Когда сломали советского человека? Взгляд через "Аквариум".

71 8504

Часто в беседах с очень разными людьми, я слышу поразительно схожее представление о том, что граждане Советского Союза до последнего дня его существования искренне любили Родину, верили в светлое завтра, и все как один строили коммунистическое будущее. На больной вопрос - а почему, собственно, СССР больше нет? Неизменно получаю один и тот же ответ - виноват гад меченный, так же известный, как Михаил Сергеевич Горбачёв, обманувший ЦК, КГБ, девятнадцать миллионов коммунистов и весь советский народ.

Казалось бы, тема избитая, всё, что можно было сказать уже было сказано, аргументы "за" и "против" известны. Однако мне хочется подойти к вопросу с другой стороны, и попробовать взглянуть на произошедшее не с позиции дня сегодняшнего, а изнутри позднесоветского общества. И поможет мне в этом не совсем обычный кинематограф.

Недавно я наткнулся на короткометражный фильм Александра Ильховского и Александра Нехорошева - "Иванов" с Борисом Гребенщиковым в главной роли. Именно эта короткометражка, снятая в 1981 году, и побудила меня к написанию данной заметки. Настоятельно рекомендую не пожалеть двадцати минут свободного времени и посмотреть фильм, а уже затем читать дальше.

"...Я инженер на сотне рублей,

И больше я не получу.

Мне двадцать пять, и я до сих пор

Не знаю, чего хочу..."

Центральная фигура фильма - молодой Борис Гребенщиков - лидер группы ансамбля "Аквариум", эдакий герой своего времени. Представитель преобладавшей в СССР технической интеллигенции, молодой инженер, променявший "сторублёвую ставку" на музыку. Немногословный и обаятельный, раскрывающийся в автобиографической песне. Не запирающий дверь, но занавешивающий окна в своей квартире на последнем этаже новостройки. Разочаровавшийся технарь, "желающий странного", выпавший из системы и не сожалеющий об этом.

Итак, героя мы рассмотрели, а что же время? Его приметы видны в персонажах, которых встречает герой на протяжении фильма. Первым дело мы сталкиваемся с представителем пролетариата в лице недотёпы моряка, которого приютил главный герой. Моряку нравятся песни Гребенщикова. Вложенного в них смысла он не понимает, но с радостью записывает наиболее понравившуюся ("про зарплату") на свой касетник по соседству с Высоцким и "Машиной времени". После чего кладёт касетник в модную кожаную сумку и покидает героя, порекомендовав напоследок идти на флот, чтобы начать уже зарабатывать нормальные деньги.

Второй эпизодический персонаж - квартиродатель, принадлежащий к числу тех, кого совсем скоро нарекут кооператорами. Сдаёт гражданам жильё в аренду, суетится, перебирая связку ключей, считает барыши, пропадает так же быстро, как и появляется, одним словом: время - деньги.

Следующий гражданин - одноклассник главного героя, свежеиспечённый лейтенант. Первое, что делает лейтенант (который явно гордится тем, что он лейтенант) - угощает Гребенщикова дефицитными заграничными сигаретами "Kent", явно подчёркивая свою успешность и статус. Однако после недолгой беседы выясняется, что инженера лейтенант не впечатлил, после чего последний уходит.

В самом конце короткометражки появляются музыканты - друзья главного героя, такие же необычные и яркие, как и он сам. Гребенщиков смеётся, звучит окончание начатой для моряка песни, а остановившиеся настенные часы, внезапно возобновляют ход. На циферблате 0:20, жизнь продолжается...

Группа "Аквариум", Ленинград 1986 год

На дворе 1981 год и студенты ВГИКа снимают работу, в которой честно и прямо рассказывают о том, что они видят вокруг. А видят они всепоглощающее позднесоветское мещанство, граничащие с чужебесием, пронизывающий общество культ денег и тотальное оскудение идеального. Мне могут возразить, сказав, что это лишь взгляд т.н. "творческой интеллигенции". Но только ли её?

Кем был Борис Гребенщиков? Инженер по образованию, в 1980 году уволенный с работы и исключённый из комсомола. А ещё он был одним из отцов основателей т.н. "русского рока", музыки эпохи перемен, которую словно губка впитывала в себя молодёжь того времени, вне зависимости от образования. социального статуса и рода занятий.

Эпоха (не без участия спецслужб) вознесла на гребень исторической волны Бориса Гребенщикова и других лидеров рок-групп - "бунтарей", бросивших вызов системе, и пользовавшихся дикой популярностью среди миллионов граждан Советского Союза. Лучшей опоры для блуда перестройки невозможно и придумать. Особенно учитывая тот факт, что достаточно широкая прослойка интеллигенции "нужного качества", окормлявшей массы, уже лет пять, как сформировалась.

Значит ли это, что для СССР всё было кончено уже к 80-м? Нет, всё было кончено ещё раньше. Тревогу били уже в середине 60-х(!), когда Марлен Хуциев зафиксировал глубокий кризис общества в своих картинах "Мне двадцать лет" и "Июльский дождь". Тупик растерянной молодёжи с потухшими глазами - детей тех, кто вынес на себе все тяготы Великой Отечественной. Им, сынам и дочерям героев войны, предстояло строить светлое будущие в стране, которую отстояли их отцы. Но у них не получилось, они вольно или невольно сошли с казавшейся проторенной дороги, и не смогли направить своих детей, чья молодость пришлась на те самые 70-80 годы прошлого века.

Кадр из фильма "Мне двадцать лет"

Когда хочется ответить на извечный вопрос - "кто виноват?" применительно к гибели Советского Союза, то обращаться нужно не к тем людям, что размахивая триколором, пели о желании перемен, и даже не к тем, кто вкладывал в их уста эти песни. Ответ уходит корнями глубоко в послевоенные десятилетия, и, конечно, в "отцеубийство" и "оттепель" Хрущёва.

Но всё это тема для отдельной статьи.

Высотник

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Сегодня он гребенщиков, а завтра спеть за рубль готов...
  • С позиции строителей коммунизма виноваты всегда будут люди) Потому, как не хотят ничего строить, а хотят "идти на флот, что бы больше зарабатывать". А так, это тупик не общества, которому денег не хватает. Это тупик общества, чьи базовые потребности удовлетворены, а куда дальше - оно не понимает вообще.
  • Уважаемый автор, не надо джазу, нас народ СССР не спросили, взяли и развалии СССР, а все гребенщековы-андрюшкимакаревичи-шевчуки - дешевки, как и толстая Пугачева, про которую главный клоун страны Жириновский сказал : ты дешевая певичка и во все времена под всех ложиласъ, завтра я стану президентом, ляжешъ под меня!
  • правда
  • знаете я меломан с подростков я сам отттуда и хич по своей природе правда заключается в том что все мы скурвились в соответствии со временем а значит мы все все виноваты в этой хрени