27 МузЧас (Ольга СЕРГЕЕВА)

23 3989


Усвятский район расположен на юго-западе Псковской области. Центр, поселок Усвяты, в древности большой русский город, упоминался в летописях X века. Находясь рядом с польско-литовской границей, город во время военных действий не раз переходил из рук в руки, пережил грабежи, пожары. Через Усвяты проходили торговые пути, в дальнейшем город оказался в стороне от больших проезжих дорог, что во многом способствовало сохранению в нем патриархального уклада жизни.

Фольклорная исполнительница Ольга Федосеевна Сергеева родилась 27 сентября 1922 года в д. Перелазы Усвятского района в крестьянской семье.

"Я с детства бегала к Василихе, всё слухала, как ина пяеть, пока все песни яё не переняла. Но пою по-своему, як мне урютнее (удобнее). Кажный пяеть, як ему урютней, и в кажной песне по сто перямен. Вы скоко бы ко мне ни ездили, всё равно всих песен моих не вóзьмете. Скоко бы ни увязлѝ, всё равно у мяне что-нибудь да останется, да к тому ж я ящё новые подхвачу. Так что ездить вам ко мне целый век".

Её творчество отличает многообразие материала, проникновенная манера исполнения. Голос звучит сочно, глубоко, сдержанно, завораживает удивительной гармонией, красотой, сердечностью. Естественность, строгость, простота сочетается с импровизационной свободой и блестящим мастерством варьирования. Особенность авторского пения Ольги Сергеевой ощущали местные жители, поэтому в гостях и на работе всегда находились многочисленные охотники ее послушать.

" Мне на работе поесть некогда, - признавалась певица, - в перерыв все ко мне собираются: ты, говорять, Вольга, пой, а мы будем, обедавши, тябе слухать.."

Пела Ольга Федосеевна Сергеева о важном, народном: о свадьбах, похоронах, гадании, исполнении желаний, деньгах, других обрядовых вещах и действиях. В сюжетах песен много языческого символизма, глубокомысленных поэтических сравнений, к примеру девушек с белым хлебом и морской пеной, (хлеб — символ плодородия, вода — символ чистоты, море и белый цвет — символы смерти). Невеста «умирает» на свадьбе как девушка и «возрождается» как жена.

Елена Николаевна Разумовская, преподаватель музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова г.Санкт-Петербурга, «открыла» миру исполнительницу аутентичных песен из Усвят Ольгу Сергееву.

На одном из концертов в Ленинграде в начале 80-х годов присутствовала ныне очень известная певица Евгения Смольянинова. Эта встреча перевернула творческую жизнь Евгении Валерьевны. Два лета она потом прожила в доме Ольги Федосеевны, постигая тайну ее пения, перенимая репертуар и технику исполнения. А то первое услышанное ею выступление Ольги Сергеевой Евгения вспоминает так: "Пока она пела, у меня слезы лились градом. Тайну русской песни невозможно передать словами. Это как сон, звуки иногда зависают в воздухе, как бабочки: в этот момент оказываешься вне времени". Это - слова одного из интервью. А вот из другого: "Выходит она: хроменькая такая, с палочкой (кийкой, как бы ока сказала). И она запела. По залу как будто дохнуло легким летним, свежим, чистым ветром. Я просто забыла, что у меня болела голова. Я была потрясена тем сознанием, что это чудо, при котором я присутствую. Я поняла, что это поет совершенная наша Россия".

Фольклористы Ленинграда, Москвы, Франции, Канады приезжали записывать ее песни самых разных жанров. Ольга Сергеева выступала в этнографических концертах Дома композиторов на ленинградском радио, записывалась на пластинках фирмы «Мелодия». Для режиссера А. Тарковского певица стала символом России. Песню Сергеевой «Кумушки», свадебный плач имитацию скрипичного наигрыша «языком» он процитировал в своей картине «Ностальгия». Псковское телевидение снимало документальные фильмы о певице. В 2003 г. на студии Ленфильм вышла художественная картина «Бабуся» с записями Сергеевой (У зелёном у саду пташечка пропела, А я знаю, что в нашем караваю). Ольга Сергеева оказала огромное влияние на фольклорных исполнителей России. В Псковской области проводится открытый фольклорный фестиваль ее памяти.


