«ТЮЛЬПАНОМАНИЯ» - любовь к прекрасному или финансовая афера?

4 1539

Предисловие:
И так, знаете ли вы что такое "профессиональная деформация личности"? Она происходит со всяким, кто дольше трёх лет выполняет одну и ту же работу. Но если среди писателей, поэтов, учёных, творческих личностей, это идёт только на пользу, то во многих структурах, особенно связанных госслужбой приносит огромный вред, как человеку, так и обществу
Напомню!
Это когда чиновник, депутат, высший чин и пр. лица допущенный к "кормушке", просидев в одном кресле более трёх лет перестаёт различать бюджетные - государственные деньги и свои личные, карманные и считает что это все его личное, при этом забывает на прочь кто и зачем посалил его в это кресло. Выход простой - ротация кадров! О которой к сожалению сегодня забыли напрочь.

Гораздо сложнее с теми, кто врос в свои кресла. А ещё сложнее с пенсионерами. Хотя последние менее токсичны и  безопасны для общества.  У старшего поколения появляется много свободного времени, которое они тратят на политические дебаты в социальных сетях. В том числе и на КОНТе - "Площадке Социальной Журналистики". И вот что я заметил, здесь, в интернете, тоже происходит "деформация сознания"....

За последние 3 года, многие мои знакомые, блогеры, читатели, подписчики, виртуальные друзья и просто случайные прохожие, резко деформировали своё сознание в сторону навязываемых в либеральных СМИ и ТВ три направления политических тем:

- Всё о США, как о гегемоне и выборах,
- Всё о Зеленском, неофашистах и бойне на СВО,
-Всё о Европе - извращенцах меняющих пол и мигрантах.

Всего три темы! Будто бы от них зависит здоровье, личная жизнь и процветание. Перекос в сознании настолько крут, что ни какие другие темы людей уже не волнуют.   

Ну как мы можем говорить, писать и читать о тюльпанах, когда в США какая-то сумасшедшая тётка с лошадиной улыбкой должна стать президентом?!

ГЛАВА - 1

Сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.
«На лепестках Цветов написано посланье»:
цветы как символ в искусстве.

«Ладонь твоя росой окроплена, Раскрылся пальцев розовый бутон» (Данте Габриэль Россетти)

К XIX веку символика изображенных предметов в живописи утратила свое глубокое значение, и цветочные штрихи нам могут показаться всего лишь красочными акцентами живописного полотна. 

Тем не менее, в викторианскую эпоху развился свой специфический язык цветов. Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля Россетти «Вероника Веронезе» (1872), включает освобождённую из клетки птицу, а ромашки в птичьей клетке— запертую энергию, примулы— символ юности, нарциссы— отражение мыслей.

Любуясь яркими цветочными клумбами, мы вряд ли задумываемся о том, что именно с цветами связана одна из самых давних, захватывающих и цитируемых историй о финансовых аферах.

 Голландская «тюльпанная лихорадка» — яркий пример иррационального и даже безумного поведения огромного количества людей самых разных сословий в погоне за призрачной удачей, за цветами необычной окраски. 

Эту историю постоянно цитируют, о ней пишут в учебниках по экономике как о феномене жадности и психоза, приведших к массовым спекуляциям.
«Тюльпаномания» — весьма поучительная история, которая осталась на полотнах известных живописцев как напоминание о том, что не стоит переоценивать истинную стоимость вещей и рисковать при этом своим благосостоянием. Даже если это красиво.

-К началу XVII века в Европе рос интерес к ботанике и садоводству, что можно объяснить многократно возросшим торговым и культурным обменом с другими странами и континентами, включая Латинскую Америку и страны Востока. 

Многие известные художники — в частности, Ян Брейгель Старший, Амброзиус Босхарт, Рулант Саверей — сделали цветы центром своего творчества. 

Ваза с цветами Ян Давидс де Хем 1660, 69.6×56.5 см

На такие полотна был хороший спрос: живой цветок не вечен, а роскошный натюрморт исключительно выигрышно смотрелся в интерьере. В этот же период в Нидерландах создавались ботанические сады и процветала международная торговля экзотическими цветами, в том числе и тюльпанами.

