Архивы, старь, дела былые (часть первая)

11 5016

Сложно судить о том, как дело делалось в далекие времена, как производились работы, как формировались технические задания. Удивительный мир «другой» строительной культуры представляют записки князя Волконского относительно производства работ по Исаакиевскому собору.

Пытливый исследователь сможет сам для себя решить, что есть возможное, а что нет при производстве работ в таком монументальном сооружении. И по возможности задаться вопросом, насколько возможно фактически в ручном режиме (другими словами «по назначению главного Архитектора») соорудить сие величественное и впечатляющие строение, сохраняя, например, на глазок (как Архитектор скажет) зазоры для труб вентиляции. Или уже по ходу работ составить наличник из двух или трех (как Архитектор решит) кусков мрамора, кстати, он же должен назначить «толстоту» наличника, да и вообще руководить распилом мраморных элементов. Поистине удивительных способностей был человек!

Следует отметить и воображение самого князя Волконского: насколько четко он представляет, где и в каком месте, какие элементы соединяться и какими материалами. В архивной копии, к несчастью, не сохранились рисунки, на которые ссылается князь. Собственно, они упоминаются в документе только как многоточие.

Судя по датам: собор уже стоял (по всем версиям и традиционным, и альтернативным). К несчастью, таких точных записок непосредственно о самом сооружении собора почему-то не сохранилось. Хотя некоторые документы, конечно же, сохранились, и мы постепенно (по мере их готовности) будем с ними знакомить наших читателей.

Мы не знаем, как было на самом деле, и приглашаем всех к активному поиску версий и вариантов того, как могло бы быть. Путешествие вглубь истории – это всегда захватывающее действо.

А сейчас можно погрузиться в иную эпоху, в иной слог, в иную культуру: в прошлое.

Орфография и пунктуация подлинного документа сохранены.


Дело Департамента уделов (отделение 11) по Петергофской гранильной фабрике

О производстве работ по Исаакиевскому собору

Началось 23 Декабря 1849

Кончено 23 октября 1854

19 мая 1850 (к докладу)// Комиссия высочайше учрежденная о построении Исаакиевского собора// 18 мая 1850 №345// С препровождением условий и описания мраморных работ

«Милостивый Государь графъ Левъ Алексеевич, честь имею препроводить при семъ къ Вашему Сиятельству условия с подробнейшимъ описаниемъ мраморныхъ работъ въ Исаакиевскомъ Соборе съ Величайшаго разрешения представленныхъ Императорской Петергофской Гранильной Фабрике, о чемъ имелъ я честь уведомить Ваше Сiятельство отношениемъ отъ 17 ч. марта сего года за №185.

Примите, Милостивый Государь, уверенiе въ совершенномъ моемъ почтенiе и преданности.

Кн. Волконский/Его Сiят_ву Графу Л.А. Петровскому (копия)

Описанiе мраморныхъ работъ въ Исаакиевскомъ Соборе

Мраморныя работы подлежащiя къ производству состоятъ въ следующемъ:

1. Одежда стенъ.

2. Построенiе трехъ большихъ дверей.

3. Построенiе четырехъ малыхъ дверей.

4. Построенiе архитрава.

5. Построение фриза под архитравом со вставками цветных мраморов.

6. Построение по стенам и на столбцах филенок с портиками, выпоклостями и вставками из цветных мраморов.

7. Построение арок с устоями.

8. Построение ниш с пилястрами, кронштейнами и прочим.

9. Построение большого иконостаса, кроме цоколя, 2 колонн красного шохана (?) и 8ми колонн и 2х пилястр малахитовых.

10. Построение малых иконостасовъ.

11. Построение боковых частей большого алтаря.

Все новые устроения из мраморов, исключая трех иконостасов, начинаются от цоколя и доходят до высоты фриза из красного порфира в антаблементе, т.е. на пять сажень два аршина шесть вершков высоты.

Два малые иконостаса с боковыми частями большого алтаря должны быть построены все из мрамора.

Устроение из мрамора большого иконостаса должно быть в вышину наровень с мраморною отделкою в церкви, исключая фриза между архитравом и антаблементом, который будет выше.

Статья 1

Одежда стен

Для гладкой обшивки стен рисунок № … употребить белой мрамор №3 из каменоломни Де-ла-Полла, средней толстоты от 2х до 3х вершков и несколько более, смотря по надобности и по указанию главного Архитектора.

Разделение данных кусков мрамора на доски назначенной толстоты, подрядившийся обязан производить неиначе как посредством пил, дабы сохранить мрамор, сколь можно больше. До распиловки данного мрамора, подрядившийся обязан разметить число досок, которые должно выделать из данного куска; разметку таковую имеет свидетельствовать главный Архитектор и решать по надлежащему ли она назначена, сообразна ли толстота назначению и можно ли приступить к распиловке мрамора. Распиленные доски подрядившийся обязан выровнять и обтесать по наугольнику в данных меры. Лицевые стороны досок наковать чисто, прямо, без зеркал, самою мелкою сколь возможно чистою наковкою и потом отшлифовав выполировать. Равномерно и швы сих досок для большей чистоты в работе должны быть вышлифованы. По мере приготовления таким образом досок или лещадок для обшивки, подрядившийся обязан сбирать их в мастерских, пригоняя одну к другой, притесать заусенки и швы лещадок дабы при подливе оных на место оставалось только приправить и дать последнюю окончательную полировку.

Подлив мраморной одежды производить следующим образом:

Подрядившийся обязан стены здания под обшивку очистить и выверить отвес оных и для того если нужно будет обтесать стены согласно выступу прилегающих архитектурных частей, подставить маяки, которые определили бы промежуток между мрамором и стеною, промежутки сии по положению каждой садки немедленно забучивать кирпичом с прокладною плитою, оставляя по назначению главного Архитектора в удобных местах пустоты в ходе труб для тока воздуха. Подрядившийся обязан поверить уровень или горизонтальную линию мраморного цоколя, на которую поставится первая садка мраморной одежды, а если окажутся некоторые места неверными, то он обязан или подливаемые штуки пригнать в линию с верхнею садкою цоколя, или же подтесать садку цоколя, если это окажется более удобным и потом места, где произведена была теска, отполировать.

Садки мраморной обшивки должны быть подливаемы сколь возможно правильно и в одно время на одинаковой высоте и потому следующая садка должна быть подливаема прежде окончания подлива нижней садки вокруг всей церкви. Каждая штука мрамора должна быть подлита на место по наугольнику на свинцовом самом тонком прокатанном листе посаженном на пять линий от лицевой стороны. Каждая штука мрамора должна иметь чистые кромки и небольшой отлив по постеле на четверть линии и на пять линий в глубину шва, вертикальные или поперечные швы должны быть без отлива под прямым углом во всю толстоту мраморной штуки и соединять одну штуку с другою таким образом, чтобы наружный шов казался самою тонкою чертою.

Каждая садка должна быть подливаема на пиринах, куски мрамора должны быть скрепляемы между собою скобами и прикрепляемы к стене пиринами залитыми свинцом.

Все означенные пирины, скобы и крашпоны будут металлические надлежащей формы и соразмерности.

Все количество стенной обшивки составляет около 1.188 квадратных аршин.

Статья 2

Построение трех больших дверей

Три большие двери, рисунок № … состоят каждая из наличника, из косяка, из карниза с фризом и с двойными консолями над наличником.

Пролет дверей имеет в высоту четыре сажени тринадцать вершков, а в ширину две сажени четыре вершка.

Наличник с косяком вместе один аршин 14 вершков ширины.

Высота фриза один аршин четыре вершка, а длина три сажени один аршин восемь вершков.

Толстота карниза в один аршин два вершка.

Консоли с листьями длиною два аршина тринадцать вершков шириною десять вершков.

Фриз разделяется на три отделения с четырьмя выступными частями над консолями; фриз сей должен иметь порезку и вставки из красного мрамора Гриотти, среднее отделение сего мрамора длиною пять аршин двенадцать вершков, высотою двенадцать вершков в квадрате с разетами скульптурной работы.

Для сих дверей употребится белый обыкновенный мрамор с жилами из каменоломни Винкарелла №5.

Кроме листьев скульптурной работы, в консолях, все портики у наличников, фриза и карнизов, а также кронштейны будут без скульптурных украшений.

