Загадка создания кружева из мрамора великого скульптора Джулиано Финелли

23 1497

Одна из наиболее уникальных форм искусства работы с мрамором — это высечение на камне кружева. Соединение мастерства резьбы по камню и создание из него нежного и воздушного материала — это восхитительно и захватывающе. Само по себе искусство резьбы по мрамору существует тысячелетия, конечно, оно становилось всё более совершенным и приобретало множество техник. Но создание кружевных узоров так и продолжает будоражить умы. И один из тех, кто достиг небывалых высот в этом деле — Джулиано Финелли.

Его скульптуры так и остаются непревзойдёнными шедеврами по сей день

Техника резьбы по мрамору позволяет создавать изысканные скульптуры, они становятся шедеврами, ими восхищаются. В Древнем Риме мастера использовали мрамор для создания не только статуй, но ещё и архитектурных элементов, например, колонн. С течением времени стало появляться всё более разнообразные техники по работе с мрамором, и в том числе высечение кружевных узоров из этого камня.

Сегодня кружево в мраморе не так часто используется на скульптурах, всё больше в архитектуре и для украшения пространства интерьера. Однако так, конечно же, было не всегда. Когда-то создание кружева на мраморной скульптуре стало фурором в мире искусства. И тем человеком, который восхитил всех и показал, на что способен мастер при работе с мрамором, был — Джулиано Финелли. Он родился в самом начале семнадцатого века в Италии, в Карраре, которая известна мраморными карьерами. Конечно, его семья, проживая в этом регионе, занималась каменным ремеслом. Потому и он с раннего возраста был погружён в искусство обработки камня. В Карраре наиболее высококачественный мрамор добывали уже на протяжении множества веков, и место давно было центром скульптурного ремесла.

Джулиано также с юности начала осваивать разнообразные сложные техники в работе, преимущественно с мрамором. Это были как инкрустация камнями, так и полировка, а также различные методы резьбы по мрамору. Именно это и позволило ему в будущем создавать произведения искусства с настолько высоким уровнем детализации. Он работал в эпохе барокко, которая была характерна наиболее динамичными и эмоционально выразительными формами. От скульпторов того времени требовалась не только высокая техника мастерства, но крайне глубокая степень понимания анатомии человека, а также композиции и света.

Некоторые из работ Финнели имели отражения древнеримских и ренессансных традиций. Они отражали великолепие тех периодов, братство и стать. У него было очень глубокое творческое видение, и потому все скульптуры получались цельными и являются примером даже сегодня.

Джулиано свой путь в искусстве начал в мастерской Микеланджело Накьеринo в 1611 году, когда ему было десять лет. Микеланджело Накьеринo был также известен как неаполитанский мастер. Впервые он пришёл в мастерскую в сопровождении своего дяди, и именно тогда начался его творческий путь. Мастер оказал очень большое влияние на формирование его навыков и становления скульптором, а также и в подходе к созданию произведений.

 

Ещё через двенадцать лет Джулиано переехал в Рим, чтобы продолжать развивать собственные таланты. И стал помощником в мастерской выдающегося скульптора своего времени Лоренцо Бернини, очень знаменитого уже в то время. Работа со столь выдающимся человеком также оказала огромное влияние на Финелли, благодаря ему он наконец обогатил свой художественный язык.
Когда Джулиано работал над скульптурой под названием «Aполлон и Дaфна», его талант смог проявиться в полную силу. На этой скульптуре особенно впечатлительны крайне изящные ветви и корни, прорастающие из рук и ног самой Дафны. Уже тогда он владел формой и деталями на высоком уровне. Именно эта скульптура стала важным фактором на пути Джулиано к своему выражению как художника.

И всё же между мастерами были и различия. Бернини, хоть и оказал большое влияние на Джулиано, был больше склонен к динамичности в скульптуре, а также эмоциональной экспрессивности, его скульптуры переполнены напряжением и движением. Достигнуто ощущение драматичности. А вот его ученика сильно интересовала проработка деталей, совершенство формы. Его работы были аккуратны и проработаны. У них были разные художественные подходы.

