Язык, на котором можно высказать неизреченное…

6 2292
Фотография Маргариты Кабаковой


Хотелось бы рассказать о замечательной исполнительнице, авторе песен на стихи русских поэтов Серебряного века Елене Фроловой.

Услышав хоть раз ее исполнение - невозможно забыть его. Ее песни - это одна из самых пронзительных попыток Серебряного века заговорить с нами, отвлечь нас от суеты, заставить вспомнить о том, что и в сегодняшнем мире - наперекор всему - существуют музыка, поэзия, душа..


Елена Камбурова

Ах, как было бы хорошо, если бы вы послушали эти песни так, как слушала их я... Закрыв глаза, не спеша, не раздваиваясь на что-либо, по известной причине отсутствия времени «нужного», как нам кажется, «для каких-либо важных дел». Но не проживаете ли вы истинно настоящую жизнь именно в те минуты, когда невидимая нить связывает вас с миром этих песен, с голосом Елены Фроловой, внутри которого вы сумеете расслышать звон маленького колокольчика...



Голос Елены Фроловой принадлежит российской и мировой песенной культуре.

Чудо ее голоса состоит в том потрясающем разнообразии, тонкости и виртуозности, с которым певица им пользуется, в тех драматических перевоплощениях, которые он ежесекундно претерпевает.

Не вписываясь в традиционную систему жанров, её творчество соединяет в себе несколько важных линий: поэзию — классическую и современную, музыкальное новаторство, традиции фольклора и русского духовного стиха. В то же время оно открыто мелодиям и ритмам других стран и народов.

Елена Фролова - СОЛНЕЧНАЯ НИТЬ 

Поэзия такого уровня лишь в редчайших, исключительных случаях поддаётся адекватному переводу на язык песни. Творчество Елены Фроловой как раз являет собой этот редчайший и исключительный случай.

Её музыкальные интерпретации сложных, многоплановых текстов поражают своей смелостью, силой и точностью. Это даже не столько чуткость к слову, сколько чуткость к тому, что по ту сторону слов.

Еще одно серьезнейшее направление в творчестве Фроловой — обрядовые песни и русский духовный стих, увлекающий зрителя в стихию русской народной музыки, причем не в ее лубочном варианте, а идущей от самых древних языческих корней.

Виртуозная гитарная техника, игра на гуслях и скифской арфе, уникальный голос, удивительная мелодия, идеальный вкус — всё это Елена Фролова.

Откровение Елены Фроловой требует доверия слушателя, интимности, серьезного диалога между артисткой и публикой, поэтому понятна ее любовь к залам с «душой» и слушателям с «живыми глазами». При этом слушатель может не принадлежать к русскому культурному кругу, волшебство и очарование песен свободно пересекает языковые границы. Они - в лучшем смысле - эсперанто неподдельной человеческой выразительности.

Dr. Hannelore Umbreit (Германия)

Фотография Маргариты Кабаковой

Народная песня, русский духовный стих

Этника и фольклор являются едва ли не самыми главными источниками жанра современной камерной песни, в котором работает Елена Фролова.

Гусли — древнейший музыкальный инструмент. По одной из версий, название его происходит от древнего русского слова «гусла» (что означает струна или тетива лука). В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному: псалтерион, цитра, псалтирь, кокле, — да и внешне эти инструменты — разные, хотя восходят к одному прародителю.

Когда появились первые гусли на Руси — неизвестно, но уже в Х веке древние русичи играли на этом инструменте. Гусли, как правило, поющий делал себе сам, под свой голос и свою руку; они имели совершенно разнообразные формы, которые со временем утвердились в три или четыре основных разновидностей гуслей: шлемовидные, крыловидные, позже — столовидные и клавишные.

Елена Фролова - ЛЕТЕЛ ГОЛУБЬ

Сегодня интерес к этому уникальному инструменту переживает период возрождения. Даже в музыкальных школах, училищах и консерваториях появились классы обучения игры на гуслях (им дан статус серьезного академического инструмента, на гуслях играют всё: от народных наигрышей до Вивальди и сложнейших современных композиций), продолжается и развивается народная музыкальная традиция игры.

Это самобытный жанр народного музыкального и поэтического творчества. Сюжеты этих песен составляли ветхозаветные и евангельские события и персонажи, рассказы о первых мучениках-христианах, русских святых, о грешных и праведных. Пожалуй, одни из самых потрясающих — это стихи о страшном суде и смерти (момент расставании души с телом).Чаще всего их распевали нищие, паломники, переходя в поисках приюта и хлеба от дома к дому, из селения в селение, от монастыря к монастырю. Странников на Руси всегда было много: одни исполняли обет, данный перед иконой в минуты смертельной болезни или опасности, другие просто нищебродили. Но встречались среди них и профессиональные бродячие певцы, называвшиеся лирниками. Существовали даже целые школы, передававшие эту традицию, ставшую искусством, из поколение в поколение. Традиция эта прервалась только совсем недавно — в 50-е годы. Прервалась, чтобы появиться вновь в устах не лирников и не калик перехожих, а исполнителей народной песни.

Елена Фролова - ДЕВА БОГОРОДИЦА

Одной из таких исполнительниц стала Елена Фролова. Ее пение — не совсем традиционное исполнение народных песен. Это новое осмысление древних традиций человеком, выросшим в современном городе, получившим современное образование и воспитание. Это попытка прикоснуться к древнему источнику своей душой и своим голосом, ощутить потерянный вкус слова и звука, который был ведом далеким предкам, родившим эти стихи и песни.

