Нужно исполнять Божьи заповеди и иные законы с благоразумием, помня об исключениях

1 454
Фото «Первый весенний закат». Спасибо неизвестному фотографу.

Давно уже обратил внимание на то, что многие предписания даются без необходимого замечания о том, что в этих законах или правилах есть исключения, при которых эти законы или правила не действуют. И слепое, безоговорочное следование букве закона иногда может иметь плохие и даже трагические последствия.

Вот, например, есть Божья заповедь «Не убий». Но она перестаёт действовать, если на нас, на наших близких или на нашу Родину напали враги, и нужно защищать то, что дорого и свято, с оружием в руках, убивая напавших врагов.

Или если мы видим какого-то маньяка-убийцу, которого если не убить, то он будет убивать других. «Кто жалеет убийцу, тот ненавидит его жертву» (Ефрем Сирин).

Или вот есть заповедь «Не укради». Но я считаю, что можно украсть, если мы находимся в крайних обстоятельствах, умираем от голода, а у кого-то стол ломится от еды, и просить бесполезно – тогда можно украсть для спасения жизни.

Или есть заповедь «Просящему дай». Надо стараться давать. Но не надо давать, например, наглому человеку или человеку, просящему у нас что-то на какое-то злое дело.

Есть заповедь «Не судите, да не судимы будете». Да, надо стараться не осуждать никого, т. к. осуждение – это удар по человеку, и не надо никого зря бить, чтобы и нас самих никто не бил. Нужно стараться бережно и с любовью относиться к людям. Но нельзя этой заповеди следовать всегда и во всём. Ведь корень «суд» содержится в самом слове «рассуждать». Мы живём – значит, нам о многом надо рассуждать, судить, чтобы знать, что такое плохо, и что такое хорошо; что можно делать, а что нет. И если, например, мы видим, что какой-то человек – моральный урод, то надо рассудить о нём так, что он на самом деле таков, и что ни в коем случае нельзя доверить ему, например, провожать свою жену до дома. А не говорить в этом случае безумно «Не судите, да не судимы будете», чтобы этот злодей не сделал что-то злодейское.

Есть, например, ещё вот такая заповедь: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну» (Евангелие от Матфея, 5:29-30).

Но это, я думаю, сказано образно, чрезмерно, метафорично, и не надо этому следовать буквально.

Что же, если мне в силу моей мужской природы, понравится на улице какая-то женщина, то я должен буду вырвать себе глаз, чтобы он не соблазнял меня? Ведь это абсурд.

Между тем как, видимо, находятся люди, которые следуют этой заповеди буквально. В рассказе, если не ошибаюсь, русского писателя Писемского я встречал эпизод о том, как отправившийся в путь молодой человек встретил мужчину-еврея, отрубившего себе руку, чтобы она в чём-то не соблазняла его. Кто-то, видимо, выполнил эту метафоричную заповедь буквально, и, наверное, такой человек был не один.

Нас с детства учили, что врать нельзя, что нужно всегда быть честным. Но чаще забывали сказать о том, что есть ложь во спасение. И что, например, разведчик обязан врать своим врагам, чтобы дезинформировать их.

Есть заповедь «Не прелюбодействуй». Но всякое бывает. И если, например, жена или муж имеют жестокого, не любящего супруга, и встретили любящего, близкого человека, то можно, я считаю, прелюбодействовать и надо уходить от тирана к любимому.

Мы знаем, что одна из главных добродетелей монаха – послушание. Вот и Серафим Саровский говорит: «Нет пагубнее греха, как роптать, осуждать или не слушаться начальницы: человек этот погибнет». И далее он же: «Послушание, батюшка, паче поста и молитвы» (из жизнеописания «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский», написанного митрополитом Вениамином (Федченковым) (в книге «Преподобный Серафим Саровский» из серии «Российские судьбы» (издатель К. В. Кренов) (М. : «Новатор», 1998), глава «Послушник Прохор» с. 29). Но ведь если старец требует от монаха или послушника действий, нарушающих евангельские заповеди, то монах или послушник должен осудить этого старца и уйти от него. Об этом говорит здравый смысл, и это же было сказано в православном журнале «Фома». Но вот обычно все говорят только о необходимости послушания, умалчивая о том, что в некоторых случаях надо не слушаться, а осудить и уйти. А надо об этом знать и это исполнять.

То же самое касается и выполнения приказа командира. Если командир прикажет убивать женщин и детей врага, то, видимо, надо убить самого такого командира.

И это же касается начальников, если они требуют от своих подчинённых чего-то аморального. А вот преподобный Серафим Саровский в данном случае безапелляционно говорит: «Нет пагубнее греха, как роптать, осуждать или не слушаться начальницы: человек этот погибнет». Надо и читая слова великих и святых людей иметь свою голову на плечах, а не выполнять слепо всё то, чего они требуют. Потому что мы имеем право и обязаны критически относиться к любой информации и к любым авторитетам. Это наша жизнь, и, не дай Бог, умрёт или пойдёт в ад за наши ошибки не кто-то другой, а мы сами.

Надо стараться выполнять Божьи заповеди, выработанные человечеством нравственные и иные нормы и законы. Но надо выполнять их с благоразумием. И надо помнить, что могут быть исключения из этих заповедей, правил и законов.

И апостол Пётр, ученик Иисуса Христа говорит: "Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" ("Первое соборное послание святого апостола Петра" 4:7). Эта заповедь накладывает свою печать на все остальные заповеди, законы и правила.

Чего всем нам и хочется пожелать – быть благоразумными.

А где благоразумие – там успех и счастье. Хотя из этого тоже есть исключения.

…Надеюсь, что в этой статье я был не дерзким человеком, спорящим с Богом, а кисточкой в Божьих руках, немножко проясняющей сказанное Господом. Спаси всех нас Господи!

Чепиков Максим Владимирович, 14.11.2020 г.

Где опубликовано:

Сайт «Яндекс-Дзен»: https://zen.yandex.ru/media/id...



Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
  • pretty
  • Вчера 08:20
  • В топе

Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

Обращение к Президенту РФ от Граждан России...

Вся Россия чуть не плачет:"Милый, добрый Президент,Разозлись уже, ..дай сдачи!Лучше не найти момент... Выпей виски, лучше водки,Для мужского куража,И лупи прямой наводкой,Мразь фашистску...

Обсудить
  • "Вот, например, есть Божья заповедь «Не убий». Но она перестаёт действовать, если на нас, на наших близких или на нашу Родину напали враги, и нужно защищать то, что дорого и свято, с оружием в руках, убивая напавших врагов." Тот кто сказал не убей,сказал и через апостола : 1Ин 5:3: "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки." И ещё сказано : Лук 6:27: "Но вам слушающим говорю: люби́те врагов ваших,..." А не как в статье -воевать... В целом вредное чтиво,лукавое укладываеься в "нельзя,но можно" Этого в книгах апрстолов нет