На сегодняшний день из трех Балтийских стран Латвия — наиболее проблемная страна с самыми бедными бюджетниками и самыми низкими объемами иностранных инвестиций. При этом латвийские власти продолжают вести целенаправленный курс на изживание всего русского.
Местечковые комплексы и громкие скандалы
Недавно глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич обиделся на своих коллег из России. Казалось, к подобным обидам вкупе с подозрениями и обвинениями от латвийских политиков и государственных деятелей пора бы привыкнуть, ибо на этом, собственно, и строится независимая политика этой постсоветской республики. Но тут любопытен тот факт, что чуть ли не впервые российское внешнеполитическое ведомство отошло от привычной модели оценки мировых событий в диапазоне от «не вмешиваемся в дела суверенного государства» до «выражаем озабоченность» и просто назвало вещи своими именами. То есть заявило, что в начале 90-х была надежда на то, что прибалтийские страны станут демократическими и правовыми государствами, но, увы, не сбылось. Причем, надо отметить, довольно политкорректно выразилось, потому как не совсем понятно, кто и зачем питал какие-либо надежды насчет Прибалтики.
И понятно, что русским от независимых балтов ждать благодарности нет никакого смысла, поскольку те, скорее, поблагодарят нынешнюю либеральную Германию за Третий рейх. Неслучайно же в республиках так популярны марши ветеранов СС и песни «лесных братьев», а деятельность местных вершителей Холокоста фрагментарно увековечивается то в камне, то еще как-либо. Но хотя бы сами себе не лгали: какие такие «независимые», когда входят в состав ЕС и НАТО, полностью завися от экономической, военной и политической повестки Брюсселя? И какие такие «правовые», когда планомерно занимаются принудительной ассимиляцией русского населения?
Инциденты с националистическим, а если быть предельно конкретным, с русофобским душком происходят в Латвии с завидной регулярностью, превратившись в примету повседневного быта этой страны. Так, в начале сентября российская рэп-звезда Тимати (Тимур Юнусов) открыл в рижском торговом центре Alfa магазин своего бренда одежды Black Star Wear, что вызвало определенный резонанс в кругах местной молодежи, поскольку чего бы не изображали из себя независимые латыши, а и они ничуть не чужды поп-музыке «страны-агрессора». Однако появление магазина не обошлось и без скандала: дело в том, что часть коллекции BSW разработана совместно с маркой «Армия России» с соответствующей символикой, что, естественно, не осталось незамеченным местными национально озабоченными. Как и то, что ценники на товарах магазина были выполнены первой строчкой на русском, а уже потом на латышском языке. После чего в местные правоохранительные и надзорные органы посыпались жалобы от бдительных граждан, требующих закрыть магазин.
И казалось бы, ну что латышским националистам словосочетание «Армия России» и даже символы в виде красных звезд, когда на их территории уже который год размещен контингент стран НАТО? В конце концов, это же совсем не российские военные, будучи абсолютно трезвыми, справили малую нужду у Памятника свободы в марте этого года и не они весной 2018 года устроили драку с рижскими полицейскими. И уже совсем не про них в 2014 году написал мэр Вентспилса Айвар Лембергс:
«Моряки НАТО ведут себя по-свински, игнорируя законы Латвии и обязательные правила вентспилсского самоуправления. Они в пьяном виде мочились на витрины, их тошнило, они употребляли алкоголь в общественных местах, что у нас не разрешено. Также они рвали цветы с клумб, чтобы подарить проституткам».
