Согласно известным историческим данным, Исаакиевский собор перестраивался три раза и является четвертым по счету, хотя последняя перестройка была радикальной, и новое здание создавалось практически с нуля, то есть, с фундамента. Предыдущий третий собор, на немногих дошедших до нас изображениях выглядит совсем иначе и значительно уступает современному по архитектурной сложности и монументальности.
Сохранились и документы, описывающие облик храма, а также детальный процесс его построения. Один из них датирован 1802-м годом, когда собор был освещен. В нем упоминаются имена мастеров, работавших над созданием храма, в том числе архитектора Винченцо (Викентия Францевича) Бренно, на смену которому позже придет Огюст Монферран. Интересен список барельефов, установленных над внутренними дверями: в середине - Иисус, изгоняющий из Храма торгующих, на боковых дверях - вход Иисуса Христа в Иерусалим (вербное воскресение), против нее на другой двери – Сотник. Их можно тематически сравнить с барельефами современного Исаакиевского собора: фронтон северного и восточного портика украшают барельефы скульптора Ф. Лемера («Воскресение Христа» и «И. Далматский останавливает императора Валента»), фронтон западного и южного портика — барельефы работы И. П. Витали («Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» и продолжение Библейских мотивов — «Поклонение волхвов»); на вершине каждого фронтона установлена скульптура святого апостола-евангелиста. Но наибольшую ценность представляет описание материалов, использованных при возведении третьего собора - их разнообразная палитра и география просто поражает. Любопытно, что современный Исаакиевский собор был построен почти из тех же видов мрамора и гранита, причем в соответствующих частях здания. Если сравнивать "рецептуры" и "каменный состав" обоих зданий по документам, то они выглядят почти идентично. Разница очевидна лишь на нескольких изображениях третьего собора, но их происхождение представляется весьма туманным.
Дело канцелярии Синода об освящении Исаакиевского собора (1802)// ф. 796, оп. 83, д.418
1802-го года июня 2-го дня
По рапорту Синодального Члена Амвросия Митрополита Новгородского что в исполнение именных высочайших указов Главная Церковь Исаакиевского собора им преосвещена, а придельные к ней во Именование Святых архангела Михаила и великомученицы Екатерины архимандритами с духовенством освещены.
И по именному Его Императорского Величества высочайшему указу, данному Святейшему Синоду июля в 30-й день, о принятии от Гофъ интендантской конторы Исаакиевской церкви в ведение духовного начальства.
1. 2 июня 1802 Доклад
Именными высочайшими его императорского величества указами, объявленными мне в отношении Господина действительного Тайного Советника и кавалера Трещинского поделено, 1-м от 11-го апреля сего года назначить освящение Исаакиевского собора 30 мая яко в день праздника Святого Исаакия и в рождение Государя Императора Петра Первого, в память коего церковь сия возвигнута, 2-м от 19-го мая, чтобы из двух Исаакиевского собора приделов освящены были один во имя архангела Михаила, а другой святой великомученицы Екатерины».
Амвросий Митрополит Новгородский
2. 8 августа 1802 г. К докладу.
В Святейший Правительствующий Синод Его Императорского величества Гоф Интендантской Конторы
Представление
В именном высочайшем Его императорского Величества за собственноручным подписанием Указе, последовавшем в 30-й день минувшего Июля, по докладу Гоф Интендантской Конторы, на имя Гладно – Начальствующего над оной Господина Обер Гоф Местера и Кавалера Тарсукова (?); между прочим изображено: в первом пункте «Как Исаакиевская церковь совсем уже окончена, то и отдать ее в ведение Святейшего Синода, для чего и помосты под крышей в предохранение от течи, на кои требуется Семь Сот пятьдесят семь рублей Пятьдесят копеек употребить насчет двухдневной суммы, которая сумма будет отпущена от Государственного Казначейства – в четвертом: что касается недоконченных в Исаакиевксой церкви трех баральефов, то оные взял на себя архитектор Бренно окончить и на места поставить из той суммы, которая ему за передержку заплачена будет и дал в том письменное уверение, по которому и имеет Гоф Интендантская контора наблюдать, чтобы сие самим делом исполнено было – Гоф Интендантская контора представляя о сем Святейшему Правительсвующему Синоду просит, дабы благоволил в сходственности изображенного высочайшего указа, кому следует предписать означенную церковь от Архитектора действительного статского советника Бренно принять в духовное ведомство – а притом доносить, что к счистке имеющегося над сводами той церкви мрамора и сделанного под крышей деревянного помоста для предохранения от течи чрез публики (?) вызываются подрядчики, и тому за кем по учинении надлежащих торгов последняя цена состоится, немедленно исправить приказано будет. На каком же основании баральефы архитектор Бренно сделать обязался, о том с подписки его прилагается при сем копия. /1 августа 1802
3. Копия с перевода
Заказал три баральефа для постановления над внутренними дверями Исаакиевской церкви представляемой в средине: Иисуса, изгоняющего из Храма торгующих, на боковых дверях у входа: на первой – вход Иисуса Христа в Иерусалим (вербное воскресение), против оной на другой двери – Сотника – сии три баральефа сделаны будут на собственный мой счет как в доказательство набожности к Сказанной Церкви. Я уже договорился с скульптором албанием Италиянцем, живущим в Большой Миллионной в доме барона Строгонова, и заплатил половину суммы, а другая половина будет заплачена Господином Бароном Ралль, когда они будут окончены, что должно быть в будущем ноябре месяце. Каменный мастер Висконтий, который ныне каменным же мастером в Ломбардии и в других местах, живущий на дворе Католической Церкви, обязался их постановить на места и делать нужные леса все на мой счет. Так что казне то ничего стоить не будет, в верности чего и подписуюсь июля 25 дня 1802 года. На подлинном подписано Викентий Бренно действительный Статский Советник Архитектор Его Императорского Величества Императора и Ея Императорского Величества Государыни.
