Духовность или художественная проституция
Среди множества определений культуры, понятий и взглядов на нее есть понятие экологии общества, его духовной сферы. Здесь имеются в виду духовные ценности и традиции, которые были уже проверены веками и, благодаря которым общество спасало себя от разложения. Это как чистый воздух, вода, земля, которые имеют допустимые пределы концентрации вредных веществ. Переход за эти, пределы приводит общество к гибели.
Тысячелетиями народ понимал культуру как поступки людей, в отношениях друг к другу, к природе и к самому себе.
Культурность проявлялась, концентрировалась в поступках, в творчестве человека. Согласно здравого смысла вроде не возникает и сомнения в правильности такого понимания. За тысячелетия по крупицам были выработаны механизмы и традиции, регулирующие жизнь людей во взаимодействии с природой и друг с другом. Так, например, вся жизнь русского крестьянина была расписана по календарю. Из поколения в поколение передавались, традиции труда и отдыха, формы их проведения, язык праздников и обрядов.
Параллельно с таким традиционно-экологическим типом культуры существовал, в большей мере в Западной Европе, товарно-потребительский тип культуры. Признаком культурности здесь принято считать посещение театров, музеев, чтение, просмотр фильмов и т. д., то есть потребление информации. По объему накопленной информации и судят о культурности человека. Заметим, не по поступкам этого информированного человека, а по тому, как он умеет красиво говорить, продавать информацию, культуру. На основе товарно-потребительской философии такой тип культуры превратился а самостоятельную отрасль, продающую людям духовную продукцию. Отсюда возникло мнение, что культурным можно стать только при наличии денег. И чем больше денег, тем больше и культуры.
Но факты жизни говорят чаще об обратном. Культура не зависит напрямую от образования. Нередко самые "образованные" люди совершают самые бескультурные поступки и даже преступления. Наш народ за последние десятилетия убедился в этом.
Утверждение товарно-потребительского типа культуры и искусства у нас в стране наиболее активно началось в 60-е годы, когда Министерство культуры было призвано обслуживать трудящихся культурой. Если есть Министерство то, как грибы стали расти сотни специальных учебных заведений, театры, филармонии, Дворцы и Дома культуры, платные хоры, оркестры и т. д. Соответственно вырос и аппарат управленцев культурой. Теперь это уже огромная машина. В царской России, как известно, всего этого не было, однако народ пел и плясал, проводил праздники, где был активным участником, а не пассивным зрителем.
Огромные средства изымаются сейчас у народа для обслуживания его культурой. Но все напрасно. Преступность, наркомания, СПИД и другие проявления бездуховности, растут по мере увеличения средств на потребительские, обслуживающие формы. Народ в этом случае не является участником процесса созидания культуры, а лишь покупателем "наслаждений".
Более ста лет назад В.Г.Белинский подметил: "Как только искусство теряет связь с подлинными интересами народа, оно превращается в предмет наслаждения, становится игрушкой в руках праздных ленивцев, что, в конечном счете, убивает само искусство".11
Заметим, что, по сути, это ведь художественная проституция, но не культура.
Обратим внимание на некоторые принципы русской традиционно-экологической культуры. Например, принцип органичной связи образования с повседневной жизнью, бытом человека. Но что же мы имеем в настоящее время.
Изучая в школе биологию, ребенок не получает знаний, как вырастить дерево и ухаживать за землей на своем огороде. Изучая химию, не получает знаний об охране среды обитания. Изучая родной язык, литературу не умеет написать письма в газету, сочинить частушку, общаться. На уроках географии, истории учащийся не получает знаний о своем крае, городе, селе. Не формируется как гражданин. И так со всеми дисциплинами.
Родные песни и танцы местной традиции никогда не изучались в школе. Но если школа не поет и не танцует, то значит этого не будет делать»и народ. У детей фактически отнимается язык самовыражения, творчества в повседневной жизни. Кружковая внеклассная деятельность вне поля зрения управленческих структур.
Ребенок оценивается только по знанию программного материала, мало применимого в жизни. Значит, общество с детского возраста уже формирует условия для криминальной среды. И дело не в материальной базе, на что любят ссылаться чиновники. Проблема заключена в нормативной политике, которая не формирует интересы детей, увязываемые с жизнью. Помимо этого в обществе должен быть весь набор механизмов для реализации этих интересов.