Поэзия Серебряного века

Я слышу теперь знакомые строки Цветаевой, Мандельштама, Бродского и многих других любимых поэтов через мир Лены Фроловой.

Светлана Алексиевич, писатель (Белоруссия)

Слушая эти песни, понимаешь странную вещь — Серебряный век в России не был естественным образом закончен и завершён. Насильственно прерванный страшными социальными катаклизмами прошлого века, вот уже почти сто лет, наперекор житейской логике и здравому смыслу, он стремится продолжиться — вспыш­ками судеб, диалогами родственных голосов, окликающих друг друга поверх временных барьеров.

Елена Фролова - НЕ НАЗЫВАЙ МЕНЯ НИКОМУ (МаринаЦветаева)

Песни Елены Фроловой — это одна из самых пронзительных попыток Серебряного века заговорить с нами, отвлечь нас от суеты, заставить вспомнить о том, что и в сегодняшнем мире — наперекор всему — существуют музыка, поэзия, душа...

Роман Кабаков, филолог (Берлин)

Елена Фролова - НЕЖНЕЕ НЕЖНОГО (Осип Мандельштам)

Она соединяет в некий союз три самостоятельные стихии — голос, мелодию и стихи. Помимо голоса и таланта, Елена обладает редким даром чувствовать заложенную в голосе энергию. И даже, как мне видится, способна осознать импульс, побудивший поэта написать то или иное стихотворение.

Елена Камбурова, народная артистка России, лауреат Государственной премии (Москва)

Авторская песня

И чего только не придумают эти люди:
То им жизнь не та,
То им Бог не тот,
То у них сердце не стучит,
То душа не живёт.
Нет чтоб улыбнуться миру,
Полюбить друг друга —
Вот тебе и звезда…


Елена Фролова

Что отличает авторские песни Елены Фроловой?

Прежде всего возникает ощущение, почти уверенность, что они написаны «первыми» словами. Первыми — то есть, самыми важными, без оглядки на современный поэтический стандарт. Первыми — то есть, теми, которые возникли непосредственно в момент творения песни, сразу и окончательно. Слова, мелодия, интонация возникают одновременно, песня рождается как единое целое. В этом, по-видимому, главное отличие авторских песен Елены Фроловой от её песен на стихи других поэтов. И в этом — огромный риск.

Потому что так рождённые песни практически невозможно править. Слово неотделимо от мелодии, оно — её часть. Другие слова, может быть, более удачные с точки зрения стандартов художественного мастерства, поэтической техники, любые замены и вставки оказываются зачастую невозможными. Потому что при этом рвётся невидимая ткань, в которой живёт слово, рождённое в музыке. «Рождение поэзии из духа музыки»? Именно так. Неожиданно современно звучит тезис, обращённый на самом деле к глубинам древности.

Елена Фролова - НЕ ВЗЫЩИ (романс на стихи Марии Петровых)

Очень важно сказать об поразительной органичности этих песен — полной слитости голоса, слова и музыки. Об их силе и свободе. Рождённые как единое целое, они поются — как дышатся. Можно ли требовать большего от художника? И зачастую они воздействуют на слушателя не менее сильно, нежели песни на стихи великих поэтов. Дело не в сравнимости стихов, а в едином источнике, из которого черпают вдохновение истинные поэты, музыканты и художники. Свет и чистота этого истока несомненны, всё прочее — литература, то есть, важные частности. Звучание этих песен верно и чисто, слияние слова с мелодией изначально, истинно. Править здесь невозможно, не потому что лучше не скажешь, а потому что — лучше не споёшь. То есть, это именно песни и воспринимать их в другом качестве — значит, не понимать сути явления.

Елена Фролова - АХ, ПТИЦА МОЯ, АХ ПТИЦА

Восхищает удивительный уровень внутренней свободы, сила и независимость собственного голоса. Можно даже сказать, что свобода голоса и дыхания — одна из главных особенностей авторских песен Елены Фроловой. И что еще важнее: в этих песнях — необъятная широта души. У Лены большое сердце, любящее мир. И от избытка ей даровано свыше право творить чудеса в таком простом и трудном жанре — исполнение собственных песен. Песен, которые созданы именно трудами душевной ее энергии, ее бесконечной заботой о восстановлении духовности и гармонии в мире.


Фотография Владимира Петухова
Фильм-концерт Елены Фроловой "Дороженька"Запись сделана на концерте 8 ноября 2006 г., в Большом зале филармонии г. Минска

Источники:

http://frolova.golos.de/ru/

http://www.sobranie.org/archiv...

P.S.: Благодарю за то, что посмотрели и послушали..

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • ++ хорошо к своему стыду не слышал о ней
  • положительное впечатление вызывает и музыкальный ряд, и сама исполнительница
  • Я тоже не слышала о ней, да и ничего удивительного, потому что площадки все заняты" долгоиграющими" певцами, которые десятилетиями держаться всеми силами за свое место. А таким молодым и талантливым трудно пробиться через заслоны старых поколений, которые уже надоели хуже горькой редьки, но ведь ничего другого они не умеют.....Вот Бабкина пишут открыла пошив моделей "от кутюр" для женщин с размерами больше 48..... Готовит почву для ухода, наверное...... А за статью спасибо! Чудесные, чистые песни! Открыли бы дорогу на ТВ, может стала бы любимий артисткой.....