Именно с этого произведения начинается русская литература – так многие говорят. Эту книгу совсем не просто читать, даже в адаптированном виде её язык кажется хоть и родным, но непонятным. Я читал много святоотеческой литературы, но никогда так часто не возвращался к прочитанному, чтобы понять смысл. Книга чем-то похожа на «Исповедь» бл. Августина, только очень русскую, православную я бы сказал. Как бы абсурдно не звучало.
Вообще неправильно называть старообрядцев раскольниками. Раскольниками и отступниками скорее стоит называть Никона и его продолжателей в лице нынешней РПЦ – это вежь они нагрянули тогда на наших предков и силой начали непонятно почему менять многовековые религиозные устои и обряды. Настоящие верующие христиане тогда и начали сопротивляться, странно было бы им просто принять нововведения, троеперстие вообще скорее всего ввёл несимпатичный большинству православных Папа Римский.
Кстати. Сергия Радонежского, Александра Невского и множество других известных православных святых можно назвать именно старообрядцами – ведь по факту они следовали тому обряду, с которым боролся Никон.
Книга полезна тем, кто реально занимается духовной практикой, ибо там описана непосредственно духовная работа Аввакума и прямая борьба с бесами, принимающими виды различных желаний, страстей, иногда перерастающая чуть ли не в физическую схватку. Аввакум открывает читателю то, что монах чувствует и переживает во время бесконечных исповедей от прихожан.
Аввакум жил и умер достойно, дело его живет. Церковь, кстати, кажется и должна быть бедной, деревянной и андеграундной. Она ведь такой и была в начале. У старообрядцев она и сейчас такая. И чуть гонимая даже, притеснённая – зато настоящая
Кстати, у нас в городе есть замечательный специалист по теме – Евгений Ройзман, всем очень советую сходить в его музей Невьянской иконы. Вход бесплатный.
Оценил 1 человек
1 кармы