. Но, например, уже много десятилетий насаждается система Д. Кабалевского, по которой дети на уроках музыки учатся, не создавать музыку, а слушать, потреблять. Для пения остается всего лишь 5-10 минут в неделю. Разве это не издевательство над человеческой природой? Жизнь показала, во что выливается потребность в самовыражении у молодежи в условиях геноцида средствами массовой информации.
Например, какую песню народ может спеть в бытовой ситуации из той коммерческой продукции, которой забита вся звуковая среда?
Впрочем, это свойство человеческой природы выражать себя в звуках, пластике движений настолько заглушено, и находит проявление лишь в случаях принятия изрядной дозы спиртного. Но поскольку люди не научены навыкам пения и танца, то мы слышим вместо пения просто беспорядочный крик, а вместо танца кривляние. А ведь не было такого в русской народной культуре вплоть до 40-50-х годов.
Исследуя традиционную народную свадьбу, нельзя не заметить наполненность её всевозможным ритуалами, церемониями, массой песен. Во всем этом активно участвовали все, кто пришел на свадьбу. Это и есть экологическая форма жизни. И здесь уже условия для пьянки и разложения личности отсутствуют.
Но за счет чего же достигалось участие всех в созидании культуры? Прежде всего за счет овладения национальным языком самовыражения во всех формах его проявления, будь то песня, танец, обряд, общение, игра или даже кулачные бои. Возможность говорить на родном языке культуры была у каждого, так как в бытовой ситуации нет деления людей на артистов и пассивных зрителей, на начальника и подчиненных.
Стоит обратить внимание еще на один принцип. Принцип накапливания духовных ценностей. Это уважение опыта предков и максимальное использование его. Общество таким образом развивалось по принципу накапливания. Новое, возникало на основе развития старого и привнесения в него заимствованных элементов других культур, но ни в коей мере не отбрасывало старое. Современным являлось то, что помогало обществу жить без потрясений.
Можно было бы еще долго характеризовать и другие принципы традиционно-экологической культуры, но не менее важно выяснить, почему эти принципы, а точнее сказать национальный язык культуры оказались ненужными, забытыми.
Заглянем немного в историю. Нам известен указ императрицы Екатерины II, который, наконец, разрешал русскому народу плясать свои карагоды, "ибо пляшущий дурного не замышляет". До этого указа, да и после него народные песни, пляски, обряды, игрища, скоморохи церковью осуждались. В донесениях царю говорилось, что "церкви стоят пусты, а люди на лугах свои бесовские игрища справляют". Требовалось запрета на эти бесовские игрища — хороводы, а также скоморошничество.
В царствование Петра I, по свидетельству историка Н.Костомарова, даже за ношение русской национальной одежды могли сослать в Сибирь. "И велено было, устраивать ассамблеи, на которых танцевать только заморские танцы".
А вот что пишет в середине 19 века историк С. М. Соловьев, основываясь на документах: "В начале 1748 года двое Белгородских купцов Ворожейкин и Турчанинов, донесли, что несмотря на указы Петра Великого многие носят бороды и русское платье и просили, чтобы позволено им было таких преследовать. Обещалось доставить в казну более 50 тысяч рублей от штрафов. Но Сенат решил им отказать, ибо смотреть за исполнением указов о бородах и русском платье поручено Губернаторам, Воеводам и Раскольничьей конторе (Стр. 376."0б истории Новой России).
На стр. 249 С. М. Соловьев пишет:"Петр I явился страшным деспотом, который руководствуясь своим произволом, своим личным взглядом, заставил насильно часть своего народа, высшие слои общества переменить древние прадедовские нравы и обычаи на новые, чуждые, тогда как низшие слои народонаселения сослужили перед Отечеством великую, святую службу, оставшись верными традиции.
Таким образом, произошло раздвоение народа между высшими и низшими слоями, что и составляет главное зло русской земли, начиная с царствования Петра I ".
Именно это разделение всегда использовалось спецслужбами тех стран, кому нужно разделять народ и властвовать в России.
На самом начальном этапе разделения русского народа Петр I даже не пощадил своего сына и его сторонников, подвергнув их жесточайшим пыткам и казни. Присвоив Петру I титул Великого, западники вот уже 300 лет проводят любые свои идеи и интересы, прикрываясь "прогрессивными идеями» Петра I, высмеивая русское.