4. Описание Исаакиевской Соборной Церкви, как по наружности, так и по внутренности. Какие именно части составляют оную и из какого мрамора или камня, значить ниже сего/1802-го года сентября 13-го дня.
С наружных сторон от фундамента 1-й цоколь ординарного гранита, в коем для свету в погреба окон 11-ть, с железными решетками, 2-й цоколь из сумерского гранита колонны и пилястры ионичесокго ордена из ювенского (мрамор ювенского месторождения, Приладожье – ред.), под ними базы и между баз и капители из рускольского белого, между колонн и пилястр тело из тивдийского светло красного, у четырех больших дверей наличники из рускольского белого, падины из гажена-вологодского с принадлежащими карнизами из рускольского белого, сверх перекрывочных: вокруг 15-ти окон, что в первом ярусе, наличники из тивдийского темнокрасного мрамора, и во всех падинах тела Тивдийской темнокрасной же мрамор, а сверх оконных перекрывочных карнизы из рускольского белого, главный архитрав и карниз ионического же ордена из рускольского белого, фриз из ювенского стоячими полосами, сверх карниза цоколь из Тивдийского темнокрасного мрамора. В аттике вокруг 19-ти окон наличники из Тивдийского темнокрасного мрамора, аттика вокруг всей церкви большой купол и колокольня кирпичная выштукатурено и выкрашено. По аттику, куполу и колокольне карнизы штукатурные, над всею церковью крыша из листового железа и выкрашена масляною краскою, а равно в колокольне под колоколами и на свесах от течи. Под всею кровлею из соснового леса с принадлежащими укреплениями стропила, купол и колокольня покрыта белым листовым железом.
Во внутренности под всею церковью каменные своды от пола, который есть на сводах, 1-й цоколь из н(?)арье островского мрамора, 2-й цоколь из рускольского синего, колонны и пилястры с канель ятурою (канеллюры, - ред.), с лошками, коринтического ордена из Тивдийского светлокрасного мрамора, базы и капители ленныя кои значутся в другой описи, тело между колонн и пилястр из саянского желтого, падины в теле из рускольского зеленого, в 4-х трибунах, сверх второго цоколя пилястры ионического ордена из гажена (гранита) вологодского, базы и капители лепные значатся в другой описи, как и прочие принадлежности. Тело между пилястр из кареостровского, в оном падины и саянского. Архитрав и карнизы из рускольского белого, а фриз из гаженоволокского мрамора, арки коих 8 и липины из рускольского белого с падинами рускольского зеленого мрамора во круге всех 15-ти больших окон и пяти дверей липины из рускольского белого с падинами рускольского синего, а в трибунных окнах и между наличников и рам падины из тивдийского светлокрасного, а равно и под оконные доски, в 4-х дверях и между наличников и рам падины ювенского мрамора над пятью дверями из рускольского синего мрамора для баральефов или картин 5 рам, сверх коринтических капителей главный архитрав и карниз из рускольского белого, фриз из тивдийского светлокрасного, а сверх главного карниза цоколь из лижм озерского мрамора, сверх сего цоколя каменные арки, своды, а в трибунах с карниза и в большом куполе свод каменный же все выштукатурено и выкрашено. В куполе архитравы и карнизы штукатурные как и в трибунных сводах над всеми сводами для тяжести и укрепления оных кирпичные быки (блоки?) и стенки. В колокольне от полу цоколь из ординарного гранита, пилястры, между пилястр тело и арки из Тивдийского светлокрасного петиканта, импост из рускольского белого мрамора, падины в теле из шокшенского (шокшинского, (Шокша, Карелия – ред.)) красного порфира, сверх арок, каменный свод обштукатурен и выкрашен, в колокольне круглая лестница до ризницы из меньшеловского гранита, а от ризницы под крышку из путиловского камня ступени».
//Орфография и пунктуация оригинала сохранены
При копировании обязательна ссылка на Фонд поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание»
Оценили 9 человек
13 кармы