Адыгейская республика на карте имеет странный вид: она со всех сторон окружена Краснодарским краем, да к тому же разрезана надвое Краснодарским водохранилищем. При советской власти была автономной областью. В 1992 году стала национальной республикой, в которой одно время был даже президент (сейчас уже нет).
Собственно, адыги составляют в ней меньшинство населения. Большинство - 64% - русские; славян, вместе с украинцами и белорусами, - 68%, адыгов - 25%. Есть также заметные диаспоры армян, курдов, турков-месхетинцев, татар. Всего в республике проживает 450 тысяч человек, из них 170 тысяч в Майкопе.
Визуально Майкоп выглядит (не считая адыгских надписей) более русским, чем Москва. Жителей кавказской внешности здесь не так уж много - и совершенно не видно среднеазиатских мигрантов. (Местные жители говорят, впрочем, что они есть, просто "места надо знать - пойдемте, покажу, где они". Но, если их надо специально искать - это, по нашим меркам, все равно что нет.)
Адыги - северокавказский народ, близкородственный черкесам и кабардинцам ("почти одно и то же"), так же родственный абхазам. Самое примечательное в них, пожалуй, адыгский язык. Он полон гортанных и шипящих звуков, которые трудно или даже невозможно воспроизвести иноязычному человеку без долгой тренировки; кириллица для него явно не слишком подходит, и кириллические надписи на адыгском выглядят сюрреалистически.
В силу сложности языка и того, что и сами адыги уже предпочитают говорить по-русски, русских и всех прочих адыгским языком не мучают. Есть адыгские классы в школе, есть возможность факультативно изучать адыгский в ВУЗе, и на этом все.
Этнократия в Адыгее существует, выражается в том, что все первые лица и высшие чиновники - адыги (а заместители их русские), сплошь адыги: в полиции, в службе судебных приставов и т.п. силовых структурах. Как и в других подобных местах, достаточно развиты кумовство и блат.
Межнациональная ситуация в республике была довольно острой в 1990-х годах, во время Чеченской войны, когда довольно многие адыги, как и другие кавказцы, "болели" за чеченцев. (NB: мне пишут с мест, что на самом деле нет, адыги чеченцев никогда не поддерживали, и не надо их так обижать. Мне трудно об этом судить: я пишу со слов местных жителей, которые в это время тоже там жили и все это видели сами и испытывали на себе. Но ни в коей мере не хочу зря обижать адыгов или приписывать им что-то лишнее! Если не поддерживали, то и слава богу.)
Кроме того, в то время модной и популярной стала тема "геноцида адыгов" царской Россией. В ходе Кавказской войны и сразу после нее множество адыгов (до 5 миллионов, как утверждают), вместе с другими кавказскими народами эмигрировали в Турцию, а оставшиеся были переселены с гор на равнину. На освободившихся землях поставлены казачьи станицы и армянские поселения. И до сих пор адыгские аулы в республике расположены только на равнине, а выше в горах живут русские.
Было ли это геноцидом - вопрос спорный; в ССА мне подарили книгу Андрея Епифанцева как раз о том, что геноцида не было (еще не читала). Во всяком случае, в 1990-х годах адыгская интеллигенция об этом вспомнила и начала предъявлять претензии.
В то время было довольно значительное напряжение и межнациональные конфликты. Но в последние 15 лет это сгладилось. Чечню "замирили", и эта проблематика ушла. Адыгская интеллигенция немногочисленна и значительную ее часть составляют люди "советского воспитания", без националистических тенденций, а молодое поколение адыгов, в массе своей, имеет довольно приземленное мировоззрение и всем этим не особо интересуется. Сейчас межнациональные конфликты редки и сводятся к "разборкам" групп молодежи разных национальностей на бытовой почве.
Что касается других диаспор, то армяне - "себе на уме", но в межнациональных вопросах скорее тяготеют к русским; турки-месхетинцы ближе к другим мусульманам, однако они довольно замкнутая община и не интересуются "политикой". Эпизодически бывают проблемы с курдами, которые достаточно сильно отличаются по менталитету и от русских, и даже от кавказцев.