В 1752 году В. Тредиаковский в своем трактате "Мнение о начале русской поэзии и стихов”, использовав некоторые слова крестьянских песен для подкрепления своей теории стихосложения, приносит извинения читателям за это: “Прошу читателей зазрить меня и извинить, что сообщаю здесь несколько отрывочков от наших подлых, но коренных стихов, делаю я сие токмо в показание примера".
И лишь, пожалуй, с Пушкина начинается мало по малу меняться отношение к "подлому", но коренному в русской народной культуре у небольшой части интелегенции.
Теперешний этап хотя и не характеризуется такими определениями как "подлая культура", но по силе уничтожения всего истинно русского превосходит все другие исторические этапы. И делается это под громкими лозунгами возрождения России.
В прошедшие столетия не без помощи монархов и их окружения преклонение перед Западом настолько возросло, что любой элемент культуры русского народа вызывал в высших слоях, по меньшей мере, насмешку или осуждение. Не случайно автор Толкового словаря Вл.Даль, датчанин по национальности, более ста лет назад писал: "Нигде, ни в одной стране мира интеллигенция не является таким ревнителем чужого и таким гонителем своего русского, как у нас в России".
В дневниках Ф.М.Достоевского мы также находим подтверждение этой мысли. Пропитанная духом Запада в основной своей массе, интеллигенция, не могла не привести страну к тому, что мы имеем на сей день: полное забвение и отрицание всего русского и подмена его вульгарными, псевдонародными суррогатами на американский манер. Но если ни интеллигенция, ни трудящиеся не поют песен на родном музыкальной языке, не танцуют танцев на родном пластическом языке, не знают русских обычаев и обрядов, то может ли этот народ считать себя русским? И что же тогда в нем русского?..
Надо признать, что теперешний этап в истории развития русского этноса самый болезненный из всех. Ведь никогда не были так размыты объединяющие людей в единый организм традиции. Последние 70 лет его пытались превратить в советский народ, лишая самобытного лица. Теперь же проамериканские правители, овладев СМИ, образованием выводят новый безликий этнос "общечелове-ков."
Но соответствуют ли законам природы такие действия? Экологами заносятся в Красную книгу различные растения, виды животных и насекомых с той целью, чтобы сохранить и восстановить в природе экологическое равновесие. Но что-то не видно научных работ демократических ученых по поводу исчезновения русского этноса. Что ждёт и что уже получает человечество от этого?
Известно, что природа за все победы над ней жестоко мстит людям. Механизм ответственности у неё работает всегда четко. Наказание получают те, кто формирует политику и нормы жизни, и те, кто позволяет превращать себя в безликое стадо. История человечества полна таких примеров.
Немало сторонников у той идеи, что в мире всегда была борьба культур. И в этой борьбе должна выживать сильная культура. У меня большое сомнение в том, что могут вести борьбу культуры, тем более национальные. Участвуя в различных международных фестивалях фольклора со своим коллективом, замечаешь какой искренний интерес у самодеятельных участников к национальным традициям других народов. Какое уважение проявляют все коллективы друг к другу, и невольно думаешь: нет, борьбу ведет бескультурье с культурой.
Разве можно назвать культурой агрессию антикультуры с телеэкранов? Ведь воры, убийцы, проститутки стали духовными наставниками русского народа. Разве телевидение можно назвать русским? Какой же национальности соответствует это телевидение? Думаю, что национальности бандитов. Ведь изымая из кармана народа деньги на себя, оно же и уничтожает этот народ, разлагая его устои, традиции.
Главной целью у телевидения является формирование потребительской психологии. Не потребностей в создании среды обитания, а превращение народа в управляемое стадо, которым можно манипулировать при помощи художественных, политических проституток, продающих свою "продукцию".
Еще в 60-е годы разве мог наш народ восторгаться прокуренными, пропитыми, хриплыми голосами певиц? Сейчас это стало модой. Стало модой покупать песни, танцы, нежели самим петь и танцевать.