Название "тюльпан" имеет историю, уходящую корнями в культуру Османской империи.

Оказывается, этот цветок, столь любимый сегодня по всему миру, получил свое название благодаря своей форме, напоминающей тюрбан — традиционный восточный головной убор, от турецкого слова "tülbent", что означает "тюрбан", потому что закрытый бутон тюльпана действительно напоминает этот головной убор.

Тюльпаны впервые стали известны в Европе в XVI веке, когда европейские путешественники начали активно изучать Восток. Один из таких путешественников, австрийский посол в Османской империи Огье де Бусбек, впервые увидел эти цветы в Турции.
Он был очарован их красотой и необычной формой. К тому времени на Востоке тюльпаны уже давно выращивались и высоко ценились, особенно среди османской знати. 

Когда тюльпаны были привезены в Европу, они сразу стали символом роскоши и богатства.
В Голландии, где климат идеально подходил для выращивания этих цветов, началась настоящая "тюльпаномания" — за луковицы редких сортов тюльпанов платили огромные деньги. Тюльпаны стали не просто красивыми цветами, но и предметом торговли и спекуляций. Сегодня тюльпаны ассоциируются с весной, праздниками и подарками, а их простое, но элегантное название продолжает напоминать о тех временах, когда они были символом богатства и экзотики.

 С 1556 года де Ожье Гислен Бусбек на протяжении семи лет был посланником Священной Римской империи в Стамбуле, где не только участвовал в переговорах о границах двух империй, но и вел исследовательскую деятельность по вопросам лингвистики, а также изучал местные флору и фауну. Считается, что именно Ожье де Бусбек познакомил европейцев с тюльпанами, привез первую сирень, а также конский каштан.

Цветочный натюрморт Ханс Гиллис Болоньер 1639, 53.3×67.6 см

По одной из версий, первые луковицы тюльпанов «поселились» в Вене, в саду лекарственных растений императора Фердинанда I, коим заведовал ученый-ботаник Шарль де Леклюз - его многие знают как Карла Клузиуса, «отца всех красивых садов Европы»

Через некоторое время Клузиуса пригласили в Лейден, где он не только стал почётным профессором ботаники, но и начал работу по созданию Лейденского ботанического сада. Ученый адаптировал цветы к местному климату, и в 1594 году в Нидерландах на правах желанных благородных растений расцвели первые тюльпаны, положив начало будущей всемирно известной цветочной индустрии луковичных растений.

К слову, поначалу далеко не все понимали ценность тюльпанов. Клузиус в своей «Истории весьма редких растений» (1601) рассказывал о том, как в 1570 году один купец из Антверпена получил партию тюльпанов и не знал, что делать с этими луковицами. В результате их решили использовать в пищу и попытались приготовить, обваляв в сахарной карамели (по другой версии — пожарили с луком). Блюдо вышло так себе… А вот остаток «невкусного лука» был посажен в огороде, где некоторое время спустя расцвели невиданные цветы.

Янсон Михель ван Миревельд. Парный семейный портрет. Муж держит тюльпан и луковицу. 1609

Тюльпан и луковица тюльпана, изображенные на этом двойном портрете — отсылка на богатство супругов, а также символ быстротечности жизни. Цветок появляется из луковицы, совсем недолго цветет и вскоре умирает. Пустые раковины на столе — еще один символ ушедшей жизни. Вероятно, это памятный портрет, выполненный по заказу одного из супругов (возможно — мужа) после смерти другого.
Картина была куплена на аукционе Sothebis в 2011 году за
 71,5 тыс. долларов.

К началу XVII века тюльпаны были отрадой богачей и символом высокого статуса. Выводились новые сорта — не слишком быстро: чтобы размножить луковицу определенного вида тюльпанов, требовалось время. В первый год цветок давал прирост в одну луковку, на следующий год два цветка могли дать при благоприятных условиях уже четыре луковицы. Для того, чтобы решиться и продать лишние редкие луковицы другому коллекционеру, их обладателям требовалось до десяти лет. Особого внимания при разведении тюльпанов удостоились пестрые цветки — истинный, особый шик!

