Казаки — село Елецкого района Липецкой области располагается на берегах реки Воргол, который впадает в Быструю Сосну, а уж та в свою очередь впадает в Дон.
История
По приданию село существует более 6 веков. Первыми его поселенцами были три казака, раненые в битве с татаро-монголами на реке Воргол летом 1395 года. Поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых поселенцев.
В отказных книгах 1628 года упоминается, что основано село Казаки в конце ХVI века елецкими казаками.
Известные уроженцы
В Казаках родился Герой Советского Союза С. П. Меркулов.
В Казаках родился, провел детство и юность, часто приезжал и там же похоронен поэт и писатель Михаил Иванович Глазков.
В автобиографической книге «Горюч-камень» М. И. Глазков описывает своё военное детство, прошедшее в Казаках.
В Казаках стало традицией проводить ежегодно литературные вечера, посвященные Глазкову.
Село расположено на пяти холмах, между которых протекают речки Воргол, Хомутец, Гаточка. Это самое большое село в Елецком районе.
На небольшом расстоянии от села находится лес, занимающий площадь в 900 десятин, известный под названием Хомутов. С именем этого леса связана масса легендарных сказаний в народе о живших в нем разбойниках. В основе этих сказаний лежит немалая доля правды. Здесь в былую пору процветали грабежи , что хорошо было известно жителям окрестных сел, которые страшились поздней порой проезжать дремучий Хомутов лес, тянувшийся с вековыми, непроходимыми чащами и оврагами на несколько верст.
Теперь этот лес вырублен и в большей части своей представляет кустарники, разделенные большими участками пахотной земли. Лес является особо охраняемой территорией в Липецкой области.
В селе Казаки есть храм , который построен в ХVI веке. О нём упоминается в старинной выписке на земельные казацкие владения 1592 — 93 годов, где отмечается, что в нём было три престола:
- Вознесения,
- Георгия Победоносца
- Толгской Божьей Матери.
В XVIII веке появился кирпичный собор. Перед войной (в конце 30-х годов XX века) церковь была взорвана, колокол сняли и разрубили на части на металлолом.
Иконы хотели сжечь власти, а люди разобрали и унесли по домам. В начале церковь пытались сжечь, но она не загорелась. Затем сделали подкоп и пытались взорвать. С церкви упал только крест.
В 1942 году в здании забивали скот, потом был табачный и зерновой склад. После войны все разрушили и растащили. Но ни люди, ни время не смогли разрушить стены храма.
В селе всегда уделялось и уделяется достаточное внимание вопросам образования. Обучение детей в селе Казаки проводилось уже в середине XVIII века — о школе упоминается в документах 1866 года. Двухклассная церковно-приходская школа находилась возле храма в двухэтажном здании: низ каменный, верх деревянный.
После развала СССР
В начале 90-х, когда рушилась великая держава и превращалась в огромную барахолку, Началось возрождение казачества. Я был приглашён в качестве почётного гостя, как вице президент Международной ассоциации Фонда Народной Дипломатии, на учредительный съезд казачества проходивший в колонном зале Кремля.
Казачество было раздроблено и каждый самопровозглашённый атаман пытался провести свой съезд. К тому же по коридорам рыскали чёрнорубашечники - баркашовцы, со своими листовками. Казачье "Любо", звучало не столь уверенно, как сегодня. И всё же Съезд состоялся и были подняты ключевые вопросы о возрождении казачества.
В РСМ (российский союз молодёжи) Липецкой области в котором я числился, как инструктор по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, обратился глава администрации села Казаки, Горелков с просьбой организовать досуг молодёжи в селе. Мной уже был создан в Ельце Центр социальной адаптации по работе с так называемыми "трудными" подростками. К тому же я по просьбе Елецкого атамана тренировал городских казаков, а так как село Казаки находится в 12 километрах от Ельца, я проявил инициативу и поехал в село.
Вопросов с помещением никаких не было, почти все здания соцкультбыта быта лежали в руинах или были заколочены досками крест на крест. Как и во всех сёлах того времени процветало беспробудное пьянство и безработица..
Мне отдали второй этаж дома культуры крахмало-паточного завода, который был завален хламом. Мне пришлось везти из Ельца своих ребят и устраивать субботник. Сельская молодёжь наблюдала за нами из-за кустов и подворотен. Но когда начались тренировки, которые я проводил бесплатно, то всё недоверие исчезло и ребята быстро нашли общий язык.
Через несколько месяцев ко мне пришли сельские мужики. Самый здоровый из них протянул мне шапку полную денег.
- Сенсей, мы хотим что бы ты нас тренировал, - заявил он.
- Мужики вы что видиков насмотрелись? Какой я вам сенсей? Я такой же как и вы Русский, хоть и княжеских кровей, но ведь титулы в России отменены, так что давайте по простому - чего вы хотите и зачем вам это надо?
