Россия как киноплощадка

2 2569

Каждый год 27го августа у нас в стране отмечается День российского кино. Я поздравляю всех работников индустрии! Желаю, как водится, творческих успехов. Ну а тема сегодняшнего поста, к сожалению, не очень весёлая. Российское кино про Россию и на русском языке всё чаще снимается за границей, потому что там удобнее и дешевле. Старую Москву снимают в Праге, российскую провинцию в — Белоруссии, и практически всё подряд — на Украине. Правда, сейчас Украина временно отпадает, так что Белоруссии, видимо, придётся отдуваться за двоих.

Чтобы снять кино нужны: съёмочная площадка, творческие кадры и съёмочная техника. В России все три составляющие широко представлены только в Москве и Питере. При этом в Москве из-за пробок жутко неудобно добираться до места съёмок. Плюс всё очень дорого. Получается, что на всю гигантскую страну с кучей городов-миллионников есть один только Питер, где можно снимать кино, и где это можно делать более-менее комфортно. Если бы не погода ещё…

Как только возникает необходимость поехать снимать куда-нибудь в Вологду или Новосибирск, то сразу появляются проблемы. Где взять технику? Конечно, везти с собой. А это иногда много тонн дорогостоящего оборудования. Ну, с кадрами всё понятно — везти свои. Других вариантов нет. Что с организацией съёмочного процесса? Чиновники, долгое получение разрешений, кругом куча ограничений. При этом всегда и везде всё будет ОЧЕНЬ дорого.

Сравните с Украиной и Белоруссией. Там аренда чего угодно обходится дешевле, зарплаты любого вспомогательного персонала копеечные по нашим меркам, проживание в гостинице и питание по цене — как у нас 10 лет назад. Рентал-хаусы с современной съёмочной техникой — в наличии. По крайней мере, в Киеве и Минске. С разрешениями — вообще никаких проблем. Особенно на Украине. Заплатил кому надо и можешь снимать (шутка). Одно слово — Европа (шутка с политическим подтекстом). Чехия тоже очень популярна. Для кинематографистов созданы все условия. И цены демократичные.

Как я уже неоднократно писал, кино — это бизнес. Возьмём более широко, производство любых аудиовизуальных произведений — это, прежде всего, бизнес. Тут и кино, и телевидение, и музыка. Если дешевле снимать сериал в Минске, а не в Москве — значит продюсер повезёт 50 человек съёмочной группы в Минск. Всё просто. Вот есть, допустим, крупная российская кинокомпания Централ Партнёршип. Они снимают кино и сериалы. Так вот, по словам их главного продюсера, они половину своих фильмов сняли в Белоруссии и на Украине, а из 12-ти прошлогодних сериалов в Москве был снят только один. И это московская кинокомпания! Им было проще отправить съёмочную группу вместе с техникой в Крым, чем организовать съёмки неподалёку от своего офиса в Москве. Экономика…

Вы, например, знали, что до недавнего времени чуть ли не большинство музыкальных клипов наших топовых артистов снималось в Киеве? Объясняется это просто. Там есть свои режиссёры и операторы, которым негде работать, так как кино на Украине практически не снимается. Они все пошли снимать клипы. А чтобы привлечь российского клиента стали безбожно демпинговать. Ну или их просто устраивали такие деньги, за которые московский клипмейкер с дивана не встанет. В результате, по законам рынка, московские клипмейкеры посидели-посидели без работы да и подались в кино и сериалы. Хотя места, конечно, хватило не всем. Там и до них было тесновато. А украинцы прочно заняли свою нишу. То же качество за меньшие деньги. Продюсеры такое любят.

Я считаю, что нужно нам и в плане съёмочных площадок импортозамещение провести. Сделать так, чтобы российский кинопроизводитель занимался своей деятельностью в пределах наших границ. Деньги тут тратил. Чтобы налоги в стране оставались. А самое главное — чтобы в кадре была Россия. Сейчас как раз россияне обратили наконец-таки внимание на свою страну. В туристическом смысле. Внутренний туризм на подъёме. Не было бы счастья, да несчастье помогло. А что если в прокат завтра выйдет хороший фильм, в котором показаны пейзажи Камчатки или дельты Волги, Байкал или Эльбрус? Люди с удовольствием ездят в красивые места, которые они видели в кино. Вы думаете почему Париж — одна из главных туристических столиц мира? Во многом именно поэтому.