Косяки должны быть с углублениями и портиками, а вставки в них из тивдийского розового мрамора того самого, из которого приготовлены пилястры.

Под наличники и косяки сделать тумбы или цоколь в четырнадцать вершков вышиною.

Вся высота сих трех дверей составляет пять сажень один аршин четыре вершка, а ширина три сажени один аршин.

Двери сии устроить из угольного мрамора, штуками той меры, какой имеется мрамор, и потому верхний карниз составляется из двух садок, из коих первая будет иметь шесть штук, а вторая пять.

Фриз сделать из семи штук, вставки из красного мрамора Гриотти должны быть впущены в мрамор на три восьмых вершка.

Стойки наличников и косяков должны быть из двух кусков, а часть наличников, составляющих перемычку должна быть из одного или из трех кусков по усмотрению Главного Архитектора.

Консоли, равно как и полуконсоли должны быть из одного куска.

Розасы во фриз должны быть сделаны скульптурною работою каждая особенно и укреплены двумя бронзовыми пиронами залитыми свинцом в мраморе.

Цоколи, гладкий и двойной с порезками сделать каждый из одного куска; толстота наличников по углам в пролетах назначена будет Главным Архитектором при обтеске мраморных штук.

Весь мрамор для построения сих дверей должен быть распилен, а не разбурен.

При распиловке кусков должно пилу направлять таким образом, чтобы выпиливаемый кусок выходил по форме шаблона, и когда мраморные штуки будут выпилены, то должно обтесать и обработать инструментом с точностью по шаблонам.

До подлива на дно мрамора для построения трех дверей, подрядившийся обязан обработать оный окончательно и отполировать, потом приправить в мастерских и подбирать куски под цвет и согласно направлению жил.

Мрамор сей должен быть хорошо приправлен, порезки должны быть прямы и параллельны, поверхности верны и гладки, а углы правильны с чистыми кромками.

Постели и заусенки вытесать самою мелкою ковкою по всей поверхности камня в отвращение неровностей или заломов, каждую садку приправить в закрой на четверть линии с отливом по швам горизонтальным.

Каждую штуку мрамора положить на самый тонкий прокатанный свинцовый лист, так чтобы с лица не было его видно.

Отверстия швов, происходящие от закрытия, должны быть замазаны мастикою, составленною из белой гатчинской извести и мраморного порошка.

Вертикальные заусенные швы должны быть сколь возможно плотны, прямы и кромки иметь чистые, свинцу между оными не полагать.

Куски мрамора составляющие наличник и косяки дверей, карниз, фриз, консоли и цоколь должны быть укреплены в стене посредством бронзовых крашпонов залитых свинцом; сверх того мраморные штуки должны быть скреплены между собою металлическими скобами, пиронами и крашпонами залитыми свинцом.

Вставные части из мрамора поставить на горячей мастике и укоренить металлическими пиронами с крючьями.

Подрядившийся обязан сверх рисунков и шаблонов, которые выданы ему будут, придерживаться модели сказанных дверей относительно соображения общности и вразумления рабочих людей насчет выступных частей, софитов, поворотов, гриовъ и профилей.

Статья 3

Построение четырех малых дверей

Четыре малые двери рисунок № … должны быть устроены также как и вышесказанные, и должны состоять из наличника с косяками с четырьмя консолями, с фризом и карнизом образующим верхнюю часть.

Над сим карнизом должен быть еще карниз имеющий вид базы с портиками и поддерживающий мраморный барельеф, обведенный рамкою со вставками из зеленого Генуэзского мрамора.

Мера сих дверей: вышиною в свету две сажени один аршин четыре вершка, шириною в свету одна сажень шесть вершков.

Наличники шириною одиннадцать вершков, косяки шириною семь вершков с листьями, консоли вышиною два аршина три вершка, шириною семь вершков.

Фриз длинною одна сажень один аршин восемь вершков, ширина одиннадцать вершков.

Цоколь под карнизом вышиною один аршин длиною две сажени, шесть вершков.

Рамка в деле высотою три аршина четыре вершка шириною три аршина двенадцать вершков, ширина бордюра у рамки двенадцать вершков.

