Великую печаль имѣю въ сердцѣ о васъ, дѣти, ибо вы никакъ не хотите отстать отъ грѣховнаго своего обычая, но всѣ противныя Богу злыя дѣла творите на оскорбленіе Бога и на погибель души своей. Правду оставили, любви не имѣете. зависть и лесть живетъ въ васъ вмѣстѣ съ тщеславіемъ. Держитесь языческихъ обычаевъ, вѣруете въ волхвовъ и сожигаете людей, ни въ чемъ невинныхъ. Гдѣ же въ св. Писаніи сказано, что отъ человѣка зависитъ обиліе и скудость, чтобы онъ могъ посылать дождь или теплую погоду? Неразумные, все творитъ Богъ по Своей волѣ; Онъ посылаетъ за наши грѣхи бѣдствія и голодъ, дабы мы, будучи наказаны, пришли къ покаянію. Маловѣрные, вы слышали о казняхъ Божіихъ: первые исполины были потоплены и пожжены огнемъ, также были сожжены и содомляне; при фараонѣ послалъ Богъ на Египетъ 10 казней, на хананеевъ пустилъ съ неба огненные камни, при судіяхъ навелъ непріятельскія войска, при Давидѣ моровую язву на людей, при Титѣ плѣненіе Іерусалима, потомъ землетрясеніе и разрушеніе города. И въ наше время какого зла мы не видѣли? — великія бѣдствія и скорби, войны, голодъ, нашествіе иновѣрныхъ, насиліе; но мы никакъ не можемъ отстать отъ своихъ грѣховныхъ привычекъ. А теперь, видя гнѣвъ Божій, вы утверждаете, что утопленника и удавленника, если бы кто и погребъ, желая тѣмъ сохранить ихъ души, дóлжно вырить.
О злое безуміе, о маловѣріе! Всѣ мы исполнены зла и о томъ не каемся. Потопъ при Ноѣ и другія безчисленныя казни были не ради утопленника или удавленника, но за грѣхи людей. Драчъ-градъ, четыре тысячи лѣтъ стоявшій, затоплепъ былъ моремъ, и нынѣ находится подъ водою. Въ ляхахъ (Польшѣ) отъ сильнаго дождя шестьсотъ человѣкъ потонуло; въ Перемышлѣ потонуло двѣсти человѣкъ; тамъ же и голодъ былъ 4 года. Все это было въ недавнее время — за наши грѣхи. О, люди! Тѣмъ ли Бога умилостивите, чтобы утопленника или удавленника выгрести? — Тѣмъ ли думаете казнь утишить Божію? Лучше, братія, перестанемъ отъ зла, удержимся отъ всѣхъ злыхъ дѣлъ: разбоя, грабительства, пьянства, прелюбодѣянія, скупости, лихоимства, обидъ, воровства, лжесвидѣтельства, гнѣва, ярости, памятозлобія, лжи, клеветы, взиманія процентовъ. Я, грѣшный, всегда поучаю васъ, дѣти, велю вамъ каяться, а вы не отстаете отъ дѣлъ грѣховныхъ. А если пошлетъ на насъ Богъ казнь, то мы еще болѣе прогнѣвляемъ Бога, ложно думая: отъ этого ведро, отъ того дождь, чрезъ это жито не родится, — являетесь устроителями дѣлъ Божіихъ, а о своемъ безуміи не скорбите? Ибо язычники, не вѣдая закона Божія, не убиваютъ единовѣрныхъ своихъ, не грабятъ, не обманываютъ, не клевещутъ, не воруютъ, никто изъ нихъ не утаитъ вещи ближняго своего; но если кого изъ нихъ постигнетъ бѣда, то его выкупаютъ и, сверхъ того, даютъ ему денегъ, чтобы онъ могъ заниматься своимъ ремесломъ, найденныя же (вещи) объявляютъ на торгу. А мы, христіане, крещенные во имя Бога и постоянно слыша Его заповѣди, — исполнены неправды и зависти, немилосердія; своихъ же братьевъ грабимъ, убиваемъ, продаемъ язычникамъ, обидами, завистью — если бы можно было, то съѣли бы другъ друга, да Богъ бережетъ. Вельможа или простой человѣкъ, всякій руководится корыстными расчетами, придумывая, какъ бы кого обмануть. Окаянный, кого ты пожираешь? Не такой ли и онъ человѣкъ, какъ и ты? Онъ не звѣрь и не язычникъ. Зачѣмъ же ты навлекаешь на себя плачъ и проклятіе? Или ты безсмертенъ, не ждешь ни суда Божія, ни воздаянія каждому по дѣламъ? Вставъ отъ сна, не на молитву умомъ подвизаешься, а изыскиваешь способы, какъ бы кого обидѣть, обманомъ возобладать надъ кѣмъ. Если не отстанете отъ этихъ грѣховъ, то ждите наказаній еще болѣе тяжкихъ. Умоляя васъ, говорю: покаемся отъ всего сердца, дабы Богъ прекратилъ гнѣвъ Свой; перестанемъ творить злыя дѣла, дабы приклонился къ намъ Богъ. Знаю и говорю вамъ, что за мои грѣхи постигли насъ эти бѣдствія; принесемъ же со мною покаяніе, чтобы умолить Бога, будучи увѣрены, что если мы покаемся, то будемъ помилованы, если же не оставимъ своего безумія и неправды, то впослѣдствіи увидимъ еще бóльшія казни.
Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 79-80.
И в завершении, слова из Евангелия от Андрея, не вошедшего в состав канонических Евангелий, признанный апокрифом.
Спрашивается: зачем вы поганцы, сюды припёрлись, нарушив запрет своего мессии?
Оценили 4 человека
9 кармы