В 1612 году цветочный каталог содержал уже порядка ста сортов тюльпанов, некоторые из которых оценивались в сотни и даже тысячи гульденов.

Одним из самых редких и дорогих сортов тюльпанов считался Semper Augustus (что можно перевести как «Август навсегда») — красный с белыми прожилками. По одной из легенд, некоторое время все тюльпаны этого сорта были сосредоточены в руках одного-единственного коллекционера — Адриаана Паува. Богач и дипломат, Паув владел богатейшим собранием растений и для того, чтобы продемонстрировать свое богатство, установил в саду беседку с зеркалами, многократно увеличивающими количество цветов.

Еще одним знаменитым сортом был красно-жёлтый «Висерой», очень ценились сиреневые и фиолетовые цветы с белыми полосками.

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с тюльпанами. Ок. 1629. Национальный музей Стокгольма

Тюльпаны художники воспевали, изображая как особняком, так и в компании других цветов, и далеко не всегда в соответствии со сроками цветения каждого составляющего «букет-фантазию». Почему? Во-первых, это красиво. И, что не менее важно — символично: каждому объекту отводилась своя роль в толковании натюрморта.

Цветочный натюрморт Рулант Саверей 1603

К началу 1630-х годов в Голландии экономический спад, вызванный войной с Испанией и последующей рецессией, остался позади. Практически эксклюзивные права на торговлю с Ост-Индией, мощный флот, успешные и знаменитые мануфактуры, фабрики, развитие банковского дела — все это сделало Голландию одной из богатейших и влиятельных стран Европы.
Развивающийся финансовый рынок начал оперировать такими понятиями, как опционы и сырьевые фьючерсы. Грузы, идущие с Востока, продавались заранее, однако не все корабли приходили в порт назначения, и фьючерсные продажи были запрещены законом. 

Однако купцы в погоне за наживой обходили закон, который не карал за предварительные продажи, и фьючерсные сделки были на совести сторон, их заключающих.

Избыток денежных средств, растущий спрос и повальное увлечение выращиванием тюльпанов привели в результате к тому, что торговцы увидели в тюльпанах привлекательный актив. 

Стоимость редкой луковицы в то время могла составлять 3 тысячи гульденов и более — совершенно фантастические суммы для простых голландцев, чей среднегодовой доход колебался в пределах 150−300 гульденов. Вырастить редкий тюльпан на своем огородике мечтал каждый.

В попытках как-то «подействовать» на луковицы голландцы прибегали к самым различным ухищрениям — от притрушивания грядок известью или опилками до полива цветов растворами красок. Везло, однако же, немногим — хотя бы потому, что, как считают современные ботаники, тот же сорт Semper Augustus был «получен» в результате заражения цветов вирусом мозаики, который и давал пеструю окраску лепесткам.

Длительное время, необходимое для воспроизведения редких луковиц, изобилие денежных средств и стремление заполучить себе дивную редкость привело к широкомасштабному явлению, известному сегодня как «Тюльпанная лихорадка», или «Тюльпаномания».

В 1636 году Голландию поразил ажиотажный спрос на новые редкие сорта тюльпанов, которые еще не дали прироста луковиц, но уже продавались и перепродавались по фьючерсным договорам — порой и десять раз в день!

Вот как описывали ситуацию современники «тюльпаномании»: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов, да иметь и не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии». 

Финансовые спекуляции, на которых можно было нажиться, не имея на руках товара, бередили разум и волновали душу. 

«Дворяне, горожане, фермеры, механики, моряки, лакеи, горничные, трубочисты, торговцы старьем — все завязли в торговле тюльпанами. Дома и земли продавались за разорительную низкую цену или шли в уплату покупок, сделанных на рынке тюльпанов. Так заразительна была эпидемия, что иностранцев поразило то же безумие, и деньги текли в Голландию отовсюду».

Некоторые исследователи считают, что ситуацию дополнительно спровоцировало большое количества золота, которое голландцы добывали в Латинской Америке. Другие считают, что после эпидемии чумы поредевший средний класс стал зарабатывать больше денег и мог позволить себе некоторые элементы роскоши, в том числе относительно недорогие сорта тюльпанов.

