77 МузЧас (Zventa Sventana)

4 227


Алена Романова и Тина Кузнецова

В композициях проекта Zventa Sventana можно услышать не только фольклорные напевы в электронной обработке, но и классические инструменты — от скрипки до контрабаса, а также звуки отходящей от станции электрички. 

История проекта началась в 2005 году, когда уроженка Казани джазовая певица Тина Кузнецова на фольклорном фестивале в московском клубе «Дом» решила оживить пребывавший в забвении музыкальный жанр русской песни. Вокалистка, в интервью утверждающая, что играть на фортепиано она научилась раньше, чем читать, начала ездить по архивным фонотекам, где познакомилась с единомышленницей Аленой Романовой.

 Творческому дуэту помог в формировании концепции группы, записи и аранжировке композиций Юрий Усачев, ранее прославившийся созданием поп-коллектива «Гости из будущего». В 2006 году Zventa Sventana открыла дискографию альбомом «Страдания», в котором русский народный слог соединился с джазовым драйвом. В дальнейшем пути Тины и Алены разошлись, а Кузнецову и Усачева связало не только творчество, но и личная жизнь.

«Это электроника, которой наплевать на законы и рамки»

Игорь Гаврилов поговорил с музыкантами группы Zventa Sventana Тиной Кузнецовой и Юрием Усачевым о новом звуке в альбоме «Звента Свентана», а также о том, зачем в 2023 году ездить в этнографические экспедиции и на какие вопросы дает сегодня ответы фольклор.

— Чаще всего о Zventa Sventana говорят как о группе, «смешивающей фольклор и электронику», и на этом останавливаются. Между тем и фольклор — достаточно широкое понятие, и электроника бывает крайне разная. В чем ваши главные открытия на этом альбоме?

Тина Кузнецова: Для меня этот релиз важен тем, что мы позволили себе абсолютно лирический, стихийный альбом, исключив задачу сделать танцевальные хиты. Он записан в неограниченной художественной свободе. Что касается географии традиции, мне безумно нравится Север. Это космически красивые песни, со сложными и терпкими ладами, и непростые по певческому дыханию. 

Юрий Усачев: С точки зрения электроники мы двинулись в более глубокий саунд. Если бы у нас были более активные, танцевальные барабаны, это в принципе могло бы называться техно. По стилистике мы продвинулись в такой глубокий декаданс. Здесь нарочно перемешаны все стили и жанры. Хотелось избежать привязки к какому-то одному четкому направлению, которое рано или поздно устарело бы.

Хотелось, чтобы это просто называлось «электроника». Альбом «Звента Свентана» — как оркестр в широком смысле слова. С одной стороны, эта музыка классичная по своему настроению. С другой — неопределимая по стилю. Это электроника, которой наплевать на законы и рамки. Размеры в народных песнях всегда очень сложные, поэтому наша электроника шла на большой компромисс. Для нас важно сохранить аутентичность песни, не подстраивать ее под современные жанры электронной музыки. Мы проделали большую работу, чтобы эти сложные ритмы были доступны современному восприятию и человек не терял реальности происходящего. В каждой композиции скрыты свои секретные ключи, и упаковать их — сделать понятными, сохранив суть,— это, пожалуй, и есть для нас большое достижение.

— Мне кажется, что в песнях «Да кого нет, того больно жалко» и «Ох, я давно дружка не видела» вы расширили свой спектр в сторону современной фортепианной музыки, неоакадемизма, это уже совсем не танцевальная музыка. Того и гляди следующий альбом будет решен в каком-нибудь кроссовере, эмбиенте или новом академизме.

Т. К.: Надо напомнить, что я пианистка, и это мой основной инструмент. Здесь я просто отдала ему предпочтение — позволила выйти на первый план. Я росла в классической среде: домашняя фонотека ощутимо формировала музыкальные вкусы, и, конечно, это была преимущественно классика. Мама, как педагог фортепиано, всегда много играла дома. И сестра — ученица школы при консерватории — тоже много тренировалась рядом. Словом, дома всегда звучала классика. 