Нижний цоколь, на который поставится наличник вышиною десять вершков, шириною двенадцать вершков.

Нижний цоколь с портиками, на который поставится косяк, вышиною десять вершков шириною девять с половиной аршинов.

Означенные четыре двери должны быть сделаны из белого мрамора №5, из каменоломни Винкарелла, устроенные из угольного мрамора таким же образом, как сказано в предыдущей статье о больших дверях, как относительно тески и полировки мрамора, так и подлива на место.

Верхний карниз должен состоять их двух садок, из коих верхняя из трех штук, вставки в оном фризе из мрамора Гриотти, должны быть впущены в белый мрамор, на три восьмых вершка. Наличники и косяки должны быть из двух садок.

Часть наличника, составляющая перемычку над дверями должна состоять из одной штуки.

Консоли и полуконсоли должны быть из одной штуки с скульптурною работою. Вставки в косяках сделать из розового мрамора подобно как у больших дверей, розасы во фризе сделать скульптурной работы из белого мрамора Винкарелла и укрепить бронзовыми крашпонами.

Цоколь гладкой и двойной сделать из одной штуки.

Толстоту наличников в повороте углов приладить к одежде из Рускольского мрамора в пролетах входов.

Вставные части в косяках иметь длины четыре сажени шириною три вершка.

В каждом фризе сделать три места вставок из мрамора Гриотти, средняя вставка длиною три аршина четыре вершка высотою восемь вершков, прочие же две восемь вершков в квадрате.

В карнизе над дверями сделать три скульптурные порезки.

В рамки поверх дверей сделать порезки вытесанные без украшений, вставки сделать из зеленого Генуэзского мрамора, все портики для четырех дверей содержат семьдесят девять погонных аршин, шириною четыре с четвертью вершка.

Сообразно объяснению во второй статье, подрядившийся обязан согласоваться с моделью сих дверей, сделанною в настоящую величину.

Двери сии устроить со всевозможным совершенством, весь мрамор входящий в построение оных, а также рамка вверху, скульптурные украшения и порезки должны быть отполированы.

Статья 4

Построение архитрава

Построение архитрава, рисунок №… , должно быть произведено из мрамора с жилами из каменоломни Винкарелла. Вышина архитрава один аршин четыре вершка, верхний выступ от поверхности стены от восьми до тринадцати вершков, протяжение архитрава четыреста тридцать погонных аршин, он состоит из трех погонных выступов, отвесно лежащих один под другим с одною порезкою поверху вытесанного в массе для установления галванопластических украшений. Архитрав должен быть из одной садки из кусков различной длины и именно от одного аршина до пяти аршин четырнадцать вершков. Садка сия должна быть положена на фриз над капителями коринфского ордена.

Подрядившийся обязан поверить верхнюю постель сего фриза и произвести стеску неровностей в оном, если таковые окажутся, и по исполнении уже сего, приступить к подливу на место штук составляющих архитрав и подливать оные без клиньев по тонкому прокатанному свинцовому листу, наблюдая, чтобы не было неровностей или заломов в швах.

Лицевые стороны архитрава должны быть вытесаны чисто, прямо и без зеркал, постели у каждой штуки должны быть ватерпасны и покованы самою мелкою ковкою и прилажены так, чтобы лежали на одежде и на один вершок имели сверху против чистой мрамором обложенной стены и в два с половиною вершка над частями, находящимися над пилястрами и на один аршин три вершка над колоннами.

Весь мрамор для сказанного архитрава должен быть притесан и укреплен металлическими пиронами, крашпонами и скобами залитыми свинцом.

Поелику украшения в сем архитраве будут сделаны галванопластические, то подрядившийся обязан просверлить дыры в мраморе для укрепления оных; места для дыр, глубина и число оных назначены будут Главным Архитектором. Два софита в оном архитраве между колонн под большим сводом у главного прихода должны быть сделаны с углубленными филенками и порезками на два с половиною вершка глубины.

Подрядившийся обязан для соблюдения экономии в мраморе распиливать оный по прямым параллельным направлениям или диагонально, по назначению Главного архитектора, и мрамор обтесать по шаблонам, отполировать и собрать в мастерских или где в другом месте при строении по назначению прежде подлива оного на дно.