По национальному характеру адыги схожи с другими народами Северного Кавказа. Собеседники наши отмечали, что адыгская молодежь "диковата", склонна к понтам, хулиганству и разному противоправному поведению - но после 23-25 лет "как отрезает", молодой человек прекращает "беситься" и становится обычным добропорядочным обывателем.
Здесь надо сказать, что, если в Москве слово "кавказец" уже стало синонимом бандита и хулигана, то на самом Кавказе такого нет. У себя дома, на глазах у семьи и соседей, кавказская молодежь, если и "бесится", то куда скромнее. Это, попадая в Москву, они дуреют и теряют берега.
Также интересно отметить, что хотя формально адыги мусульмане, они не были как следует исламизированы, и религиозность их очень поверхностная: называют себя мусульманами, однако "ничего не соблюдают", часто даже не обрезаются. Видимо, поэтому в Адыгее ничего не слышно об ИГИЛ и вообще об исламском экстремизме.
Ползучее вытеснение русских кавказцами, о котором рассказывают применительно к Ставрополью и Астраханской области - в Адыгее и в Краснодарском крае, по словам наших собеседников, не ощущается. Даже напротив - сюда переезжают русские "с северов", пенсионеры или работающие вахтовым методом: это довольно заметная тенденция. Прежде всего это связано с хорошим климатом, но, видимо, и с достаточно спокойной и комфортной для русских обстановкой. "Слава богу, у нас тут не Чечня и даже не Дагестан!" - говорят местные жители по этому поводу.
Майкоп представляет собой тихий провинциальный городок, по масштабу и инфраструктуре ближе скорее к райцентру, чем к областному центру. И город, и его окрестности выглядят зажиточными.
В Адыгее хорошие дороги - заметно лучше, чем в окружающем Краснодарском крае; много дорогих машин, город чистый и благоустроенный, с фонтанами. Видимо, это связано с тем, что, как национальная республика, Адыгея получает какие-то дотации из бюджета.
Основной вуз - Майкопский технологический университет; но говорят, что качество обучения там плохое.
Интересный контраст с Майкопом составляет Краснодар. Там мы находились всего пару часов и успели только пройтись вечером по центру - страшный ливень задержал нас в Майкопе. Но, если Майкоп - тихий провинциальный город, в котором после 8 вечера жизнь замирает, город становится тих и темен, все заведения общепита клонятся к типу "советской столовой" со стандартным меню и без всяких изысков и т.д. - то, приехав в Краснодар, оказываешься как бы в другом мире.
Местный "Арбат" - улица Красная, которая по выходным становится пешеходной, с праздничной иллюминацией и музыкантами; гуляющая молодежь, кофейни, разные причудливые магазинчики и ресторанчики, открытые допоздна - и внешнее впечатление от города совершенно "европейское".
Интересно, однако, что здесь не ощущается кризис. Местные жители говорят о кризисе как о чем-то далеком, что их непосредственно не касается. Напротив, когда нас возили в горы, спутники наши постоянно говорили: "О, надо же, вот тут что-то построили, а тут заасфальтировали, а тут глядите, как хорошо сделали, два года назад этого еще не было..." - т.е. наблюдается скорее подъем.
В последние годы, например, выстроен "с пустого места" большой гипсовый завод, против которого сильно протестовали местные экологи (и в самом деле, среди гор, на живописном повороте, огромная дымящая конструкция смотрится чужеродно и неприятно. Да и для здоровья гипсовая пыль наверняка не полезна.)
Хорошо развит в Майкопе и окрестностях малый бизнес, который в больших городах давят "сети". Явно имеется стремление развивать туризм и зарабатывать на туризме; но тут уж, по-моему, надо выбирать, либо туристы, либо гипсовый завод.
Союз Славян Адыгеи - официально зарегистрированная организация, возникшая в 1991 году и представляющая интересы русских в крае. Численность ее неопределенна, поскольку нет строгого формального членства. На встречу с нами пришли человек 40 самых разных возрастов - буквально от 18 до 70, преимущественно мужчины (но были и женщины), все это были участники ССА или его активные сторонники.
