ЕЩЕ РАЗ О ЗЕМНОМ ОТЕЧЕСТВЕ

0 564

Совместимо ли стремление к Отечеству Горнему с любовью к Отечеству земному, с попечением о нем? На чем основана сама высота понятия «Отечество»? И как по-христиански служить нашему земному Отечеству – России?

                                         Поколение бесхребетных

К сожалению, в последнее время встречается немало примеров прохладного и равнодушного, а то и раздражительного отношения к своему Отечеству со стороны молодежи, но не тех, кого принято называть «подрастающим поколением», а тех, чье детство прошло в пресловутые 1990-е. Примеров тем более изумительных для среднего и старшего поколения, что представители его привыкли считать: любовь к Родине – это нечто само собой разумеющееся и естественное, как дыхание, умение ходить и разговаривать.

Но вот тут-то и выяснилось, что как младенцу надо помочь начать дышать при рождении, как его с терпением и постоянством нужно учить ходить и разговаривать, вот так же точно нужно учить наших детей любви к Родине.

Помните слоган из 1990-х: «Просто добавь воды!» – рекламу забытого ныне напитка «Инвайт-плюс»? Мы наивно радовались и изумлялись чуду заморской химии, когда из неведомого порошка можно было сделать «чудесный напиток». Они, эти чудеса «непищевой» промышленности, были привлекательны, сладки на вкус, просты в приготовлении, но… как выяснилось впоследствии, далеко не безопасны для здоровья. И некоторые из них, как говорят, вымывают постепенно кальций из организма. Не знаю, правда это или нет, но это хороший образ для понимания того, о чем мы сегодня будем говорить. Итак, незаметное и постепенное вымывание кальция означает не что иное, как постепенное разрушение костей, скелета, нарушение работы опорно-двигательной системы, а в крайнем своем проявлении – инвалидность. Вот жил себе человек, был активен, занимался какими-то своими делами и вдруг стал слабеть, хиреть и оказался в инвалидном кресле. А виной, при ближайшем рассмотрении, оказывается некий состав, который он принимал день за днем, год за годом и который постепенно разрушал скелет этого несчастного.

К чему я это говорю? А к тому, что за последние четверть века выросло поколение, у которого постепенно, день за днем, целенаправленно и планомерно вымывали из организма «кальций» патриотизма и любви к своему Отечеству. Самое горькое, что это делалось сознательно и организованно теми силами, которые хотели бы разрушения нашего национального костяка, которым именно и надо, чтобы Россия оказалась «в инвалидном кресле» и ее тогда можно было бы (с сочувствием и переживаниями даже) катить куда надо.

Мы – среднее, скажем так, поколение – недооценили значение проповеди, слова в воспитании патриотизма. Нам, заставшим прежний, можно сказать – послевоенный пафос, и пафос не квасной, а действительно исполненный высоких и сильных чувств, всё казалось, что этот дух – дух любви к Отечеству, готовности трудиться и жертвовать собой ради его процветания – будет продолжать свое действие в детях и внуках естественным образом. И вот теперь, по прошествии четверти века после краха СССР, мы понимаем, что этот дух не действует сам собой, автоматически, а нуждается в нашем активном и деятельном соработничестве. И мы понимаем теперь, что сами мы не просто «с воздухом» впитали этот дух, а именно были воспитаны в нем теми, кто заплатили за него высокую цену, за что мы и кланяемся земно нашим добрым наставникам и учителям. Но сами мы, увы, оказались в этом смысле не на высоте, и выросло, как я уже сказал, целое поколение в общем замечательных и славных ребят, но… расслабленных, если так можно сказать, немощных, не инвалидов еще, но имеющих серьезные проблемы с нравственной «опорно-двигательной системой» и именно по причинам, названным выше.

