Шахматы появились на Руси в IX в.
Пришли они, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм.Первые письменные упоминания о них встречаются в XIII в. - православная церковь запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года.
В Новгородской кормчей книге 1280 года говорится: «Шахматы имети да ся останеши». Софийский сборник XIV века стоит на том же: «Аще поп играет шахы да извержется сана своего».
Несмотря на противодействие церкви, продолжавшееся до середины XVII века, шахматы всюду завоевывали огромную популярность. В сообщении французской хроники о прибытии в 1685 году к Людовику XIV московского посольства говорится: «Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними - школьники».
Шахматы-таврели на Руси
Золочёные тавлеи
На Руси в древности в шахматы играли князья, купцы, воины и даже женщины и дети. Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники. А умение играть в русских былинах приравнивалось к воинской доблести.
Несмотря на популярность шахмат среди населения, до XVI в. церковь запрещала в них играть. К примеру, в "Святительском поучении новопоставленному священнику" явно указывалось, что тот при вступлении в должность обязан отказаться от всех азартных игр, к которым отнесены и шахматы. За нарушение этого запрета церковь могла лишить сана. В Пасиевском сборнике говорится, что священник, уличённый в игре в шахматы, обязан принять епитимью на два года «10 хлебе и 10 воде» и отбивать 200 поклонов в день.
Такая резкая позиция церкви была оправдана. Бывали случаи, когда священнослужитель проигрывал не только своё, но и чужое добро (нередко новгородцы хранили ценные вещи в церковных подвалах), за которое был в ответе. Это сильно подрывало авторитет церкви. Недаром русская пословица гласит: "Дожили до мату: ни хлеба про голод, ни дров про хату!".
В церковных книгах также сохранились свидетельства о гадании при игре в шахматы перед сражением в т.н. языческой Руси. Даже в христианские времена одна из былин рассказывает об игре богатырей в шахматы перед битвой:
На том раздольище чистом поле
Собиралось тридцать богатырей без одного,
Сидят молодцы в белом шатре;
В белом шатре белополотняном,
Сидят молодцы, забавляются,
Играют в шашки-шахматы,
Во тыи велеи золоченыя
Т. с. своеобразная разминка-гадание перед боем.
В древности при игре в шахматы использовали кости, которые добавляли игре элемент удачи, азарта. Поэтому церковь и относила их к азартным «костарным играм». Т.е. в шахматы играли тавлеями (таврелями) – костьми. Такая игра подробно описана в былине "Михайло Потык", где шахматная игра в сочетании с игральными костьми называется "золочёные тавлеи" (тавлеи в древности – это современные нарды (или трик-так). Из упомянутой былины мы без труда узнаём о правилах этой древней игры. Здесь, как и в более поздний период в XVIII-XIX вв. все фигуры уже называли пешками.
Светское население Руси на запреты церкви, по всей видимости, внимания не обращало. Именно поэтому археологи находят бесчисленные шахматные фигурки, датированные разными временными отрезками.
Интересно, что на Западе запрет на игру в шахматы был снят якобы уже в XIV в. Регенсбургским католическим собором, а сама игра объявлена необходимым элементом рыцарского воспитания…
Впоследствии повсеместно кости из шахматного набора ушли, и игра потеряла элемент удачи (азарта), превратившись исключительно в игру ума.
Шахматные фигуры. Новгород, XIII-XIV вв. Дерево, кость, камень.
Шахматные фигуры. Новгород, XIII-XIV вв. Дерево, кость, камень.
Шахматные фигуры - пешка и ладья. XII в.
Гродненский государственный историко-археологический музей
Шахматные фигурки, найденные археологами в Волковыске Гродненской области, еще раз подтверждают, что уже в XII веке на востоке Европы наряду с абстрактными существовали высокохудожественные комплекты древней игры.
"Наука и жизнь", 1962, N8
Оценили 16 человек
42 кармы