- Ну как зачем, - вышел вперёд крепыш лет тридцати, - мы же ходим на "кулачки" с соседними сёлами. Машемся по деревенски с переменным успехом, то они нас побьют, то мы их. А если будем натренированными, то и победа будет за нами.
- Неужто и вправду дерётесь в кулачных боях, - удивился я
В разговор вступил ещё один селянин.
- И не только в кулачных. На наших отцов, когда они были молодые однажды несколько сёл объединились и хотели напасть, так они что сделали, собрались на одном холме привязали на цепях бревно выкрашенное под цвет пушки и как только враги приблизились, выкатили это бревно и закричали "пли"! Вся толпа в рассыпную а мы ребятня им в след из рогаток палили...
- Да погоди ты Петро, со своими рогатками, - перебил его щуплый мужичок, - тут вот какое дело. Я как-то намедни, решил подвыпимши жену уму разуму поучить. Ну матюкнулся конечно же, а тут из своей комнаты два моих сынишки выскочили в сойку встали и ласково так говорят, батька иди спать. Мамку тронешь все зубы пересчитаем...
Все дружно рассмеялись!
А мужичок выждав паузу продолжил:
- Не-е, я конечно же не в претензии и даже благодарен, что вы детей научили не только кулаками махать но и за мамку заступаться. Спасибо Вам! А мне то что прикажите делать? Они же меня в бараний рог согнут. Вот я и решил с пьянкой завязать и тренировками заняться, что бы перед детьми не стыдно было.
Да, мужики, вижу настроены вы серьёзно. Ну что ж если вы не против, то на эти деньги, что вы в шапку собрали, давайте купим боксёрские перчатки, лапы и груши. Условие одно - не пить, не курить и занятия не пропускать. Так в 90-х годах ХХ века был создан первый добровольческий отряд.
В конце 90-х годов в селе Казаки началось восстановление храма.
Сегодня на фестивале "Казачья застава" в красочном шоу под открытым небом можно наблюдать каждый год
Красиво, красочно, весело, но уж больно показушно и фестивально. Особенно, когда на сцену со своими речами вылазят представители светской власти, районное или областное "начальство" от молодёжи и пытаются примазаться ко всему этому празднику жизни, им ведь главное отчитаться перед вышестоящими, что и они приложили бюджетные средства...
По стариковски, так и хочется поворчать - "Что же ты молодуха, красавица надела этот венок из пыльных искусственных цветов, когда вокруг такое разнотравье, столь полевых цветов и душа бы твоя порадовалась. Ведь праздник Троица, Да к тому же ещё и летнее солнцестояние на носу.
Не превращают ли нас сильные миро сего в американских индейцев в резервациях, те ведь тоже с искусственными перьями показывают туристам шоу, а потом разъезжаются по своим городским квартирам.
Не хотелось бы, что бы наш народ превращали в отдельные племена с фольклорными ансамблями, в подобие африканских племён. Казачество, это не только фестиваль, но и образ жизни и единение с окружающей природой.
Мои ворчания прекращаются там, где появляются лошади! Здесь уже не слукавишь. Здесь надо уметь держать строй
Лошадь, она дисциплинирует подростка, как и любое другое животное. Хотелось бы, что бы и венок из полевых, а не из искусственных цветов был на голове у каждой из красавиц.
Живёт Русская глубинка своей жизнью! Ни для показухи, ни для роликов в Ютубе или статей на КОНТе, -
- РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
Это прямой ответ всякого рода зарождающимся на Украине нацистам - бандеровцам и "толерастам", ответ Европейским НАТОвцам бороздящим Черное море вблизи Российского Крыма, Китайским варварам пытающимся хозяйничать на ДВ и в Сибири.
Это ответ всевозможным Тинам Канделаки и журналюгам Гордонам, которые как дворовые псы с пеной у рта кричат: - "Русский народ не существует! Русские это сброд полукровок и пьяниц, не имеющий ни своей земли, ни своей Родины"....
Вы, враги Русского народа и Русского быта приезжайте в село Казаки и попробуйте этим людям высказать свои глупости по поводу Русского народа и Русской земли!
Русский Народ, - не в столичных ночных клубах и в пьяных тусовках!
Русский Народ, - не на митингах и протестных акциях "гавкающий" за гранты врагов России, на законно избранного президента!
Русский Народ - это вот эти мужики живущие в глубинке, любящие свою Землю и готовые сложить голову за други своя:
Русский народ - это вот эти бабы, девки, женщины, которые умеют не только хороводы водить, но и "В горящую избу войдёт и коня на скаку остановит:
Русский народ - эти дети выросшие на своей мирной Земле и воспитанные в любви к Родному краю, но с отцовской шашкой в руках, в папахе и верхом на коне:
Это вам не американские индейцы и не африканские племена.
Это возрождение Святой Руси! - Великой ядерной державы, где с раннего детства, с молоком матери впитывается любовь к своему Отечеству...
Оценили 5 человек
12 кармы