Этим составом, «вымывающим кальций из организма», стал тот либерально-демократический, космополитический дух «свободы», который проник к нам после того, как поднялся «железный занавес» и началось очередное действие исторической драмы под названием «Россия и мир». Слово «свобода» я неслучайно взял в кавычки, потому что под этим словом подразумевалось зачастую то, что в нашей традиции называется распущенностью и пошлостью, хамством и стяжательством, продажностью и предательством…

Итак, что нам делать? Как воспитывать юношество? Вывод может быть только один – найти золотую середину между ура-патриотизмом с одной стороны и космополитической индифферентностью – с другой и говорить, проповедовать эту золотую середину именно потому, что она есть истина и твердое основание для доброй жизни и процветания нашего дорогого Отечества.

Что же это за середина? А это любовь к своему Отечеству, основанная на православной вере, на чувстве собственной сопричастности к жизни и истории Родины, на чувстве благодарности предкам (тем из них, кто с крепкой верой созидали добрую жизнь на началах евангельской нравственности), на великодушии и умении видеть и развивать то самое лучшее, что есть в Отечестве нашем, в то же время противостоя мудро и последовательно всякому злу, искореняя всё то, что недостойно высоты нашего призвания – быть верными сынами своего Отечества.

А на чем основана сама высота понятия «Отечество»? Вот об этом и хотелось бы поговорить в который уже раз и именно потому, что многим это, оказывается, до сих пор непонятно.

                                     Отечество земное или Небесное?

Итак, старая песня о главном… В который раз так называемые уранополиты утверждают, что земное наше Отечество не значит ровным счетом ничего в духовном смысле и должно нами вменяться «в уметы», по слову одного такого ревностного «небожителя». В оправдание своей дерзости уранополиты приводят тот аргумент, что в Священном Писании якобы нигде мы не найдем заповеди о почитании земного Отечества. В опровержение этой, мягко говоря, ошибочной теории уже много чего сказано, но вот недавно мне встретились изумительные по глубине слова апостола Павла, прямо относящиеся к теме нашего разговора. Апостол в Послании к Ефесянам говорит о том, что всякое земное Отечество есть образ Отечества Небесного и само наименование свое приемлет от имени Отца Небесного. Вот эта цитата полностью: «Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3: 14–15).

Вот как толкует этот отрывок авторитетный экзегет блаженный Феофилакт Болгарский: «От верховного Отца, говорит, всякое Отечество: на земле – племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов … и от Него произошли те, которые именуются отцами»[1]. То есть напоминает нам, от Кого мы все изошли и Кому должны служить верой и правдой.

Словом, само понятие отечества возводит нас к памяти об Отце Небесном, посредством отцов земных благоволившем открыть нам правду о Себе, о мире и о нашем Богосыновстве, о высшем призвании по благодати. И почитание земного Отечества сродни исполнению заповеди о почитании отца и матери, в лице которых мы почитаем своего Создателя. Вот почему Хам, согрешив против Ноя, согрешил и против Бога, образом Которого Ной являлся для своих детей. Так и в отношении Отечества земного: непочитание его означает и непочитание Отца Небесного должным образом. То есть Отечество наше земное, наша общность духовная, культурная и языковая – это не какая-то «временная случайность», а дар Божий, действительный и реальный, который мы призваны блюсти и умножать со страхом Божиим и благоговением, отделяя человеческое – греховное и немощное – от Божественного и святого и покрывая это немощное крайней любовью, благоговением и великодушием.

Так что наше земное Отечество, Россия – это реальное поприще синергии, соработничества Бога и человека в деле освящения не только духовной, но и душевной и телесной жизни каждого человека и народа в целом.

Но те, у кого любовь к Отечеству, увы, отсутствует, оправдывая свое бесчувствие, утверждают, что нет такой заповеди – о любви к Отечеству и сама эта любовь противна духовной жизни и заповеди о любви к Отечеству горнему. В подтверждение своего мнения они приводят высказывания Господа и святых апостолов и отцов Церкви, якобы решительно отвергающие значение любви к земному Отечеству. Но при этом апологеты уранополитизма лукаво умалчивают о том, что эти цитаты уравновешиваются другими, прямо противоположными первым по смыслу. Дело в том, что в Священном Писании, в Предании Церкви и в творениях святых отцов существует множество высказываний, на первый взгляд противоречащих друг другу. Это так называемые «антиномии», смысл которых заключается в том, что они описывают одну реальность, только в ее иерархической, восходящей проекции.

Например, апостол Павел говорит, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11), но в другом месте он называет себя «Евреем от Евреев, по учению фарисеем» (Фил. 3: 5). Или в одном месте он говорит, что во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3: 28), но в другом месте говорит отдельно – как подобает себя вести женам и отдельно – как вести себя мужу (см.: 1 Тим. 2: 8–15). Что же, значит, апостол был исполнен противоречий? Отнюдь.

Вообще этот вопрос «антиномий» – очень важный, потому что у одного и того же святого по одному и тому же вопросу мы можем найти при желании, казалось бы, прямо противоположные высказывания. Причина здесь в контексте, как говорят литераторы. То есть в том, когда, кому, в каком состоянии и по какому поводу говорит святой те или иные слова. Это принципиально важно. Потому что цель этих слов одна – возвысить душу, приблизить человека к познанию истины, но средства и обстоятельства и слова для этого могут быть использованы самые разные. И одному нужно напомнить о Горнем Отечестве, чтобы он не слишком привязывался к земному, а другому полезно напомнить и об Отечестве земном, чтобы он не мнил себя «небожителем», а приучался смиренно «возделывать землю» и «есть хлеб в поте лица своего». И никакого противоречия в этих напоминаниях нет, потому что цель их одна – направить человека к деланию добра.

                                                   Святоотеческий урок

Лучше понять смысл антиномий помогает нам учитель Церкви святитель Григорий Палама, который говорит о разных степенях восхождения к Богу. В известных «Триадах» мы находим любопытные рассуждения святителя о «разности дарований», о том, что и среди дарований Божиих есть разные степени совершенства[2].

Святитель говорит о том, что хоть и есть высшие состояния, когда молитвенник совершенно забывает себя, но это не значит еще, что всё, что относится к жизни земной и к повседневным обязанностям, – презренно и ничтожно. Святитель говорит о том, что всё доброе, начиная от простейшего и предметного и заканчивая непостижимо высшим, – всё это есть дары Божии, только имеющие разное сравнительно между собой достоинство и восхождение от низшего к высшему, что не дает нам права унижать значение меньшего дара. Напротив, святитель говорит о том, что и «низший дар» физической, телесной жизни может быть освящен доброй жизнью и сделаться духовным. В этом заложен, думается, главный смысл служения Отечеству – терпеливое созидание, делание добра во славу Божию в том месте, чине и звании, где определил нам Господь пребывать.

Любовь к своему Отечеству появляется и растет тогда, когда, по слову святителя, «живущие в миру принуждают себя делать мирские дела по Божиим заповедям… <вследствие чего> принуждение, укоренившись со временем в привычку, производит устойчивую наклонность к исполнению заповедей и превращает эту наклонность в постоянное свойство»[3]. Тогда человек и земное начинает любить правильной любовью – как дар Божий, данный для освящения и умножения в благословенных трудах. «Как принести наше живое тело в угодную Богу жертву? – вопрошает святитель и отвечает: – Когда язык, ноги и руки служат Божией воле»[4]. А Божия воля, – добавим от себя, – конечно, не в том, чтобы бить тарелки и скандалить в публичных местах, привлекая к себе внимание, а в том, чтобы трудиться с кротостью и благоразумием каждому на своем месте, день за днем умножая добро во славу Божию.

