Сергей Александрович Есенин (21 сентября [3 октября] 1895, Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя.
— русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма
ХОЧУ ЗАТРОНУТЬ СКРЫТЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА
Имажинизм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
ИМАЖИНИЗМ - авангардистское течение в русской поэзии 1920-х годов.
Оформилось в Москве в конце 1918 года - начале 1919 года. Крупнейший представитель - С. А. Есенин, среди участников - поэты В. Г. Шершеневич, А. Б. Мариенгоф, Р. Ивнев, А. Б. Кусиков, И. В. Грузинов, художники Г. Б. Якулов, Б. Р. Эрдман и др.
Манифестом нового течения стала опубликованная в 1919 году «Декларация имажинистов».
Теоретические взгляды имажинистов нашли отражение также в книгах «Ключи Марии» Есенина (1919 год, на титульном листе - 1920 год), «2×2 = 5» Шершеневича (1920 год), «Буян-остров» Мариенгофа (1920 год), «Имажинизма основное» Грузинова (1921 год).
Провозгласив «победу образа над смыслом», имажинисты призывали к «ломке» грамматики, созданию стихотворений как «каталогов» не связанных между собой образов; культивировали нанизывание усложнённых метафор, построенных на неожиданном сближении отдалённых явлений, необычную, шокирующую, часто непристойную образность.
В отличие от футуристов, подчёркивали свою принципиальную аполитичность; вели богемный образ жизни. Имели свою официальную структуру - «Ассоциацию вольнодумцев» (создана в 1919 году; в 1920 году её председателем стал Есенин); открыли литературное кафе («Стойло Пегаса»), два книжных магазина, организовали издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи»; выпускали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-1924 годы).
Разногласия в понимании природы художественного образа, возникшие между Есениным, ориентировавшимся на традиционную эстетику и образность народного поэтического творчества, и Шершеневичем, бывшим эгофутуристом и наиболее радикальным экспериментатором, привели в 1924 году к распаду группы.
Издания:
Литературные манифесты: От символизма к Октябрю. 2-е изд. М., 1929;
Russian imagism. 1919–1924: Anthology / Comp. V. Markov. Giessen, 1980. Vol. 1–2; Поэты-имажинисты / Сост. Э. М. Шнейдерман. СПб.; М., 1997.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пуст твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И никто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
4 декабря 1925
ВИДЕО: 03.10.2020
Грубым даётся радость
Грубым дается радость.
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак.
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
Мутно гляжу на окна.
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
Улица передо мной.
А на улице мальчик сопливый.
Воздух поджарен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.
Ковыряй, ковыряй, мой милый,
Суй туда палец весь,
Только вот с эфтой силой
В душу свою не лезь.
Я уж готов. Я робкий.
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки -
Душу мою затыкать.
1923? Автор: Сергей Есенин
Оценили 5 человек
9 кармы