, халтура. Василий Макарович подпрыгнул от возмущения: «Халтура! Да, халтура - когда вы на первом дубле калечите артиста!»
И отменил следующую сцену, где меня должны были ударить прикладом в лицо...
Жаркие съемки «Они сражались за Родину»
После того как я реально разбил своей головой стекло в электричке (что требовалось по сценарию) на съемках «Романса о влюбленных» Кончаловского, обо мне пошла добрая молва, как о живучем парне.
Шукшин (слева) и Ващилин в фильме «Любовь Яровая», 1968 год. Фото: личный архив.
Шукшин (слева) и Ващилин в фильме «Любовь Яровая», 1968 год. Фото: личный архив.
Через пару лет, в 1972 году, Шукшин вызвал меня в Вологодскую область на съемки своего фильма «Калина красная». В одной из сцен надо было, чтобы на Шукшина попер бугай, а Шукшин его напугал. Я предлагал и так, и этак. Шукшину не нравилось: «Это все из какой-то оперетты. Бандиты так не дерутся».
В итоге я вызвал для консультации настоящих бандитов. Приехали паханы. Посмотрели и говорят: «Когда дерутся, никто руками не размахивает. Подошел тихо и делай». Потом мы с Шукшиным посмеялись, что бандитов в кино привлекаем.
Урга. Владимир Гостюхин и Николай Ващилин после трюка с горящей машиной. 1990
Урга. Владимир Гостюхин и Николай Ващилин после трюка с горящей машиной. 1990
Василий Макарович мне тогда сказал:
- Осваивай каскадерскую профессию по-серьезному. Мне скоро хороший специалист по трюкам понадобится. Про Степана Разина, даст бог, кино снимать буду!
Позже встретились с Шукшиным и на съемках картины «Они сражались за Родину». На тех съемках я, 27-летний, падал в обморок от жары, пульс зашкаливал. Не понимаю, как выносили сорокаградусный зной Никулин, Тихонов, Бондарчук! А Шукшин все обсуждал будущие трюки в «Степане Разине». Предполагалось много батальных сцен и жестоких казней... А вскоре Шукшина не стало. Не дожил до съемок своего «Разина».
Николай Ващилин ставил и выполнял трюки во многих фильмах. Фото: личный архив.
Николай Ващилин ставил и выполнял трюки во многих фильмах. Фото: личный архив.
Борщ для Мастроянни
Ранним январским утром 1986 года, когда вся страна отходила от новогодних праздников, в моей квартире раздался телефонный звонок. Никита Михалков сообщил, что привез в Ленинград Марчелло Мастроянни, показать ему Эрмитаж. И что хочет пригласить Марчелло с компанией ко мне на домашний ужин. Оказалось, что итальянец обожает домашние котлетки.
Но в магазинах не было ни мяса, ни водки! Я попросил жену сварить борщ и нажарить котлет на 15 человек. Мяса взяли по блату у моего знакомого мясника. Обегав друзей, с трудом насобирал восемь поллитровок и чекушку.
"Урга" Николай Ващилин репетирует проскачку воинов Чингис-хана с пленённым Гомбо.
Урга.Николай Ващилин репетирует проскачку воинов Чингис-хана с пленённым Гомбо.
Как сейчас помню: борщ на плите, котлетки, на сковороде шкворчит картошка с салом. На столе в салатницах - квашеная капустка, соленые грибочки и соленые огурчики. На кухне теща, тихо роняя безутешные слезы (вообще-то такая вечеринка губила семейный бюджет!), режет лук и посыпает им селедку.
Никита ввалился с шумной толпой итальянцев, начал рассаживать всех за стол.
- Буониссимо! Мольто бенэ! Мольто граци! - бормотал Марчелло скороговоркой, пробуя угощение.
Тогда он и дал согласие играть в фильме Михалкова «Очи черные», на который Никита пригласил поработать и меня. Помните сцену, когда Марчелло Мастроянни пляшет под музыку на едущей телеге? Вот этот номер и ставили - работали я и дублер...