 А тем временем у богачей скопились изрядные денежные средства, которые они легко тратили — в том числе и на луковицы. Еще одной составляющей всеобщего безумия стал повышенный интерес к тюльпанам в других странах Европы, в том числе при дворе Людовика XIII. Мода диктовала спрос, спрос вырос, а предложение от него изрядно отставало.

Продажей и перепродажей несуществующих партий цветов занимались практически в каждой таверне и гостинице, а по вечерам обмывали удачные сделки за изобильными столами. Продавцы привлекали покупателей все новыми «хорошими» условиями сделок, принимая в оплату части контракта деньги, а остальное — под залог имущества. Люди просто помешались, пуская на ветер колоссальные состояния. Каково — за редкую луковицу могли отдать пивную стоимостью 30 тысяч гульденов!

На картине изображена триумфальная колесница богини цветов Флоры, представленная в виде карнавальной повозки. Богиню сопровождают трое мужчин в дурацких шапках, украшенных «рогами» из драгоценных пестрых тюльпанов — «пьяница», «стяжатель» и «лжец».
Матушка «загребущие руки» взвешивает золото, а птица надежды покидает свою хозяйку. За колесницей следуют разорившиеся ткачи из Харлема, которые вложили деньги в спекуляцию тюльпанами.

Все хотели купить побольше, чтобы потом продать подороже. Даже художник Ян ван Гойен не избежал участия в этом всеобщем сумасшествии:
...за 10 тюльпанных луковиц бургомистр Гааги получил от него 1900 флоринов деньгами, и к этому — пейзаж кисти Якоба ван Рейсдала и обязательство написать картину. Для сравнения скажем, что за большую панораму, написанную несколькими годами ранее для принца Оранского, ван Гойен получил — «всего лишь» 650 гульденов, а тогда за сотню монет можно было купить хорошую корову, за пару сотен — карету.

Как и любое безумие, «тюльпаномания», пережив свой пик, закончилась.

В 1637 году цены пошли вниз, и ничем не обеспеченный рынок рухнул. Последовал огромный скандал и череда судебных разбирательств. После многочисленных общественных собраний и трехмесячных дебатов гаагского Совета по делам провинций сошлись на том, что продавцы получили по пяти гульденов на каждую сотню, причитающуюся им по договорам. Но и это решение привело к массовым банкротствам — «по миру» пошли и азартные дворяне, и купцы, и простые горожане. 

Эти события были описаны в книге английского журналиста Чарльза Маккея «Чрезвычайные популярные заблуждения и безумие толпы» (1841).

Несмотря на достаточно печальный финал «тюльпаномании», Голландия и по сей день остается ведущей европейской «страной тюльпанов», успешно культивирующей луковичные растения. «Голландские луковицы» — залог успешного цветения весенней клумбы, а также тонкий намек на то, что не стоит делать решающую крупную ставку на товар, даже если он прямо сейчас — большая редкость.

А разве сегодня человечество не погрязло в новом сумасшествии и название "Ракетомания" или "Дрономания"?! Научно технический прогресс опередил наше нравственное воспитание и все страны мира помешались на гонке вооружения. Так и хочется сказать мировым лидерам человечества:
 - "ДА ЛУЧШЕ БЫ ВЫ ТЮЛЬПАНАМИ ТОРГОВАЛИ"! ...и устраивали гонку - чей сад краше!

С вуажением САБ.



Три часа гнева: Новые подробности водного броска на Кураxу
  • pretty
  • Вчера 19:19
  • В топе

Око Государево"Мы уже в центре!" Проясняются детали фееричного "заплыва" наших ребят в самое логово. Общая обстановкаОбщая обстановка на КураxеВы конечно в курсе, что там происходит в це...

Морского комбрига взорвал "спящий мыловар": Громкий теракт в Севастополе оказался верхушкой айсберга

Непосредственных исполнителей теракта в Севастополе, в котором погиб командир бригады малых ракетных катеров Транковский, оперативно задержали. Вопреки ожиданиям, они не сбежали не только из страны, н...

Обсудить