Ю. У.: Zventa Sventana старается показать, что все элементы музыкальной культуры можно перемешивать, если это делать со вкусом и любовью. Вообще понятия «танцевальной музыки» и «электронной музыки» не тождественны. Мы вплетаем много живых инструментов — бас-гитару, фортепиано, барабаны, саксофон… Просто они запакованы в виртуальный звуковой мир и виртуальные объемы, не существующие на планете Земля. К примеру, некоторые партии мы намеренно записали с другой скоростью и затем искусственно вернули ее в норму, что придало альбому некое психоделическое звучание.

— Русский фольклор — материал, с которым в последние годы ваши коллеги работают все больше. Чувствуете ли вы свое влияние в этой тенденции? 

Т. К.: Фольклор — это стихия. И для меня народная музыка, причем любого этноса,— это лучшее, что создал народ. Я подхватила эту стихию, и мы подаем пример, что работать с ней можно, что это получается, и получается хорошо.

— Есть такая точка зрения: все песни уже найдены этнографами XIX–XX веков и новый материал обнаружить невозможно. Если ради чего-либо и есть смысл ехать в этнографические экспедиции, то только ради поиска новых версий уже изученных песен.

Т. К.: Каждая поездка — уникальное знание с точки зрения антропологии и фольклористики. Это погружение в вереницу человеческих судеб, в быт: кухню, рукоделие, повседневные традиции, праздники, календарь. Словом, это бесценный опыт, и он уходит вместе с носителями. Для меня это колоссальное обогащение, пища для творчества и знание о своем народе. Никак нельзя согласиться, что все изучено. Каждая версия известной песни уникальна и является новым открытием. Могут меняться слова, мелодия, аккорд, голосоведение, интерпретация смыслов и прочие профессиональные нюансы.

— Есть распространенное мнение, состоящее в том, что российская история ходит по кругу, в ней, по сути, уже все было. И тогда, стало быть, в фольклоре можно найти ответы на все вопросы, даже самые сложные. Вот на сегодняшние вопросы фольклор дает ответы?

Т. К.: Даже в самые критические времена народная песня воспевает жизнь. Потому что только жизнь противостоит смерти.

Итак смотрим или слушаем..

Zventa Sventana – Мужа дома нету (ft. Ivan Dorn)

«Мужа дома нету» — это народный танцевальный хаус. Изначально это застольная песня, которую в селе Россошки (Воронежской обл.) исполняли на свадьбах. Так девушкам внушали нормы поведения, а точнее то, как вести себя точно нельзя. 

Zventa Sventana - Сухотушка (16+)

Тина Кузнецова о песне и клипе: «Сухотушка» (сухота) в народной словесности означает тоску, грусть.

Zventa Sventana – Кумушки («Страдания», 2006)

Народные песни из архивов этнографических экспедиций пропущены через призму world music, джаз-рока, фьюжна, RnB и соула

Zventa Sventana – Колыбельная («Страдания», 2006)

Народные песни из архивов этнографических экспедиций пропущены через призму world music, джаз-рока, фьюжна, RnB и соула

Zventa Sventana – Настя («Страдания», 2006)

Народные песни из архивов этнографических экспедиций пропущены через призму world music, джаз-рока, фьюжна, RnB и соула

Zventa Sventana — Да кого нет, того больно жалко («Zventa Sventana», 2023)

 Музыкальный фольклор Севера и Юга с погружением в авангардную электронику без стилистических границ. 

Zventa Sventana – На горе мак

«На горе мак» — работа в стиле кибер-фолк.

Zventa Sventana – Кукушка (official audio)

Песня «Кукушка» является переосмысление городского романса из Тульской области.

Zventa Sventana – Город золотой

Лютня: Олег Бойко. Клавесин: Николай Мартынов. Оркестр под управлением Юрия Башмета.

Zventa Sventana - Ваня (Live. Новогодняя ночь 2024 на Первом канале)

Live. Новогодняя ночь 2024 на Первом канале



Офсайт Zventa Sventana

СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ПЕСНИ Zventa Sventana в МП3 +


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить