Обретаем свой "СЛОГ" и "ПИСАТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ"

4 5231

«Нет никакого смысла писать то, что уже было написано до тебя — если ты не можешь сделать это лучше. Писатель в нынешнее время должен написать либо что-то абсолютно уникальное, либо побороть мертвых классиков — то есть написать книгу на ту же самую тему, но гораздо лучше. Единственный способ добиться успеха в этом деле — это соревноваться с мертвецами».            Эрнест Хемингуэй

Каждый писатель мечтает научиться писать так, чтобы его книги, его стихи цеплял читателя с первой фразы? Для этого существуют несколько правил, которые помогут улучшить ваш слог — здесь и сейчас.
Ошибки у всех одинаковые, и если их исправить, ваши книги или статья перейдут в другую весовую категорию.

...Волшебный литературный слог вырабатывается годами — неустанной практикой и бесконечным редактированием.

Писательский стиль — это тот набор приемов и лексики, который явно прослеживается во всех текстах того или иного автора. В то же время свой особый стиль бывает и у отдельных произведений.

1. Старайтесь не писать длинные предложения - предлагает современная преподаватель "литературного мастерства".

(Не буду называть её фамилию и не дам ссылку на её сайт, что бы не рекламировать бездарность, назову просто - "училка") 

- Короткие или средние предложения легче усваиваются и быстрей доходят, - утверждает она на своем анти-учебном форуме.

- В школах нас учат писать длинными заковыристыми фразами — чтобы мы разобрались со сложносочиненными предложениями, причастиями и деепричастиями, а оно нам надо? - размышляет она на весь интернет.

В результате многие начинающие авторы выдают фразы вроде этой, - с иронией и в презрительном тоне заявляет она:

"Маша весь вечер крутилась у буфета, заглядывая внутрь, раскладывая мысленно посуду по полочками, которых было очень много, волнительно вздыхая, пересчитывая множество ящиков и отделений, куда можно было бы поставить и тарелки, и сахарницы, и соусники, и чашки, и блюдца, и даже огромного размера супницу, которую ей подарила мама на прошлый день рождения".

- "Мозг наших читателей с "клиповым мышлением"  воспринимает информацию короткими фразами, которые удобны для понимания и запоминания, и если этого не учитывать, то большая часть современных читателей вас не поймёт. Разбивайте сложное предложение на несколько простых. Если фраза изобилует лишними кренделями, то выведите их так, что бы это вызывало восторг у любого читателя".
Училка, коими сегодня изобилует русскоязычный интернет, с воодушевлением исправила автора и написала так:

"Маша весь вечер крутилась у буфета. Она мысленно раскладывала посуду по многочисленным полочками и в волнении просчитывала, куда можно поставить чашки, а куда — огромную супницу, подаренную мамой на прошлый день рождения".

Читать ей свою фразу стало гораздо легче! В тексте, как она поясняет:
 - "Появился “воздух”, а отсутствие лишних деталей никак не повлияло на саму картинку".

Скажу откровенно, лично мне первый текст понравился гораздо больше, нежели "покоцанная" фраза училки.  Может быть я слишком старомодный, подумал я и предложил эти два текста на обзор своим молодым ученикам. Все 100% выбрали именно первый вариант , как наилучший.

2. Разбивайте абзацы-кирпичи, - предлагает училка.

- "Вы, наверное, много раз встречали статьи, которые отпугивают одним своим видом. Громоздкий монолит, тянущийся на всю страницу, – это зрелище не для слабонервных".
Ну и конечно же не для училок с клиповым мышлением

Причина, по которой заранее, не вчитываясь, училка отвергает подобные тексты, кроется в следующем: её подсознание не хочет иметь дело с неудобоваримой информацией. То есть её достаточно прочитать заголовок, достаточно одного "клипа" а остальной текст, каким бы он не был гениальным, для неё не имеет значения, ибо он её пугает.

Нажимать кнопку “Enter” нужно в следующих случаях:

- дается новая мысль
- появляется новый персонаж
- ведётся прямая речь
- происходит смена декораций
- герой мысленно отправляется в прошлое или в будущее
- взгляд направляется на другой объект.

- "Иван открыл сейф и принялся перекладывать деньги в сумку.
        Анна молча смотрела на него и думала о том, что между ними все кончено: сейчас ее муж уйдет навсегда".

Взгляд, как бы переместилась от Ивана к Анне, – и поэтому тут нужен новый абзац.

3. Вы должны точно знать, что хотите сказать читателю!

Зачастую корявый слог — это отсутствие идеи как таковой. Автор что-то чувствует, ему хочется передать эти ощущения читателям, но он не продумал, что именно ему надо донести до окружающих:

- "В искусстве все на нервах, на эмоциях, на таланте, да и не только, но, ведь бывает же и так, что результаты радуют, ласкают душу, ублажают, и в эти моменты, затраты и потери, конечно же, кажутся какими-то странными недоразумениями, вовсе, может быть, не обязательными".

В этом примере даже поправить ничего нельзя, потому что не ясно, а зачем эта фраза была написана.

4. Не убирайте абстракции, развивайте образное мышление!

Если за фразой не стоит конкретного образа, у читателя не включается воображение, и ему заранее становится скучно.

Можно рассмотреть текст с точки зрения теории знака, согласно которой любой знак имеет две сущности: 

- означающее (форма) и 
- означаемое (содержание или смысл). 

Это две неотделимые части, одна без другой существовать не может, они как две стороны одной монеты. Стиль будет в большей степени относиться к форме (означающее). Но он неотделим от содержания, поэтому важно помнить, что какими бы красивыми словами мы не писали, они должны соответствовать тому, о чем непосредственно идет повествование (содержанию или означающему), и ни в коем случае не противоречить ему.

С интересом читаются только те тексты, которые можно смотреть как “внутреннее кино”, или которые вызывают четко определенные эмоции.

У некоторых писателей стиль настолько узнаваемый, что можно понять, кто автор книги, даже не читая имя на обложке.

По ироничной и легкой манере легко узнать Чехова. Пушкина тоже узнать довольно просто. Невероятно красив и витиеват язык Платонова: в нем много и двойных смыслов, и стилистической эклектики, которую ни с чем не перепутаешь. 

Две цитаты из «Котлована».

«— Ты зачем здесь ходишь и существуешь? — спросил один, у которого от изнемождения слабо росла борода.

— Я здесь не существую, — произнес Вощев, стыдясь, что много людей чувствуют сейчас его одного. — Я только думаю здесь».

«— Ну, прекрасно, — сказал тогда Чиклин. — А кто ж их убил?

— Нам, товарищ Чиклин, неизвестно, мы сами живем нечаянно.

— Нечаянно! — произнес Чиклин и сделал мужику удар в лицо, чтоб он стал жить сознательно. Мужик было упал, но побоялся далеко уклониться, дабы Чиклин не подумал про него чего-нибудь зажиточного, и еще ближе предстал перед ним, желая посильнее изувечиться и затем исходатайствовать себе посредством мучения право жизни бедняка. Чиклин, видя перед собою такое существо, двинул ему механически в живот, и мужик опрокинулся, закрыв свои желтые глаза. Елисей, стоявший тихо в стороне, сказал вскоре Чиклину, что мужик стих.

— А тебе жалко его? — спросил Чиклин.
— Нет, — ответил Елисей.
— Положь его в середку между моими товарищами».

***

 В вашем тексте не должно быть фраз “ни о чем”, - заявляет училка.

Экономьте время читателя (и свое тоже)! Если предложение ничего не добавляет тексту, его надо удалять.

Девушка была прекрасна. В ней все излучало солнечный тёплый свет — и эти бирюзовые глаза, и золотистые волосы, и точёная фигурка. Всем своим видом барышня напоминала чудесный цветок.

"Угу, девушка у нас — цветок, а автор — фонтан, который льет “воду” на головы бедных читателей. Они не дураки: они с первого раза все поняли про девушку — зачем повторять одно и то же"? - бубнит на своём сайте училка, видимо завидуя красоте литературной героине.

Верные кандидаты на вылет:

- предложения-дублеры
- штампы
- банальности
- общие слова
- чересчур подробные описания 

Откровение училки:

- "Знаете, откуда берется привычка лить “воду”? В студенческие годы мы старались нарастить объём докладов и курсовых по нелюбимым предметам: накрутишь, навертишь “умных слов” — глядишь, профессор “зачет” поставит.   Диплом получен, предмет благополучно забыт, но мерзкая привычка осталась… Наверное, это месть богини познания, которая так и не простила студентов-халтурщиков. Ну, ничего — мы с ней как-нибудь договоримся насчет познания чего-нибудь другого — более полезного для писателей.

Неужели эта дама действительно думает что умеет писать правильно? Неужели у неё нет ни стыда, ни совести хвалиться тем, что образование получила не за знания предмета, а за свою нерадивую ветренность, занимая место в учебном заведении. А ведь на её месте мог бы оказаться действительно талантливый писатель и учитель с большой буквы.

Что же делает стиль стилем и неповторимым слогом конкретного автора? 

- Во-первых, его целостность и законченность. Она складывается из лексики и тех художественных приемов, которые автор использует в своем творчестве.
- У Хемингуэя язык очень простой и это делает его произведения такими трогательными и душевными. 

- Чак Паланик груб и не стесняется в выражениях, что также создает ту неповторимую атмосферу, которая есть во всех его книгах. 

- В начале творческого пути стиль Гоголя был очень высоким и патетическим, полным серьезности, настоящий образец школы Карамзина.
Но его любовь к украинскому фольклору, желание быть в первую очередь народным писателем внесли в этот изначальный стиль большие изменения. В итоге мы знаем тот неповторимый язык, самобытный и эклектичный.

- Стиль Набокова тоже менялся: в его сборниках 20-х и 30-х годов царит атмосфера зыбкости и ненадежности, он играет с читательскими ожиданиями с помощью счет варьирования лейтмотивов и парадоксальных развязок. В своих романах он утверждается как изощренный эстет, в то же время развивает сложные метафизические темы. Со временем произведения становятся глубже, у них все больше и больше уровней, на которые можно погружаться и которые можно анализировать.

Чтобы манера стала узнаваемой, она должна прослеживаться от произведения к произведению. Но ни в коем случае не нужно стараться делать это намеренно, иначе вымученность будет заметна, к тому же точно будут явно проскакивать повторы.

Над своим стилем и слогом можно и нужно работать

Он гибок, может меняться и развиваться. Например, в «Стрелке» Стивена Кинга отчетливо видно, что автор писал его, будучи очень юным и совсем не опытным. Книга полна юношеского максимализма, местами написана очень отрывисто. Но со временем этого не стало, и со страниц следующих книг с нами разговаривает тот Кинг, которого ни с кем не перепутаешь. Сам он так писал о своих чувствах во время работы над «Стрелком»:

«Мне было девятнадцать. Я был очень самоуверенным молодым человеком. Достаточно самоуверенным, чтобы не рыпаться и спокойно ждать своей музы и своего шедевра (а я был уверен, что это будет шедевр). Когда тебе девятнадцать, у тебя есть право быть самоуверенным: впереди у тебя куча времени, и не надо бояться, что его не хватит. <...> Девятнадцать — эгоистичный возраст, когда человек думает лишь о себе, и ничто другое его не волнует. У меня были большие стремления, и это меня волновало. У меня были большие амбиции, и это меня волновало. <...> Я считал себя очень крутым. Больше всего мне хотелось пробить защиту читателей: распотрошить их, изнасиловать и изменить навсегда — лишь одной силой слова. И я чувствовал, что я это могу; что я для этого и предназначен».

- Для вдохновения несколько цитат к довольно очевидным советам, которые помогут настроиться на долгую плодотворную работу.

- Много читайте, смотрите художественные фильмы снятые еще в СССР, слушайте аудиокниги - там сохранилась настоящая школа. Читайте как писатель. То есть обращайте внимание на форму и содержание с профессиональной точки зрения. Это обогащает словарный запас, помогает узнать новые приемы, натолкнуть на интересные идеи.

Александр Герцен: 

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века».   

- Старайтесь воспринимать любую информацию как объект для возможного упражнения в писательстве.

Рэй Брэдбери:

«Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, — в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».       

- Больше пишите. Практика помогает понять, какие приемы у вас самые любимые и проработать слабые места.

Иван Бунин:

«Писать стихи надо каждый день, подобно тому как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду».   

- Не подражайте! Можно писать пародии для практики, но не стоит копировать стиль популярного писателя, чтобы повторить его путь к успеху. Это так не работает: людей притягивает самобытность.

Эрнест Хемингуэй:

«Нет никакого смысла писать то, что уже было написано до тебя — если ты не можешь сделать это лучше. Писатель в нынешнее время должен написать либо что-то абсолютно уникальное, либо побороть мертвых классиков — то есть написать книгу на ту же самую тему, но гораздо лучше. Единственный способ добиться успеха в этом деле — это соревноваться с мертвецами».

Будьте самим собой. Вы уже уникальны. Просто нужно, чтобы это заметили читатели. Не будьте слишком скрупулезны, не давите на себя, нужные слова найдутся. 

P.S. https://www.proza.ru/2019/04/1...

ОБРАЩЕНИЕ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Что наша жизнь? Всего лишь сон,
Свет в мир иллюзий погружён.
И каждый третий норовит в боги.
Мы все скользим в кромешной тьме,
Не замечая в суете,
Что о стекло разбили в кровь ноги.

О чём мы спорим и кричим,
Против кого в толпе молчим.
Ведь в этой жизни мы рабов слуги.
Не втолковать безумным Вам,
Ведь всё воздастся по грехам,
А предают нас не враги – други.

Совсем забыли о любви
И оторвались от земли.
Живём, как кенари в своих клетках.
Для нищих с барского стола,
Объедки, пойло – все дела.
Давно запутались в своих метках.

Не прекратить нам вечный бой,
Нет сил, понять, кто в нём чужой?
Нейроны мозга череп рвут в клочья.
Злой рок к погибели ведёт
И предсказанье не спасёт.
Сгораем словно на ветру сучья.

Пусть говорят, что я слепой,
И поднимают страшный вой.
Те, кто пытается учить жизни.
Нужны им новые рабы,
Тупые слуги без борьбы.
А я иду своей тропой к Тризне.

Тризна — часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сожжением покойника.

© Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 2019
Свидетельство о публикации №219041402100 

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • спасибо за советы :thumbsup:
  • Да советы дельные! Особо понравились плакаты с красными лозунгами :thumbsup: :hear_no_evil: