Все, наверное, знают имя Халдейского царя Навуходоносора. Он особенно известен тем, что уничтожил Иерусалим, а жителей его кого истребил, кого угнал в Вавилонский плен.
В книге пророка Даниила (в главе 4) приводится таинственная история о том, как возвеличившийся Навуходоносор, считающий все свои достижения, в основном, своей заслугой, на время вдруг потерял разум и жил "семь времён" подобно животному, пока не понял, что всем правит Небесный Царь, что Бог владычествует и над царями - и тогда разум вернулся к нему, и он снова стал править своим царством.
Но у этой истории было неожиданное продолжение.
Царь Валтасар (сын Навуходоносора) сделал большое пиршество для тысячи своих вельмож. И, вкусив вина, приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходороносор вывез из дома Божия в Иерусалиме.
И пили из этих сосудов царь, вельможи его, жёны его и наложницы его. Пили и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно об другое.
Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей» (Дан 5:5-7)...
Получается, что царь напился и сделал безумие – стал пить из сосудов, предназначенных, я так понимаю, для Бога, заявляя тем самым, что он теперь Бог. Очень безумно было так поступать.
...Но никто из мудрецов не смог прочитать написанное.
Царь был чрезвычайно встревожен.
И царица сказала ему, что есть в царстве его муж, в котором дух святого Бога. «Во дни отца твоего были найдены в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов» (Дан 5:11), и Навуходоносор поставил его главой гадателей, мудрецов. Его зовут Даниил, а царём он был переименован в Валтасара. В нём оказались высокий дух, ведение и разум, способность изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. И надо, чтобы привели Даниила, и он объяснил значение этих слов.
Даниила привели, и он сказал, что предложенные царём дары пусть останутся у него, и почести он пусть отдаст другому, а написанное он прочитает и объяснит значение этих слов.
«Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей.
И отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним кого хочет.
И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это.
Но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание.
И вот что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.
Вот и значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень лёгким;
ПЕРЕС – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу, и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.
И Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет» (Дан 5:18-31).
Да, покарал Бог царя Валтасара за святотатство; за то, что он своим действием, как я считаю, заявил, что он теперь вместо Бога; за его легкомысленность.
Божье возмездие приходит за оскорбление святынь, за злые дела.
Десница Божья воздаёт за плохие и хорошие поступки и бывает сурова и неотвратима. Хотя и не всегда воздаяние приходит так быстро и явно - "Пути Господни неисповедимы (М. Ч.: Т. е. не открыты явно)".
История печальная для царя Валтасара. И хочется пожелать ему на том свете вразумления, исправления и милости Божьей. Но меня в этой истории порадовало то, как здесь ясно видна связь между причиной и следствием. И если делаешь что-то доброе, то будет доброе следствие – и это внушает светлую надежду.
И хочется всем нам пожелать, чтобы дела наши всегда были добрыми, и чтобы по этой причине Божье воздаяние в нашей жизни было всегда не суровым, а светлым и добрым, чтобы в жизни нашей всегда были добро, любовь и счастье)
Чепиков Максим Владимирович
14.10.2024 г.
Оценил 1 человек
2 кармы