Архитрав сей должен быть исполнен с совершенством, профили лицевых сторон должны быть прямы и параллельны между собою без выпуклостей и впадин, обтесаны хорошо по наугольнику во всех входящих и исходящих углах и напоследок весь мрамор составляющий архитрав должен быть хорошо подобран и отполирован, исключая тех частей, кои покрыты будут галванопластическими украшениями.

Статья 5

Построение фриза под архитравом

Фриз между астрагалом из розового тивдийского мрамора и архитравом, сделать из белого мрамора Де ла Полла; длина его составляет триста шестнадцать погонных аршин; вышина один аршин четырнадцать с половиною вершков, а толщина различна от двух до пяти вершков.

Данный для сего фриза мрамор подрядившийся обязан распилить, обработать, отполировать и подлить на дно согласно описаниям изложенным в первой статье сих условий о мраморной одежде. Фриз сей украсить вставками в виде таблеток, кругов, косоугольников, квадратов и продолговатых фигур, которые и обвести порезкою вытесанною в самой массе мрамора. Вставки сии впустить в мрамор на три четверти вершка.

Все протяжение зеленого мрамора вставленного во фриз, составляет четыреста шестьдесят шесть погонных аршин, шириною три вершка.

Мрамор должен быть распилен зеленый толщиною в три восьмых вершка. Мрамор сей должен быть вставлен в белый мрамор вставлен в белый мрамор Де ла Полла, составляющий основу фриза, подлит на горячей мастике и укреплен бронзовыми пиронами, как сказано в первой статье о мраморной одежде.

Швы в наборном мраморе должны быть прямы, выделаны чисто и тонко без заправок и согласно модели, для сего нарочно приготовленной.

Поверхность сего вставного мрамора должна быть правильна, гладка и отполирована чисто без заделок, полировка должна быть натуральна, как и во всех вышепоказанных частях.

Подрядчик неиначе должен распиливать куски мрамора, как по назначению Главного Архитектора. Все приготовленные куски до подлива должны быть собраны в мастерской, дабы увериться в том, хорошо ли они подобраны в оттенках мрамора.

Подрядчик обязан безпрекословно принимать мрамор, какой ему дан будет, не простирая претензии на его качество.

Мрамор для вставок употреблять как старый, так и новый по назначению и по сему подрядчик обязан подбирать оный и в работе согласить цвет, жилы и оттенки, так чтобы представляло на вид что сделано из одного куска; это весьма легко исполнить давая доскам неправильную форму, как то производится при работах из драгоценных цветных мраморов.

Когда куски фриза совершенно будут отделаны в мастерской и вставки укреплены и отполированы, тогда только приступить к положению его на место в Соборе. На месте, т.е. на стене не доштучно производить вставок мрамора, но дозволяется на местах пригонять штуки и отполировать те места, которые вновь будут обтесаны для придания правильности швам, подрядчик должен обтесать если нужно будет верхнюю часть астрагала, на которую поставится фриз.

Продолжение читайте здесь: 

http://1000history.su/news_vie... - первая часть со Статьи 6

http://1000history.su/news_vie... - вторая часть

При копировании документа обязательна ссылка на Фонд поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание».

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Куда исчез Борман?
  • Zimin
  • Вчера 11:03
  • В топе

Его искали больше полувека. Мартин Борман бесследно исчез из Берлина в последние дни войны. Список преступлений этого человека огромен, однако приговор на Нюрнбергском процессе ему вынесли заочно....

Картинки 4 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:07
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Обсудить
    • iona
    • 26 апреля 2016 г. 20:24
    Довольно таки интересно, жаль рисунков нет. Но возможно и их найдут.
  • "Орфография и пунктуация подлинного документа сохранены". Могли бы и фотографию хотя бы приложить (это не к автору поста, а первоисточнику), а то много уже таких подлинников было, оказывавшихся впоследствии копиями с "безвозвратно утерянных оригиналов".
  • Не въехал в фразу - "Судя по датам: собор уже стоял "
  • Материал замечательный. После этого у кого-то возникают вопросы типа "как они это делали?" )))