Но корежит латышских активистов все-таки от любого упоминания о русских и России. Или просто от русского языка. Другой громкий скандал произошел в начале этого месяца с певицей, вполне себе латышкой Лаймой Вайкуле. Которая, выступая на одной сцене с россиянкой Дианой Арбениной в юрмальском районе Каугури, населенном преимущественно русскими (около 60%), не только приветствовала зрителей на русском языке, да еще и пела в основном на русском:
«Она продолжала говорить по-русски все свое выступление, только в паре песен позволила по паре строк спеть на латышском. Спасибо, что опустилась до уровня национальных аборигенов, сжалилась, — прокомментировала выступление соплеменницы журналистка Элита Вейдемане. — Здесь Латвия, здесь правит латышский язык — государственный язык, и ни один латыш не должен просить, чтобы носители иных языков уважали наш главный язык. Надо уважать — и все. Конечно, это в идеале. И так как до него еще далеко, можем начать с основ: будем уважать свой язык и себя. И, пожалуйста, скажите это Лайме».
Как латышские власти русских детей победили
Видимо, из-за недостатка уважения к языку и национальным особенностям с начала этого учебного года, согласно утвержденным поправкам к закону об образовании, обучение в латвийских школах, даже тех, что считались «школами национальных меньшинств» (преимущественно русских, поскольку русские составляют около 26% населения страны, а родным русский язык считает и вовсе треть жителей Латвии), будет вестись на латышском. Точнее так: с этого учебного года 50% учебных часов в школах должны вестись на латышском, а со следующего — уже все 100%.
Впрочем, и этих нововведений печальникам по латышскому языку оказалось мало. С 1 сентября уже в детских садиках Латвии вводятся новые правила, утвержденные местным кабмином, согласно которым общение и игры с малышами должны вестись преимущественно на латышском. Языкам же национальных меньшинств оставлены только «специальные занятия по сохранению национальной идентичности». Латвийский комитет по правам человека по инициативе местных русских правозащитников уже подал жалобу в Конституционный суд страны, дабы оспорить эту норму, но если вспомнить, что конституционные судьи ранее отклонили иск партии «Согласие» по поводу аналогичной ситуации со школьным образованием, то судьбу и этой жалобы можно предвидеть.
Ну и то, что латвийское руководство в своей борьбе за язык и полную ассимиляцию нелатышей пойдет дальше, можно предположить, вспомнив недавние заявления министра культуры Латвии, севшего в это кресло от ультраправого Национального объединения, в давнем прошлом фронтмена неоязыческой и неонацистской группы PErkons, а в недавнем — респектабельного оперного певца Науриса Пунтулиса. Еще до избрания на этот пост тот говорил:
«Не думаю, что налогоплательщикам нужно финансировать снабжение окраин Латвии враждебными государству русскоязычными медиа. Эту ситуацию можно регулировать плавающей ставкой НДС. Одна ставка будет для печатающихся на государственном языке медиа, другая — большая — для печатающихся на языке третьих стран, третья, — например, для изданий эротического характера».
Действительно, несмотря на репрессии со стороны властей (достаточно вспомнить дело известного публициста Юрия Алексеева), в стране существует незначительное количество русскоязычных СМИ, защищающих интересы русской общины Латвии, и поэтому не нужно сомневаться, что идеи Пунтулиса направлены против них. Как не следует сомневаться и в том, что скорее рано, чем поздно тот перейдет от слов к делу: в свое время именно Национальное объединение в ответ на предложение отменить статус «неграждан» для всех детей, родившихся в независимой Латвии, провалив эту инициативу, выдвинуло и протолкнуло свою — о переводе школ и детских садов на латышский язык. И пока, как видим, у них все получается.
И это не удивительно. Новоизбранный президент Латвии Эгилс Левитс, выдвинутый все тем же Национальным объединением, убежден, что образование на латышском позволит «преодолеть раскол в обществе» и поможет латышам «уживаться с русскими». Ждать чего-то иного от политика, в свое время приложившего руку к появлению пресловутого статуса «неграждан», а впоследствии и преамбулы к конституции, утверждающей, что Латвия — в первую очередь для латышей, вряд ли стоило бы. Однако государство — это, как известно, не только популизм, но реальная экономика и повседневная забота о своих гражданах, а вот с этим как у Левитса, так и у латвийского государства для латышей как-то не очень.
Оценили 0 человек
0 кармы