Самое опасное - сцены с огнем
В «Сибириаде» Кончаловского главная трюковая сцена - взрыв на нефтяной скважине. Андрон хотел снять что-то невероятное. Гибель героя Никиты Михалкова (Алексея) в сценарии была прописана как конец света, проваливался герой вместе с трактором под землю, в горящий ад.
Актеры в благодарность подписали эту забавную карточку. Фото: личный архив.
Вениамин Смехов расшифровал : На прощанье году сорокалетия Трёх плюс один - «мушкетеров»... 2018 незабиваемое фото! Мне 38, я старший - таким и сижу в одолженном у ГАИ мотоцикле. Младшие мои - хороши навсегда: МСБ, самый юный, надписал Коле Ващилину (постановщику трюков, маэстро художественного мордобоя): «Бей первым Коля!!» ИВС, наш любимец: «Колюня! В том, что я не сломал шею, виноват ты! Целую!» Возрастная мудрость возросла - от Арамиса к Портосу, и ВГС пишет: «Коленька! Целую и благодарю за то, что жив и здоров!» Ну, и ВБС, скромный автор этих строк: «Убийце и спасителю одноевреенно!» (Здесь я ни к селу ни к городу процитировал наш с Володей Высоцким обмен каламбурами - он: «удостоеврение!» А я: «одноевреенно»...)
Страничка Веиамина Смехова /Атоса/ по ссылке https://www.facebook.com/plugi...
Работа с огнем - самая сложная и опасная для кинематографа. Снимая фильм «Неотправленное письмо», режиссер Калатозов в сцене лесного пожара чуть не погубил Ливанова, Смоктуновского и Самойлову... Поэтому на «Сибириаде» мы судорожно искали выход. Но дальше фокусов с горящей паклей дело не шло. Ситуацию спасли операторы. Предложили кадры комбинированных съемок монтировать с ночной натурой.
В итоге снимали общий план основного пожара в Альметьевске, взорвали тонну бензина. Киногруппа, снимавшая взрыв с расстояния 100 метров, спалила себе брови. А сцены пожара с людьми снимали чуть ли не во дворе «Мосфильма» на фоне забора, завешанного горящей паклей. Кажется в Алабино, где 11 й кавполк и мосфильмовкая военная техника находится. Темнота, блики в лужах, горящий забор на фоне создали на экране атмосферу катастрофы.
Кончаловский, помнится, подарил мне дорогие итальянские сапоги. А Михалков привез настоящее кимоно...
Как Констанция из «Трех мушкеров» стала мужчиной
- Повторюсь: когда я начинал, в кино применялись реальные драки спортсменов, - продолжил Николай Ващилин. - Но они получались неинтересными, неэффектными. Тогда я придумал делать драку, как танец. Чтобы на экране показать характеры - один трус, другой смельчак.
Ващилин ставил трюки в «Трех мушкетерах». Фото: личный архив.
Слева Николай Ващилин, каскадёр Сергей Васильев = Констанция,дублёр Ирины Алфёровой и кучер кареты Анатолий Ходюшин....
Слева Николай Ващилин атакует Михаила Боярского , а вдали идёт "Констанция" - Серёга Васильев...Львов, 1978
Ващилин ставил все трюки в «Трех мушкетерах». Фото: личный архив.
Опасный трюк для артистов ставил на съемках «Шерлока Холмса». Помните сцену, когда Василий Ливанов дерется с Виктором Евграфовым на краю обрыва? Снимать решили крупным планом: дублерами актеров не заменить. Мне пришлось их готовить три месяца. Актеры дрались на краю реального обрыва, а потом «падали в пропасть». Естественно, актеры не срывались в пропасть реально, а сползали в яму. Все их па, жесты, удары, прыжки придумывал я. Причем все сняли одним дублем, без монтажа.
- Вы ставили фехтовальные сражения в «Мушкетерах». Были ЧП?