Интереснее их деятельность. ССА занимается политикой на местном уровне, и достаточно успешно. В начале 2000-х существовала заметная "русская фракция" в парламенте Республики. Постоянно имеются городские и районные депутаты - члены ССА. Пока было можно выдвигать депутатов от общественных организаций - они ходили от ССА, сейчас ходят от "Справедливой России" или ЛДПР. В последних выборах мэра Майкопа участвовал основатель ССА Владимир Коротаев, занял третье место. В целом, по их словам, 12-15% населения стабильно поддерживают их и голосуют за них.
Также они издают свою газету "Закубанье" (перепечатки из интернета + "острые" заметки и репортажи о том, что происходит в республике), проводят культурно-просветительные мероприятия.
ССА позиционируют себя именно как русские националисты, в разные периоды поддерживали федеральные националистические проекты - старую "Родину", НДПР, однако они вполне самодостаточны.
В последнее время в партстроительстве смысла не видят. Впрочем, было у них отделение "Новой силы" - но возглавлял его какой-то сомнительный человек, и оно быстро сгинуло. Формально есть также отделение РОС, но его или его представителей никто не знает, на связь они не выходят, видимо, "мертвое".
К казачьим организациям относятся скептически, говорят, что нынешняя казачья система "гнилая". Нередко участники ССА испытывают преследования со стороны местного ЦПЭ. Как правило, связано это с конкретными обстоятельствами их общественной деятельности: кому-то перешли дорогу, кого-то разозлили резкой статьей в газете.
Так, прямо сейчас в Майкопе идет совершенно анекдотический суд по 282-й статье. Валерий Бриних, член ССА, постоянный автор газеты "Закубанье" и известный местный эколог, написал статью о свиноводческом комплексе, отравляющем атмосферу и воду вблизи адыгского аула, под заглавием "Молчание ягнят" (в том смысле, что местные жители недовольны, но не протестуют, а надо протестовать).
Хозяева свинофермы обиделись - и Бриниха привлекли по 282-й за... оскорбление жителей аула, которых он назвал "ягнятами"! Поскольку ягненок - детеныш овцы, а "овца" применительно к человеку - слово ругательное!
Сами адыги сейчас свидетельствуют в суде, что со статьей согласны и оскорбленными себя не чувствуют, представитель местной адыгейской организации даже предлагал себя в общественные защитники, но судья его "завернул" и этих свидетельств во внимание не принимает.
Также в ССА, как и на русском Кавказе в целом, довольно заметно славянское язычество. Так, в Адыгее имеется община родноверов-инглингов, которые у нас считаются экстремистами; их "священное писание", Славяно-Арийские Веды, запрещено как экстремистская литература. Официальная причина этого та, что в нем высказана идея о неравноценности человеческих рас и недопустимости межрасовых браков - но, насколько я знаю, никаких радикальных выводов они из этого не делают, ни к чему экстремальному не призывают и вообще практической политикой не занимаются.
Они подвергаются регулярным притеснениям и преследованиям. Так, например, прошлой зимой отряд правоохранителей с автоматами явился на языческое празднование Коляды, где люди собрались с женами и детьми: всех положили, мужчин задержали и под надуманным предлогом повезли в отделение, в общем, сорвали праздник.
Какого-то определенного идеологического направления в рамках национализма у ССА не чувствуется. По общему настрою и атмосфере они, пожалуй, скорее "старопатриоты". Однако среди них есть "красные" и "белые", православные и язычники - и между ними не возникает свар и расколов, видимо, потому, что имеется практическая повестка дня и конкретные практические задачи, по которым люди между собой согласны.
Украинские события тяжело сказались на ССА: как понятно из названия, в нем есть буквальные украинцы, есть и люди как про-новороссийски, так и про-украински настроенные. Однако, оголтелых "скачущих" нет - и даже на этой теме им удалось каким-то образом не расплеваться и продолжать работать вместе.
В заключение скажу, что горы прекрасны, воздух чист и свеж, вообще природа там удивительная, думаю, что и жить приятнее, чем в Москве
Оценили 12 человек
13 кармы