И о самой любви к Отечеству, даже более скажем – об этой страсти, равно как и о многих других, но не порочных, а чистейших, достойнейших, так говорит святитель: «Тот же апостол в Послании к Римлянам говорит: “Великая у меня печаль и непрестанное мучение в сердце моем за братьев моих, родных мне по плоти” (Рим. 9: 2–3). Видишь? У этой бесстрастной и богоподобной души страстная способность жива и действенна. Опять если апостол непрестанно молился в душе и непрестанно скорбел (см.: 1 Фес. 1: 3; 2: 13; 5: 17; Рим. 9: 2), то, значит, молитве в нем сопутствовала душевная скорбь; а что эта скорбь не только сопутствовала, но и содействовала молитве, он показывает через смысл своих слов там же: “Я готов молиться о том, чтобы самому быть отлученным от Христа за братьев моих” (Рим. 9: 3); и в другом месте: “Желание моего сердца и моление – к Богу об Израиле во спасение” (Рим. 10: 1), то есть, надо понимать, огромная боль за них и непрестанная душевная мука усиливают желание. Так неужели мы должны считать бесстрастие умерщвлением страстной силы как свойства души?»[5] – заключает святитель.

О чем же здесь говорится, как не о любви к Отечеству и соотечественникам, и любовь эта и скорбь никак не являются препятствием для благочестия и верного служения Богу. Скорбь о несовершенстве своего Отечества, сопряженная с любовью и изливаемая в молитве, а также воплощаемая в добрых и терпеливых трудах, вне всякого сомнения, свидетельствует о правильном и добром устроении души. И если скорбь об Отечестве благословенна, то благословенна и радость о нем, когда для этого есть действительный повод. А вот что не благословенно вне всякого сомнения, так это бесчувствие к своему Отечеству, прикрывающееся мнимой высотой устремлений.

В свете слов божественного Григория всё становится на свои места. И Отечество земное – дар Божий, и Отечество Небесное – тоже дар Божий, хоть разница их достоинства очевидна – уже в силу того, что «земля и все дела на ней сгорят». Истинный патриотизм вовсе не означает «обожествление» Отечества, сотворение из него кумира. Стремление содействовать всемерно освящению всего, что в нашей земной повседневной реальности способно воспринять благодать, – это наш долг, и в этом, думается, заключается смысл нашего земного существования в конкретных природных, исторических и культурных условиях. И тогда, по слову преподобного Феодора Студита, «Телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть»[6]. К телесности здесь можно отнести не только собственно тело человека, но и всякое предметное, материальное, способное к восприятию благодати и посвящаемое Богу. И от этого, первого делания неотделимо стремление – прежде всего в себе самом, а затем и в жизни своей семьи и далее даже до жизни Отечества – обличить, отсечь и искоренить всякую нечистоту и ложь и всякое зло. Это и есть служение Отечеству, и формула его известна и неотделима от формулы служения Богу: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33: 15). А вот представление о зле и благе складывается не иначе, как в процессе нашего воцерковления. И поэтому можно сказать, что Церковь Святая вмещает в себя наше Отечество, всё то в нем, что способно к освящению, и это не абстрактность, не метафора, а реальность, которую нам надо только понять и осмыслить. И как в самой Церкви, живущей и действующей в реальных условиях, так и в Отечестве нашем главной целью остается обличение греха, очищение покаянием человека и сообщества людей, осознающих себя единым народом, преображение их душевной и материальной культуры.

                                           О виноградарях злых и добрых

Согласен, что далеко не всё в жизни и истории нашего Отечества может и должно быть оправдано и «освящено». Но важно также понять, что, несмотря на смены властей предержащих, всегда существовала, жила и будет жить та самая Святая Русь, которую мы и именуем своим Отечеством. Если говорить образно, это как православный может быть грязен, устал, удручен какими-то чрезвычайными обстоятельствами, а может быть чист, опрятен и светел, как в воскресенье, после Причастия выходя со службы. Но тот и другой – это один и тот же человек, и жизнь его одна и та же, только в разные периоды – скорбей и испытаний или процветания и благоденствия. Русь Святая никогда не прекращала своей жизни. Отечество наше всегда было, есть и будет тем, что оно есть, – «преддверием Отечества Небесного», по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского[7].