Рассматриваемый материал в МузЧасе является двойной альбом записей Ольги Сергеевой “Студийные записи” (Музыка русского Поозерья) выпущенный в 2009 г. издательством Бомба-Питер. Данные диски являются лучшим переизданием песен Ольги Сергеевой, записанных на Петербургской студии грамзаписи (фирма «Мелодия») в 1977 году. Автор записей, реставрации и оцифровки – звукорежиссер Геннадий Любимов. В издание вошло 33 записи. Это собрание истинных жемчужин древнего русского фольклора, обрядовые и праздничные песни (свадьба, масленица, купальские, солдатские и пр.). Оригинальное издание диска содержит буклет с биографией, текстами песен с расшифровками (песни звучат на западно-русском диалекте), ноты и фотографии.

Итак слушаем..


Ольга Федосеевна Сергеева - 33 песни

Ольга Федосеевна Сергеева - 33 песни

Содержание:


01-С гор-горы снежки сыплют
02-Вился хмель по болоту
03-Мой негодяй захворел
04-У нас Масленица-гуляница
05-Посею свое горе
06-Кумушки
07-Иванова матка
08-Полянка-круглянка
09-Червонная роза
10-Дым по полю
11-Иван да Марья
12-Как за речушкой
13-Василь, Василёк
14-Ранёшенько-рано
15-Жнеи, мои жнеи
16-Ехали солдаты
17-Ой, да ты рябинушка
18-А на горке против солнышка
19-Ой, бел же калач, боярушки
20-Нежалостлива Алёнушка
21-Наделяная
22-Ой, расступитесь-разойдитесь!
23-А нам вера не верится
24-Говорил Иванушка с вороным конём
25-Не было ветерку - понавеяло
26-Плавала утица по синему морю
27-На бору тетерёк болмочет
28-Как тут жить - в чужи люди йтить
29-А у голуба золотая голова
30-Лучше нет у нас такого молойца
31-Березничек листоватый
32-А пташечки по вокошечкам летають
33-За рекой калинушка рано расцвела. Аринина песня


«Ой, кумушки» — старая лирическая песня о троицких гаданиях на венках. Потонувший венок — символ неисполненного желания.

«А на горке» — «Первая песня свадьбы». Ею открывается самый главный день — венчальное воскресенье. Когда все гости собирались в доме невесты, дружка залезал на печь и запевал песню-обращение к святым Кузьме и Демьяну, покровителям народных свадеб и девушек. Звучащая в песне просьба сковать крепкую и долговечную свадьбу, связана со звуковой ассоциацией Кузьма-кузнец, а также, по-видимому, с отголосками языческих представлений о кузнеце-колдуне и его магической функции в обряде.

«А и бел же калач» — величание невесты. Может исполняться в её доме до венчания (расписывания в ЗАГСе), а в дальнейшем — во время любого застольного действия. Поэтические сравнения девушки с белым хлебом и морской пеной не случайны: хлеб — символ плодородия, вода — символ чистоты, море и белый цвет — символ смерти (невеста «умирает» на свадьбе как девушка и «возрождается» уже как жена).

«Не жалостлива Алёнушка» — песня исполняется в доме невесты после венца. Коса — символ девичества, у замужней женщины косы завязываются вокруг головы — завязы. (Уплёты-ленты. Уснá-уста).

«Наделенный марш» или «наделяная» исполняется перед венцом (ЗАГСом) во время «надела», когда родня одаривает девушку деньгами. 

Свадебный марш играет гармонист или скрипач (до войны был обязателен дуэт скрипки с цимбалами). Если же на свадьбе нет музыканта, кто-нибудь из присутствующих выводит мелодию голосом, подражая инструменту. О. Ф. Сергеева имитирует плавное, скользящее звучание скрипки.

Песня «А нам вера не верится» и «Говорил Иванушка» исполняются в доме жениха перед отправлением его в дорогу за невестой.

Песня «А пташечки» исполняется под конец свадебного пира у жениха и в заключительном эпизоде усвятской свадьбы, отводинах, у тёщи. (Чапéц-чапец — головной убор замужней женщины, который надевался под платок. Вплётки — шнурки или ленточки для связывания косы в женскую прическу).



СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ПЕСНИ В МП3 +


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить