Утрата, заслуживающая нашего сочувствия

99 9608


Безусловно, случившееся вчера в Париже меня расстроило. Но особенно меня огорчило то, что выраженные Путиным соболезнования в связи с пожаром в Соборе Парижской Богоматери, и предложение направить в помощь по восстановлению российских реставраторов, вызвали определённую долю негодования у определённой части нашего общества.

Что касается соболезнований - то это даже не положенный в таких случаях протокол. Не Париж, не Франция, не Макрон и даже не Европа - весь мир вчера лишился одного из ценнейших с точки зрения истории и архитектуры сооружения. И это действительно колоссальная утрата. Не отреагировать публично на которую Путину, как главе государства, было бы довольно глупо и совершенно неправильно.

Да, я понимаю, что для многих Нотр-Дам - это что-то чужое и далекое, меркнущее на фоне собственных дорог и прочих коммунально-бытовых проблем. Но мир не заканчивается на нашей улице. И он не ограничен нашим городом. И даже за пределами нашей страны есть что-то, что в такие дни, как вчера, заставляет испытывать чувство невосполнимой утраты.

Просто потому, что есть то, что не имеет и уже никогда не будет иметь аналогов в этом мире. Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане, расписанный рукой великого Микеланджело, развалины Колизея, шедевры живописи Лувра или Прадо. Все это бесценно в первую очередь тем, что является наследием мировой культуры.

Когда вы входите в храмы, расположенные на территории Кремля, трогаете руками камни, возраст которых в два раза превышает историю государства США, когда вы осознаете, что все это было построено вручную, что в каждый лик художником был вложен не только талант, но и частичка души, когда каждый фрагмент мозаики фактически дышит многовековой историей не только России, но и того периода развития мировой цивилизации - у вас невольно выступают слезы. От осознания того, насколько трудно и важно создать и оставить после себя что-то для своих потомков.

Есть понятие вечных ценностей. И они не только моральные. Архитектура, музыка, ваяние и живопись являются неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Те же скульптуры Родена, дворцы Растрелли и творения Гауди, мадонны Рафаэля и Леонардо Да Винчи - это те самые общемировые культурные ценности, которые и сегодня, и через сто лет будут востребованы и актуальны для человечества.

Потому и вызывает такую реакцию сгоревший парижский Собор. И это вполне естественно. Да, в мире каждый день происходят катастрофы. Да, идут войны и гибнут люди. Да, есть нечто более достойное всеобщей скорби. Но это не отменяет чувства сожаления о том, что помимо всего прочего мир теряет ещё и своё культурно-историческое наследие. И, на мой взгляд, нет ничего криминального в том, если на реставрационные работы в Париж отправятся несколько российских специалистов. Наоборот, в этом в очередной раз проявится та самая русскость, которой мы так гордимся и которая нас и отличает от остального «цивилизованного мира».

Что касается «своих проблем хватает», то вынуждена констатировать, что они были, есть и будут. Всегда. Не потому, что все плохо, а потому что страна большая. Но это не значит, что нужно запереться в пределах своей вотчины и абстрагироваться от внешнего мира.

Если есть те, кто может внести свой вклад в восстановление Собора, то почему бы этого не сделать? Не для Парижа, не Франции, не для Макрона и Европы. Для потомков. Которые, приезжая в Париж и войдя в возрождённый из пепла Нотр-Дам будут знать, что в него вложена и частичка русской души...


Юлия Витязева, специально для News Front

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • А Россию уничтожают не так заметно, но более эффективно. В центре г. Переславль - Залесский враги применили неизвестное психотропное оружие: https://youtu.be/B58LvzX328A
  • Это сердце Парижа, конечно жаль...
  • Какое сочувствие, когда французы радуются?
  • :thumbsup:
  • Версия номер один. Постановка. Как и 9/11. Только версия, подчёркиваю. https://artemdragunov.livejournal.com/ В версии с Нотр-Дам, тоже есть намёки и параллели с подобным. Реставрация и ремонт собора показали, что 800-летние деревянные конструкции, образующие крышу - прогнили, не способны выполнять свою функцию и подлежат замене. Разбор и замена - очень долгое и дорогое. Это означало работу кранов, заморозку объекта на годы, разбор сложной конструкции и т.п.. Гораздо проще - сжечь, оставив лишь каменный остов, который потом легко доработать. Остов и фундамент Нотр Дам - скальные, крупный литой камень сделанный по технологиям каменщиков. Собор строили тамплиеры и их последователи. У собора - крепкие, толстенные стены, укреплённый ещё в 19 веке свод и мощнейший фундамент, которым и является по сути весь остров. Горел не собор, а его крыша, вернее - перекрытия, стандартные для Западной Европы балки и подпорки