К сожалению, другие ученики мастерской Бернини, которые стремились к скоростной реализации своих художественных замыслов, созданию сильных, бурлящих эмоций, потихоньку вытеснили его. Соперничать с ними он не смог. И в первой трети семнадцатого века сотрудничество с Бернини прекратилось, Джулиано уехал Неаполь. Там он открыл уже собственную мастерскую, наняв к себе молодого помощника Доменико Гвиди — своего племянника. Позже он также станет известным скульптором, хоть и имя в истории получит не столь популярное. Именно в Неаполе Финелли создал знаменитые бюсты для Кафедрального собора Святого Януария, они располагаются на входе.

Работа в мастерской продвигалась хорошо и Финнели даже обзавёлся очень состоятельным и могущественным покровителем — это был кардинал Шипионе Боpгезе. Именно его мраморные бюсты и скульптуры украшают многоженство соборов по всей Италии. Восхищение вызывают проработанные детали на костюме кардинала.

А вот самой впечатляющей из работ Джулиано, является скульптурный портрет состоятельной женщины — Марии Дульиоли Баpберини. Эта скульптура стала кульминацией всего его творчества. Невозможно не смотреть на неё с замиранием сердца и сложно поверить, что это мрамор, потому что кружевной воротник просто восхитителен.

Мария была племянницей папы Римского Урбана VIII, и скончалась в двадцать два года во время родов. В этом потрясающем произведении искусства навсегда запечатлён её образ. Джулиано, скорее всего, был знаком с ней лично и часто бывал в доме Барберин. Ведь он сотрудничал с Бернини ранее, а для того двери в дом этой семьи всегда были открыты. Но лишь спустя пять лет после смерти Марии мир смог увидеть её портрет, высеченный в мраморе. На груди скульптуры есть небольшая брошь в форме пчелы, которая была символом рода дома Барберини. Если опираться на старинную легенду, именно благодаря пчелиному мёду был спасён один из членов семьи.

Благодаря современным технологиям, спустя столетие этот бюст был проверен исследованием при помощи электронного микроскопа. Именно так учёные выяснили, что техника его создания была не ударной, а какой именно — не ясно, она считается утерянной. Ведь даже при малейшем прикосновении самого тонкого из имеющихся инструментов для работы с мрамором, на нём должны были бы появиться микротрещины. На бюсте они полностью отсутствуют. Сказать точно, как именно был создан этот шедевр, невозможно.

Джулиано с невероятной точностью умел превращать мраморные блоки в разнообразные ткани и кружева. Он мог придавать мягкость меху, словно на него дул ветер. Техника, с которой он работал, остаётся загадкой, ведь удивительно, что в семнадцатом веке можно было так искусно выточить тончайшие детали. Когда основными инструментами скульпторов того времени были молоток и зубило.

До самой своей смерти, а умер он в возрасте пятидесяти двух лет, Финелли не прекращал работать и создавать скульптуры. Умер он в Риме, где и проводил последние месяцы жизни, а обстоятельства его смерти остались невыясненными. Захоронен великий мастер в церкви Святого Луки и Марты, всё также в Риме, где и начался его творческий путь.

https://masterok.livejou...

Без права на ошибку - 2

В предыдущей статье немного расписал цейтнот в 4 года, в котором находятся трамповские США и Россия, но упустил один момент: на самом деле у нас с Трампом всего 2 года, ибо в 2026-м буд...

О приёме Украины в НАТО

Сейчас много говорят о возможном (или невозможном) приёме Украины в НАТО. Зеленский утверждает, что только приём Украины в НАТО может стать достойной гарантией безопасности, компенсирую...

Обсудить
  • Из стольких шедевров ни одной приложенной фотки к тексту :-1:
  • Я разговаривал с мастером - он был в Италии - сказал невозможно даже сейчас повторить. Хотя мрамор относительно мягкий, по сравнению с гранитом, но всё-равно нужен алмаз для обработки...
  • Литьё, так думаю.
  • Я видела эти скульптуры и не только эти . там видно даже вены . А покрывало такое тонкое , что кажется при дуновение ветре оно взлетит. Никто не знает , как было это создано , кроме...... ватикана
  • Сколько можно? Нет никакой "резьбы по мрамору". Есть лепка скульпторов из мягкого "мрамора" с последующим его отвердением. Китаянка еще круче такие "шедевры" лепит. Деградация ремесел с технократическим развитием неизбежна.