Кому же не выгодно и не нужно воспитание в русском человеке творца, созидателя культуры? Ответить на этот вопрос одно-сложно нельзя, так как воедино объединилось множество антирусских течений. Однако наибольший вред стране и народу наносит политическое течение западников. Внутри страны они играют роль пятой колонны, т.е. внутреннего врага. За несколько веков они создали в России разветвленную сеть учебных заведений, где студентам расписываются прелести западной цивилизации. Сюда входят практически все учебные заведения искусства и культуры, где русское народное творчество не изучается, а если что-то и изучается, то в карикатурном, упрощенном виде как примитив, не заслуживающий внимания.
Здесь любят говорить о классике, умалчивая, что классикой является традиционная народная культура.
Если мы присмотримся к той классике, которая изучается, то не можем не заметить в ней западного стиля и языка во всем. Русское здесь признается лишь в том случае, когда оно прошло обработку на западный манер.
Это началось еще в 18-том веке, когда к русским народным песням подставлялись западные гармонии. Русская народная пластика по-прежнему загоняется в прокрустово ложе французского балета. Имея неограниченное влияние на власть, эта лжекультура довела воспроизводство себя до абсурда.
Вообще, вопрос взаимодействия западной потребительской культуры с властью очень обширный и интересный. Отметим лишь один момент в нем. Как западный потребительский тип управления обществом, так и лже-коммунистический были сходны в одном. Народ - стадо и управляют им на основе старого принципа "хлеба и зрелищ".
Однако тип традиционно-экологического общества все же отражен в мысли Ленина: "Социализм не строится по бумажкам сверху. Живой, творческий, он есть создание самих трудящихся".
К чему приводит неучастие народа в культурной политике. Так, например, в одной нашей области при наличии всего нескольких академических хоров и оркестров, готовят сотни дирижеров. За десятилетия их подготовлены тысячи, а народ не поет и не играет. Подобно им ежегодно в стране выпускаются тысячи концертных исполнителей, которые, в свою очередь, начинают готовить других, естественно за народный счет.
Да, они проводят конкурсы, концерты, на которые только сами и приходят. Народ же, кормящий их, в стороне. Весь этот паразитизм прикрыт лозунгами о возрождении культуры, классики. Здесь внутренний враг находит крепкую опору у некомпетентного чиновничества. Известно, ведь — нет большего врага, чем глупец.
Проявления народной инициативы глушатся, так как не соответствуют так называемой "классике". Так, в 70-80-е годы молодежь тянулась к пению под гитару, но не была поддержана. Процесс пошел по коммерческому пути. Ее заставили покупать западные рок-группы. И двери для форм народного бытового творчества как были, так и остались закрытыми.
Разбухание обслуживающих потребительских форм. Учебных заведений всевозможных кафедр рекламируется как рост культуры
И миллионы средств работают против культуры. Ни один учебный план, программы, не привязаны к жизни, механизмам охраны духовной среды.
А многие факультеты откровенно работают против народа. Факультет хореографии изучает не русский танец, а французский и другие западные коммерческие формы танца.
Факультеты менеджеров, социально-культурной работы и другие ничем кроме как кормушкой не назовёшь. Кадры ведь нигде эти не требуются. Не говоря уже об уровне их знаний.
Это называют развитием культуры. Но чьей? Можно ли называть культурой народа то, что находится вне его, над ним и вне его традиций? Можно ли говорить о подъеме культуры и духовности при обвальном росте жуликов, преступности, наркомании, СПИДа?
Пример США и Европы говорит о том, что, сколько бы много ни покупал человек духовности и культуры, преступность от этого не снижается. Она становится более изощрённой.
Духовность нельзя купить, это не товар. На Западе церковь уже продавала индульгенции от грехов и совершала тут же кровавые крестовые походы.
В 20-30-е годы прошлого века вопрос развития отечественной культуры на основе народных, национальных корней, ставили Кастальский, Давыденко, Захаров и многие другие деятели культуры. Академик Б.Асафьев разработал даже программы по изучению русского музыкального языка для музыкальных учебных заведений. Но все потонуло в коридорах власти лже-коммунистов.
В 70-80-е годы я многократно обращался в ЦК КПСС с проблемами сохранения и развития народной культуры. Мне отвечали в устных беседах, что я "протаскиваю национализм и работаю на старух, а не на молодежь
«Научных конференций проводилось очень много, но ничего не менялось в программах учебных заведений и нормативной политике. Механизм разложения национальных традиций работает на полных оборотах.
К командным методам теперь добавились еще и коммерческие. Теперь стало ясно, какую современную культуру имели в виду в отделе ЦК КПСС, когда говорили о том, что молодежи нужна некая современная культура.
Современным оказались танцы племен юго-западной Африки, музыка американских негров, боевики, секс-шоу и прочее.
Стало ясно, что чиновники никогда не интересовались мыслями классиков по поводу народной культуры.
"Современная культура, — писал Ленин, — не может выскочить неизвестно откуда, она развивает прогрессивные элементы старой культуры". Ведь глупо отбрасывать прекрасное старое только лишь на том основании, что оно старое. Его нужно сохранить и взять за образец.
Но в этом вульгарные коммунисты усматривали возврат к капитализму, а западники от удовольствия потирали руки и подливали масла в огонь.
Продолжали готовить в учебных заведениях тысячи убийц русской культуры, идеологических работников, осевших в творческих союзах, в аппарате власти, на ТВ и т. д., не понимающих что вперед может идти только память, а не забвение.
В силу названных обстоятельств русская нация сейчас уже не в состоянии иметь даже свои национально-культурные резервации. Индейцы, в США, чётко отличают родную культуру от оккупационной. У русских за 1000 лет это чувство вытравлено. Чужое принимают как родное, родное - как чужое.
Действует международная мафиозная структура разложения национальных традиций.
Созданные кое-где фольк-группы выдаются бюрократией за расцвет родной культуры, хотя вокруг миллионы, как и сама бюрократия, не владеют таковой. Аппарат не научен системно мыслить.
Фольк- группы он превратил в разновидность Рока. Фольк-рок. Тот же товар - художественную проституцию. Развязно - пахабная манера, хриплость-звука, бессмысленный визг, крик, отсутствие национального музыкально-пластического языка и т. д. - все это выдается за русское и поощряется на смотрах.
Подлинное же осуждается, как отсталое от моды, отжившее. Растворение русской цивилизации в западной антикультуре - это мировая экологическая катастрофа, последствия которой можно уже сейчас просчитать до мелочей, но это отдельная тема.
Последствия гибели русской цивилизации не могут не затронуть другие цивилизации. Сумеют ли другие цивилизации сохраниться и не впасть в состояние хаоса? Ведь человечество - это единый организм, замкнутая экосистема.
Встать на традиционно-экологический путь природа все равно заставит человечество. Но сколько же еще будет загублено жизней людских! Сколько горя и страданий перенесут люди, прежде чем в массовом сознании восстановится традиционно-экологическое мировоззрение.
Речь идет не о том, чтобы одевать лапти, шкуры и поселяться в пещерах, хотя мы ведь живем в искусственных пещерах и носим лапти из искусственной кожи. Речь идет о том, чтобы мы придерживались тех же принципов и истин, которых придерживались наши далекие и близкие предки, обеспечив тем самым нам жизнь.
И.Веретенников «Наш Белгород,» 1993
Ф.И.Буслаев ( Профессор Московского университета -19 век)
« Таким образом на Руси совершилось то, чего не было ни в одной из европейских стран: явилась светская литература, созданная из случайных, кое-как и отовсюду нахватанных чуждых нам элементов. Русская народность стала не основою для этой колонизованной на Руси литературы, а мишенью в которую направляла она свои сатирические выстрелы, как в дикое невежество, которое надобно искоренить вконец. Итак, несмотря на видимое присутствие цивилизованных, европейских элементов в нашей литературе, она представляет собою явление чудовищное, в цивилизованных странах небывалое, потому, что состоит не в симпатических, а во враждебных отношениях к народности, как пришлый завоеватель, который силою покоряет себе туземные массы, как эгоистический плантатор, который игнорируя нравы и убеждения своих невольников, позолачивает их лоском европейского комфорта…»
…Чтобы честно и искренне посвятить себя служению народу, надобно искренне любить его и для этого нужно его знать: а между немецкой образованностью петровской Руси и простым народом в течение последних полутораста столетий раскрылась такая глубокая трещина, которую не замажешь в какие-нибудь десятки годов сентиментальным пиитетом к народности…»»
…Надобно опасаться, чтобы наша немецкая образованность, вооружённая чином и другими привилегиями, не отнеслась к народности как выгодной добыче и чтоб из вопроса о нравственном и материальном благосостоянии народных масс она не сделала для себя ловкой добычи и спекуляции…»
Оценили 0 человек
0 кармы