Литературный институт… За и Против…
Литературный институт - это скорее плохо, чем хорошо. Ни Пушкин, ни Есенин, ни Достоевский литературных институтов не кончали... Ну и что? А разве плохо, если писатель будет писать по законам писательского искусства? Ведь именно этому учат в институте писателей. Ничего плохого тут нет. Плохо, даже отвратительно другое. Писатели, даже те, кто за лет 10 написал одну брошюру, пользовались всеми благами социального обеспечения. Тут тебе и квартиры, и госдачи (Переделкино, например), путёвки в санатории и курорты (бесплатные разумеется), и оплачиваемые поездки в составе делегаций в соцстраны и т.д. и т.п. Многими благами пользовались и рабочие. Но! Рабочие эти блага ЗАРАБОТАЛИ! Да и тех благ у рабочих, в отличие от благ писателей, было на порядок меньше. То есть армия писателей - это явление скорее паразитическое. Интересно было бы глянуть на статистику: сколько человек состояло в конторах при Союзе писателей СССР? Подозреваю - многотысячную армию бездельников мы увидим. Они все выпускники литинститута, все типа писатели, но по факту администраторы, заместители администраторов, заместители заместителей администраторов и т.д.
Так куда девать армию выпускников литинститута? Солить что ли? Конечно, можно предположить, что непригодные к писательскому труду выпускники литинститута пойдут работать в школу учителями русского языка и литературы. Но пойдут ли? Ведь Иван Дроздов писал, что первокурсников в Литинституте уже называли молодыми писателями. К пятому курсу у студентов апломб хоботом волочился по земле. И потом многие же не дураки - видели, что через Союз писателей можно неплохо пристроиться в жизни, даже не написав ничего достойного. А в школе - ты пахарь как не крути...
***
Нужен ли диплом творческой натуре?
Полемика на писательском форуме
***
По диплому даже литинститута — "Литработник", а не писатель.
***
Писатель - «штучный» товар.
***
Диплом представителю творческой профессии необходим. Это нормально. Вы же не пойдете к «врачу» без диплома, а впаривать книгу «любителя» считаете нормальным.
***
Насколько мне известно, Николай Лесков закончил Орловскую мужскую гимназию, Иван Тургенев учился на философском факультете, Лев Толстой не закончил университет, а Иван Бунин — недоучился в Елецкой гимназии. Они писатели или нет?
***
Какие литинституты заканчивали Пушкин, Лермонтов, Гоголь или Лев Толстой? Можно привести десятки примеров и из XX века. Никакого диплома о высшем образовании не было, к примеру у Виктора Астафьева. Высшие литературные курсы — не в счёт. В переводе на современный язык — ВЛК образца 50-х годов — представляли всего лишь профтехучилище, на которое принимали народ всего лишь с семилеткой.
***
Главное в писательстве — всё-таки тексты, а не какие-то дипломы.
***
Министерство труда и социальной защиты РФ начало обсуждение проекта профессионального стандарта для писателей. Наконец-то! Наконец-то в России введут стандарт, по которому мы сразу сможем понять: кто у нас писатель, а кто так... самозванец.
***
Умное лицо – ещё не признак ума. А наличие удостоверения писателя - ещё не признак, что перед вами действительно писатель.
***
Помните, в «Мастере и Маргарите» Булгакова эпизод, когда Коровьев с Бегемотом хотят пройти в спецресторан для писателей, а вахтерша их не пускает? Гениальный эпизод:
— Вы — писатели? — в свою очередь, спросила гражданка.
— Безусловно, — с достоинством ответил Коровьев.
— Ваши удостоверения? — повторила гражданка.
— Прелесть моя… — начал нежно Коровьев.
— Я не прелесть, — перебила его гражданка.
— О, как это жалко, — разочарованно сказал Коровьев и продолжал: — Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели, же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? — обратился Коровьев к Бегемоту.
— Пари держу, что не было, — ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.
И заканчивается этот эпизод словами Коровьева:
— Помилуйте, это, в конце концов, смешно. Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове? — и он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того, чтобы гражданка могла получше осмотреть ее.
***
Вот у них были корочки!
А у вас, господа, где корочки?
***
Да, наши чиновники любят ставить себя в положение вахтера, который сам определяет, кто писатель, а кто нет. А еще наши чиновники любят учить других делать то, о чем сами не имеют ни малейшего представления. Бюрократическая машина должна работать безостановочно, вот она и работает. Бессмысленные казенные фразы никак не могут сделать из человека ни машиниста, ни бухгалтера. Точно так же как и знание фольклора и даже наличие высшего образования вовсе не гарантирует, что человек станет писать хорошие книжки. Зато стандарт гарантирует, что чиновник не останется без работы. Напротив: он даже будет повышен в должности, как ценный специалист и настоящий профессионал. Вот не было у нас стандарта – не было и писателей. А теперь будут!