- Мише Боярскому на съемке «Мушкетеров» все-таки проткнули небо, он попал в больницу… В «Трех мушкетерах» по сюжету Констанция запрыгивает в карету. Яркий пример, как мы с режиссером придумали то, чего в жизни быть не может. Ну кому в голову придет женщину на ходу в карету заталкивать? Оправдывает то, что она торопилась. Вопрос стоял: как прыгнуть? Я бы ни одной девушке такой трюк не доверил. Взял, переодел маленького тоненького парня. Из едущей кареты Боярский, открыв на ходу дверь, выталкивает господина и помогает Констанции ласточкой туда запрыгнуть. На деле один каскадер вылетает и скатывается на брусчатку. И другой, переодетый в Констанцию, запрыгивает. А крупным планом уже показана Алферова в окошке кареты. И подмена абсолютно не заметна.
Николай Николаевич три месяца готовил трагическую сцену борьбы Холмса (Ливанов) с Мориарти (Евграфов) у пропасти. Фото: кадр из фильма. Слева Николай Ващилин на репетиции с В.Евграфовым вместо Василия Ливанова
Николай Николаевич три месяца готовил трагическую сцену борьбы Холмса (Ливанов) с Мориарти (Евграфов) у пропасти.
Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА
СПРАВКА «КП»
Николай ВАЩИЛИН родился в 1947 году в Ленинграде. Неоднократный вице-чемпион СССР по самбо, каскадер и постановщик трюков киностудии «Ленфильм», экс-заместитель председателя правления киностудии ТРИТЭ Никиты Михалкова, член Союза кинематографистов, был директором нескольких баскетбольных клубов. Ставил и выполнял трюки во многих фильмах, в том числе «Стрелы Робин Гуда», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса». Автор биографических книг о профессии каскадера "На территории любви Никиты Михалкова" и "Мы умирали по воле режиссеров". Сейчас на пенсии.
Николай Ващилин со своим детским тренером по самбо Анатолием Соломоновичем Рахлиным. Токио, 2002
Первая сборная СССР по дзюдо / юноши и юниоры/ к первенству Европы в Лионе,Франция, 09-11 марта 1966
Сибириада. Репетиция драки.1976
Сибириада. Репетиция драки.1976
КСТАТИ
Учил Путина приемам дзюдо
- Мы с Вовой Путиным ходили в одно спортивное общество «Труд», где занимались самбо, - вспоминает Ващилин. - Тренер у нас был один - Анатолий Рахлин, он уже ушел из жизни. Самбо я Путина не учил, а вот приемы дзюдо ему показывал. Тогда дзюдо никто, кроме меня, в нашем спортивном обществе не знал. Мне было 19 лет, а Путину - 14. Разница в возрасте чувствовалась.
Я получал спортивную стипендию 100 рублей как член сборной СССР, и тренер Рахлин просил, чтобы я «младших братьев», в том числе и Путина, иногда мороженым угостил, иногда в кино сводил. На мелюзгу я тогда смотрел, как на детишек своего тренера. Но Путин проявлял характер.
Путин и Ващилин занимались в одном спортивном обществе «Труд». Будущий каскадер учил будущего президента приемам дзюдо. Фото: личный архив.
Путин и Ващилин занимались в одном спортивном обществе «Труд». Будущий каскадер учил будущего президента приемам дзюдо. Фото: личный архив.
Помню, мы с ним как-то разговорились о кино, о том, что в массовках снимаемся. А он мне сказал, что кино его не интересует, хочет стать разведчиком. Я спросил: «Зачем тебе быть разведчиком?» А он дерзко ответил: «А чтоб таких, как ты, в бараний рог крутить».
Он в своей книге пишет, что «в то время у нас был в обществе большой мальчик Коля» (это про меня). И однажды, мол, мы зашли в подворотню, а на нас пошли хулиганы. Коля сделал сердитое лицо, и они отошли сразу в сторону. Вот он так меня видел - большим, грозным человеком.
Очи чёрные. Никита Михалков ставит задание Николаю Ващилину на съёмку с лошадьми.1986
Очи чёрные. Никита Михалков ставит задание Николаю Ващилину на съёмку с лошадьми.1986
Оценили 11 человек
20 кармы