Россия – это некий удел, предоставленный нам Богом для хранения, созидания и умножения добра и для возвращения этого добра с избытком Богу. В этом смысле важен образ виноградника, много раз приведенный и в Ветхом Завете, и Самим Господом: там, где говорится о добром делании – «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник» (Быт. 9, 20); и там, где говорится о работниках разного часа (см.: Мф. 20: 1–16), то есть о том, что никогда не поздно начать работать Господу; и там, где говорится о строптивом сыне, который сначала отказался идти работать в виноградник, но потом пошел и исполнил волю Отца своего (см.: Мф. 21: 28–30); и даже там, где говорится о блудном сыне, который не захотел трудиться в Отчем уделе, а, «взяв свою часть», ушел в страну далече (см.: Лк. 15: 11–32); и там, где говорится о злых виноградарях (см.: Мф. 21: 33–41), то есть о тех, кто забывает, что виноградник принадлежит Господину и плоды своих трудов должно посвящать и возвращать Богу. Понятно, что все эти образы имеют и конкретное историческое значение, относящееся к времени проповеди Господа, но и к нашим реалиям эти образы, несомненно, имеют прямое и непосредственное отношение. И если работник в винограднике вдруг начинает заявлять с революционным задором, что «для меня виноградник “ничто” и жительство мое на небесах, и потому не буду трудиться, а буду заниматься общественной пропагандой и демонстрацией своего презрения к начальствам и властям этого “презренного и тленного” виноградника…» – то такой негодный работник будет скорее всего изгнан вон. И в этом не будет проявления злой человеческой воли, но – воли Бога, Который заповедал нам трудиться в винограднике терпеливо и честно с тем, чтобы в свое время возвратить Господу плоды Его.

Но тут могут возразить, что есть ведь и худые виноградари. Несомненно! И мы знаем, чтоГосподь делает с ними в конце концов. Знаем, что отдает виноградник народу Своему, который возвратит Господу плоды Его во время свое. Но также мы можем с уверенностью сказать, что и во времена дурного правления есть в винограднике честные и добрые труженики, те самые, которые призваны наследовать Божий удел после изгнания злых правителей. И добрыми, верными они стали не где-то на стороне, а именно честно, скромно и свято трудясь в Божием уделе, в Божием винограднике, пусть даже и захваченном на время злыми правителями.

Если угодно, в притче о злых виноградарях кроме иудейского контекста заложен еще и образ всех иных отечеств и их строптивых правителей. И образ советского государства безусловно и органично вписывается в канву этой притчи. За массовое отступление русского народа от «первой своей любви» Господь сотворил с Отечеством нашим по слову Своему. И вся история России в XX веке укладывается в три стиха пророка Исаии: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» (Ис. 5: 4–6). Ведь всё это с потрясающей точностью в те или иные периоды нашей в общем-то недолгой советской истории было исполнено в напоминание и утверждение того, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1: 37).

И вот тут возникает вопрос: после наказания злых правителей откуда возьмется тот самый добрый народ, который станет честно служить Господу и приносить Ему плоды во время свое? В историческом контексте – этот народ есть как раз народ христианский, пришедший на смену иудейскому народу, отвергшему своего Мессию. Больше того, у пророка Исаии, процитированного выше, есть изумительные слова, которые можно толковать и как пророчество о призвании нашего, русского народа к вере и верности. Вот этот отрывок: «Возгорится гнев Божий на народ Его (израильский. – о. Д.Ш.), и прострет Он руку Свою на него и поразит его… И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его и не разорвется ремень у обуви его…» (Ис. 5: 25–26). Пророк приводит еще много превосходных и ярких эпитетов, свидетельствующих о силе и мужестве, решимости и отваге этого нового «народа Божиего», призванного «с края земли». У святителя Василия Великого мы находим основание для подобного толкования, где говорится, что под «воздвигнутым знамением» следует разуметь знамение крестное, а под «дальними народами» – язычников, призванных к вере[8].

Но если допустить, что в этом отрывке говорится о русском народе, то может возникнуть возражение: да где же эта слава и доблесть? Может быть, и была когда-то, да теперь иссякла, утратил русский народ свою веру, и силу, и мужество… И вот здесь я хочу сказать, может быть, странную, но для многих и очевидную вещь. Нет! Не утратил! И в этом-то всё дело, и чудо, и надежда, и милость. В самом составе своем, в потенциале, в призвании, в лучших сынах и дочерях своих русский народ не утратил ни веру, ни доблесть, ни чистоту, ни мужество, ни отвагу. Просто всё это прошло огненное и страшное испытание и… не погибло, милостью Божией сохранилось как залог грядущего возрождения. Это очевидно, и жаль тех людей, которые этого не видят и не понимают, а тем паче жаль тех, кто пытается этому противиться, потому что противятся они воле Божией, пусть даже считая себя ревностными ее исполнителями.

Итак, в современном контексте тот «добрый народ», который должен прийти и приходит уже на смену «злым правителям» с тем, чтобы отдавать Господу плоды Его, – это и есть наш русский, православный народ, в остатке своем сохранивший «добрую закваску», и наша задача заключается только в том, чтобы благодатно «вскисло» всё тесто нашей новейшей русской, а быть может – и мировой, истории. Так что ответ очевиден: этот народ никуда не исчезал. Он, может быть, умалился злой волей безбожных правителей, он, может быть, пережил многие трудности и испытания, но он остался всё тем же «малым остатком», закваской, народом Божиим, наполняющим свое Отечество, и мы верим, что этот добрый народ возвеличится духовно и нравственно и Бог умножит и благословит лета доброй жизни его.

                                                                  ***

И еще… Иногда, чтобы осознать и оценить что-то по-настоящему большое и важное, нужно это важное потерять. Я пишу этот текст в Крыму, и нам было дано от Господа великое счастье – увидеть потерянное Отечество «издалека», полюбить его с болью и мукой с тем, чтобы потом обрести, как драгоценную жемчужину. Наш горький опыт потери сродни опыту эмигрантов первой волны, а наш опыт радости обретения – это и их несбывшийся опыт. Их счастье, их слезы, их бессонница, боль, любовь и надежда. И это всё не игра чувств, а сама жизнь! Так что прошу вас, верьте им и нам: Россия – это наше настоящее и большое счастье! И дай Бог, чтобы мы понимали это всегда, чтобы мы были достойны этого великого дара – быть русскими.

Священник Димитрий Шишкин

23 сентября 2016 г.

[1] См.: Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Еф. 3: 14–15.

[2] Григорий Палама, святитель. Триады. Часть 2-я триады 2-й. Ст. 8–10.

[3] Там же. Ст. 20.

[4] Там же.

[5] Там же. Ст. 21.

[6] Феодор Студит, преподобный. Слово 4, 4 // Добротолюбие. Т. 4.

[7] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Слово II, 21 октября 1907 года // Иоанн Кронштадтский, святой праведный. «Я предвижу восстановление мощной России» / Сост., пре­дисл., прим., именной словарь А.Д. Каплина. Отв. ред. О.А. Платонов. М., 2012. С. 537.

[8] См.: Василий Великий, святитель. Толкование на книгу пророка Исаии. 5: 25–26.

http://www.pravoslavie.ru/97266.html

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Ужасы Евровидения. Странная украинка бьется яйцами с трансом-ведущим/ей

Нет, все-таки хорошо, что мы во всем этом больше не участвуем. Просто оторопь берет, глядя на то, что сейчас происходит на всех этих евровидениях и олимпиадах. Не пойму, то ли это цирк уродов, то ...

Инаугурация Президента. Новая политическая эпоха наступает

Инаугурация Президента в нынешних реалиях – это больше, чем просто формальная юридическая процедура, пусть и весьма торжественная. Это точка отсчёта. Годы нам предстоят трудные. Возможно ...