И теперь, чтобы пройти в какой-нибудь спецресторан (интересно, сейчас есть такие?), человеку не нужно будет предъявлять удостоверение. Показал диплом – и вперед!
А если таких ресторанов (только для писателей) теперь нет, тогда зачем, спрашивается, диплом?
***
Прописаны трудовые функции, трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения... Всё в табличках, номера кодов, уровни и подуровни квалификации...
Наименование вида профессиональной деятельности, код: Деятельность писателей по созданию литературных произведений в жанрах словесного художественного творчества, код ОКЗ: 2641.
Код ОКВЭД: 90.03.
Обобщенная трудовая функция: Создание литературных произведений.
Трудовые действия:
– Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального литературного произведения.
– Написание основного текста оригинального литературного произведения.
– Первичное редактирование оригинального литературного произведения.
– Корректировка (доработка) оригинального литературного произведения.
– Подготовка текста оригинального литературного произведения для передачи в издательство.
– Подготовка журнального варианта оригинального литературного произведения для передачи в редакцию периодического издания.
***
А вот интересно, что станет с Литнетом, Литресом, Автор.тудей и другими литературными сайтами, где обитают писатели и писательницы без всяких дипломов, но пишущие исключительно интересные книжки?
***
Когда человек получает диплом писателя, в котором четко указано название и номер специальности, код, профессиональная квалификация и всё, что полагается, его книжки будут буквально разметать с прилавков. Что там граф Толстой? Что Антон Павлович? Ну что они знали о литературном мастерстве? Какие у них были трудовые функции? У Чехова хоть высшее образование было: диплом врача, а Гоголь? А Шукшин?
***
В своё время окопавшиеся в творческих союзах функционеры категорически были против приёма в Союз композиторов очень талантливых сочинителей музыки, не имевших консерваторского образования. Логика у них была такая же, мол, не лечат же в больницах люди без медицинского образования. На этом основании десятилетиями не пускали в Союз композиторов, в частности, Юрия Антонова. А потом выяснилось, что, оказывается, у нас есть немало самородков, пишущих замечательную музыку и при этом, не учившиеся ни в каких консерваториях. А сколько великих художников, как выясняется, никогда не посещало ни одного художественного училища! И что — теперь и их лишить высокого звания живописцев?
ЗЫ. В последнем комментарии не раскрыто понятие "функционеры". Потому надо уточнить. Все Союзы (композиторов, художников и пр.) захвачены евреями. Ими же захвачены Консерватории, художественные институты и пр. То есть ОНИ придумали гениальную штуку: талантливый русский поступить в профильный институт не может (там оборону держат одни жиды), другие жиды (функционеры в Союзах) чинят препятствия русским при поступлении в Союз художников, композиторов и пр. на основании отсутствия профильного образования.
***
У Эрлиха была корочка! Всем корочкам корочка!
" ...После возвращения С. Есенина из-за границы к нему в апреле 1924 года был приставлен постоянный за ним наблюдатель, агент ЧКа «под легендой» - якобы восторженный поклонник, «ученик» и подобострастный льстивый «друг» - 23 летний В. Эрлих, который должен был информировать большевистских главарей о новых опасных произведениях русского поэта-патриота.
Есенин писал Эрлиху:
«Знаешь, почему я – поэт…? У меня Родина есть! У меня – Рязань! Я вышел оттуда и, какой ни на есть, приду туда же! …Нет Поэта без Родины!». Несомненно – это русский националист в старом положительном понимании этого слова... Причем в этих словах вызывающе звучал немой задиристый вопрос «интернационалисту» Эрлиху – а где твоя Родина?... Ты откуда?...
Кроме того, для Эрлиха гордое «я –поэт» было очень болезненным, ибо до 1925 года Эрлих не издал ни одной книги стихотворений, хотя считал себя талантливым поэтом, и в этом пытался убедить окружающих. А окружающая родная власть его в этом самомнении поддерживала и раскручивала, например, Г. Шмерельсон вручил ему такое удостоверение:
«Удостоверение.
Ленинград, 1.4.1925 г. Выдано в том, что предъявитель сего поэт Вольф Эрлих обладает огромным поэтическим талантом, и по отзывам знатоков, подает блестящие надежды как поэт и мыслитель. Всем литературным и художественным организациям вменяется в обязанность оказывать ему всяческое содействие…»
Подписали это удостоверение
Председатель правления ЛО ВСП Н. Тихонов и
секретарь Г. Шмерельсон."
Оценили 16 человек
27 кармы