Как это происходит, допустим, в США? Да там настоящая битва за киношников между штатами! Заманивают скидками, услугами всякими. Создают режим наибольшего благоприятствования. Вы хоть представляете сколько косвенных денег приносит в местный бюджет одна съёмочная группа? Страны, в которых понимают, что кино — это не только прибыльно, но и очень престижно, пошли ещё дальше. Они просто возвращают продюсерам потраченные в их стране деньги. Допустим, Канада возвращает половину производственного бюджета. Канадское правительство считает, что любой фильм, где действие происходит в Канаде, — это продвижение страны, улучшение её имиджа на мировой арене. Думаю, вы согласитесь со мной, что у Канады сейчас прекрасный имидж. Многие хотят туда переехать. Не потому ли, что кино нам постоянно показывает как здорово жить в этой стране?

Как только российскому продюсеру будет удобнее и дешевле снимать в условном Краснодаре, а не в Минске, то Краснодар моментально станет центром притяжения для производителей кино и сериалов. Ничего личного — это бизнес. Создайте условия — и всё российское кино будет сниматься в России. Ведь с точки зрения натуры, у нас всё что угодно можно снять, не покидая пределов страны. Море, горы, равнины, реки, мегаполисы, деревни, пустыни, степи, тундра, тайга, пляжи, снег, лёд — такое разнообразие мало где есть. Да, в условном Краснодаре нет кадров. Ну так откройте киношколу! Хотя бы факультет экранных искусств при самом крупном местном государственном университете. В городе не найти ни одного Red Epic в аренду? Ну так дайте налоговые льготы производителям кино и сериалов. Тогда начнут появляться новые компании. Под них, под их нужды, в городе сразу появятся ренталы. Свободные ниши долго не пустуют. Упростите процесс получения разрешений на съёмки на улицах города. Пусть всё будет в уведомительном порядке. Чтобы не нужно было за несколько месяцев получать разрешение на съёмку десятисекундного эпизода в какой-нибудь глухой подворотне. Всё о чём я пишу — это же даже особых денег не требует. Просто измените правила игры. Этого достаточно.

Конечно, цены на всё на Украине и в Белоруссии, наверное, всегда будут ниже российских. Это является их объективным преимуществом. Но и тут тоже можно что-то придумать. На месте наших регионов, где есть большой туристический потенциал, я бы вообще по пути Канады пошёл. Возвращайте пол бюджета и всё. В будущем на привлечённых туристах больше заработаете. Где фильмы, в которых герой гуляет между пальмами в Сочи или рыбачит, сидя на берегу живописной алтайской реки? Я таких пока не видел. А на родные российские пальмы в кино иногда посмотреть очень хочется. Особенно зимой.

Своими мыслями о том как сделать так, чтобы наши продюсеры снимали Россию в России, делимся в комментариях. Запретить кинематографистам выезд за границу — это пока не вариант. На чёрный день прибережём.

Россия остановила экспорт урана в США
  • Beria
  • Вчера 20:01
  • В топе

Российское правительство приняло решение о временном запрете экспорта обогащенного урана в Соединенные Штаты, сообщает пресс-служба Кабмина. Постановление вступило в силу после его подписания. ...

Всё, что выклянчил Зеля у НАТО, сгорело в Одессе. Сводка СВО за 15 ноября

Одесский порт за несколько минут превратили в горящие руины. Ракетный удар по портовой инфраструктуре «морских ворот Украины» был испепеляюще красив и эффективно беспощаден. По-другому ...

Обсудить
  • Интересное кино про неинтересное кино. Если все описанные усилия, расходы и ухищрения в результате имеют фильмы на троечку с минусом, то творческая рентабельность нашего кинематографа недопустимо низкая. Поэтому совершенно ясно, что демонстрация лент на ТВ предпочтительна: доля от рекламы компенсирует какую-то часть вложений. Но тогда надо хитрить с прокатом, пускать фильмы в кинотеатры ДО нудных показов по ящику заполночь. Качество фильмов - любых, хоть наших хоть западных ниже плинтуса. По существу они для школьников среднего, реже - старшего возраста. Спецэффекты (взрыв ручной гранаты посильнее канистры с напалмом, пистолет с сотней патронов в обойме...) как-то выручают. Сюжеты ясны на 25-й секунде. Злодеи узнаются так же с пол-оборота, как и хорошие парни. Небритость и игра желваками мужиков, узнаваемые молочные железы героинь. (Наши актрисы куда привлекательнее западных кривоножек, я отвечаю!) Потуги сделать хотя бы похоже на Голливуд... Ну и реклама само собой. В сухом остатке: фильмы практически не запоминаемые. Желание записать и ещё раз посмотреть приходит в 3-х случаях из 29. Ни коим образом не умаляю творческих достоинств исполнителей. Почти все актёры главных ролей тратят неимоверные усилия, вытягивая кое-как сшитый белыми нитками сценарий. Намеренно не упоминаю имён, это сделают другие комментаторы. От души желаю нашим киношникам преодолеть трудности, чаще творить хорошее кино.