"Не взыщите.." русская история в жизни Василия Сурикова

42 8077

Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Родился 24 января 1848 года в Красноярске.

Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище, где маленькому Васе не понравилось, что в училище строгая дисциплина. И после первых уроков он собрал свою котомку и пошел пешком из Красноярска домой. Мальчик успел отойти от города на девятую версту, когда его догнала повозка матери – женщина задержалась в городе по делам. Мама очень расстроилась и заплакала, Вася тоже расплакался. Успокоившись, они договорились, что ничего не расскажут отцу, а Вася вернется в училище. Мальчик согласился, и его увезли обратно. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.

Позже известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов, без всякой складчины, на свои деньги отправил молодого художника в Петербург. 

Петр Кузнецов с семьей

Где он поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств в класс к профессору Чистякову, у которого учились все главные художники того времени, а через какое-то время переехал в Москву, здесь он начинает работу над полотнами на историческую тему, которые впоследствии станут визитной карточкой художника. Картина "Утро стрелецкой казни", написанная в 1881 году, стала первым крупным произведением, посвященным событиям истории Руси. После Суриков рассказывал: "И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина"

Суриков вспоминал, как Репин зашел к нему в мастерскую в 1880, когда картина была уже вся прописана и, в основном, решена. Репину она очень понравилась, он только спросил Сурикова, почему тот не повесил нескольких стрельцов на виселицах видневшихся вдали, по спуску вдоль Кремлевской стены. Суриков замялся сказав, что ему это казалось излишним и дешевым. "А я бы непременно повесил двух-трех, а то какая же казнь, если никто еще не повешен?" – сказал Илья Ефимович. Суриков попробовал на другой день начертить мелом по масляной живописи несколько висящих фигур. Когда он окончил, в комнату вошла старуха няня. "Увидев картину, она грохнулась на пол", – закончил Суриков. – Тут я и понял, что был прав я, а не Репин: искусство не так должно действовать..."

Василий Суриков "Утро стрелецкой казни", 1881

Исторические сюжеты, которые ложились в основу картин Сурикова, зачастую рождались совершенно случайно, из повседневных событий. Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным с его слов: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу. ...А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и "Казнь стрельцов" точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами".

В 1883 году Павел Третьяков приобрел картину "Меншиков в Берёзове" у Сурикова, самую любимую картину художника. Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре II Александра Меншикова.

Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.

Василий Суриков "Меншиков в Березове", 1883

Одно из главных программных произведений Василия Сурикова "Боярыня Морозова" было написано в 1887 году. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье," – говорил художник. Сибирское происхождение многое объясняет в творчестве художника, и в частности тот факт, что Сурикова считают лучшим мастером снега в русской живописи. Так или иначе, а у него, как ни у кого другого, много произведений с заснеженным фоном. Это не только "Боярыня Морозова", но и "Взятие снежного городка", и "Переход Суворова через Альпы" из Русского музея, и множество зимних пейзажей с московскими двориками и улицами.

Илья Репин писал о нем так: "Самое ценное в Сурикове – глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова – магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников". Сюжетом картины стал эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона; по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку. Для "Боярыни Морозовой" Суриков сделал бесчисленное множество эскизов и портретных зарисовок. Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы. Эти эскизы прекрасны и самоценны, их можно разглядывать до бесконечности, изучая, как художник лепит форму из отдельных импрессионистических разноцветных мазков. Долгое время он не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина.

Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1887

Оригинал картины "Покорение Сибири Ермаком" хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В том же 1895 году, когда Суриков закончил это историческое полотно, он сделал уменьшенную копию, которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее. Это было посвящение личной истории, истории семьи художника: род Суриковых происходил из донского казачества, которое отправилось покорять Сибирь вместе с Ермаком в 1622 году, и так и осело на бескрайних просторах. Волошин, описывая его внешность, подчеркивал казацкие черты его внешности: "В наружности простой, народной, но не крестьянской, чувствовалась закалка крепкая, крутая: скован он был по-северному, по-казацки". "Этот кряжистый, насквозь русский человек, – вспоминал о Сурикове А.Я.Головин, – был так же монументален и величав в своем характере, как величава его глубоко содержательная и поучительная живопись".

Василий Суриков "Покорение Сибири Ермаком", 1895

За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Суриков не писал на заказ, никого не учил и только называл цену. Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.

В Петербурге Суриков познакомился со своей будущей женой француженкой по отцу Елизаветой Шаре. Он всю жизнь считал, что ему очень повезло. Елизавета смогла создать комфортные условия для его творчества и родила двух дочерей – Ольгу и Елену. Но любимая жена ушла из жизни, когда девочки были еще маленькими. И Суриков не мог простить себе этого всю жизнь. После создания «Боярыни Морозовой» он решил впервые свозить жену в Сибирь и показать родные места. Дальняя дорога на лошадях, пароходами по рекам жарким летом плохо сказалась на здоровье Елизаветы, так как она с рождения страдала пороком сердца. Вернувшись из Красноярска, она тяжело заболела и умерла. Для Сурикова это стало ударом, он каждый день ходил на кладбище, бесконечно заказывал панихиды, много читал Библию, думал о вере и почти не мог писать. 

Спас художника родной брат. Он, никогда не выезжавший из Красноярска, приехал в Москву, чтобы его утешить, занялся племянницами и уговорил его вернуться в Красноярск. На родине брат же подал ему идею написать картину о старинной масленичной забаве «Взятие снежного городка». Эта работа возродила Сурикова. 

Василий Суриков “Взятие снежного городка” 1891

Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.

Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.

Он сам был из той эпохи. Это помогало ему искать и видеть нужных натурщиков, писать не людей в старинных костюмах, а действительно персонажей той эпохи, о которой идет речь в полотнах. И вот это его пребывание в двух временах уникально и неповторимо.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром. Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.

Умер 6 марта 1916 года.


есть фильм, снятый режиссером Анатолием Рыбаковым в 1959 году, где наглядно виден весь процесс создания полотен художником.. можно прочитав статью посмотреть фильм или иначе посмотреть фильм и вернуться к статье.. 


из рецензий КИНОПОИСКА:

".. Удивительно добрый, завораживающий как сказка, занимательный как детектив фильм. Постановочные работы, игра актёров, работа оператора выше всяких похвал! Фильм отношу к старой советской школе классиков кино. Привносит чувство очищения от окружающей скверны. Есть что-то в чеховском духе.."

Василий Суриков. Реж.: Анатолий Рыбаков (1959)

Василий Суриков. Реж.: Анатолий Рыбаков (1959)

из уст Сурикова (фильм): " Всю жизнь бьёшься как проклятый, переделываешь, переделываешь, а потом придут самодовольные господа в музей, посмотрят и выскажут:" Да, живописно! Да, красочно!" - возьмут барышню под локоток и поведут в кафе.. Разве для этого я художник? Разве для этого талант дан? А как написать, чтобы возле картины дыхание перехватывало?.." 


Василий Иванович Суриков - КАРТИНЫ




Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
    • Andr
    • 8 января 2019 г. 06:59
    Великий художник, - и говорить нечего! Мне его картины очень нравятся. (одна маленькая поправка Меншикова сослали во времена правления Петра Второго) :blush:
  • :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • Ну такой не бесспорный, конечно, но молодец! :thumbsup:
  • :clap: :clap: :clap: Здорово!