Первая мировая война, чудовищная не только по жертвам и разрушениям, но и по своей бессмысленности, порождённая конкурентными «тёрками» «хозяйствующих субъектов», и в итоге устлавшая поля Европы миллионами костей молодых людей, доказала: нужно что-то менять. Иначе человечество не жилец на белом свете…
Кратко суть сводилась к тому, что крупных частных собственников (людей со сверхправами) надо обложить обязанностями, ответственностью перед обществом, а кто не захочет – того лишить его суперправ. Потому что игрища в рыночную конкуренцию, плавно и неизбежно переходящую в «опиумные войны», поставили уже народы мира вплотную к пропасти взаимоуничтожения.
Именно тогда перед человечеством в полный рост встали те задачи цивилизации, которые, к сожалению, не решены доселе, и стоят перед нами по прежнему, не давая прогрессу двигаться вперёд.
Как только люди начали искать РЕАЛЬНЫЙ выход, другие люди, как всегда, тут же отыскали НОМИНАЛЬНЫЙ выход, в виде формальной, буржуазной демократии. Это такой муляж решения, который красиво сверкает, всем похож на настоящее решение, за одним исключением: он… не работает. Имитирует, симулирует общественный контроль за КЧС, но «понарошку»…
Но что, собственно, нужно не имитировать, а именно по существу решить?
+++
Разумеется, речь шла (и идёт) о порождённой капитализмом огромной массе обделённых и необходимости их наделения всем, необходимым для полноценной человеческой жизни. Что делать с этими людьми? А ведь их – большинство населения… Социал-дарвинистский подход (рыночная экономика) предполагает, что обделённые будут вымирать, в том числе и сами себя убивая, вымариваться, причём в режиме «нон-стоп». Не вписался в очередной поворот рынка – сдох. Или самоубился от очаяния. Сегодня ты, а завтра я… И так – бесконечно, пока смерть не разлучит нас с конкурентной экономикой…
Встал совершенно нормальный, как с этической, так и с интеллектуальной точки зрения вопрос: а нельзя ли иначе? Обеспечить человеку НАДЕЛЕНИЕ и далее – гарантированное снабжение, без кризисов и сбоев, отладив машину снабжения раз и навсегда? Так, чтобы человек смог жить без страха за завтрашний день, будучи уверенным, что снабженческий механизм не подведёт, не откажет после очередного безумного скачка на бирже, и т.п.
Уже в начале ХХ века было ясно, что такая возможность есть, а ХХ век в полной мере её доказал, и даже ввёл – но потом успел потерять. А ведь речь идёт – ни много, ни мало – о жизни человеческой, о его физическом выживании! Лишение человека средств к существованию, без всякой вины с его стороны, только лишь потому, что рынок сделал очередной дебильный вираж или свалился в кризис – негуманно и неумно.
Такое наплевательское отношение к снабжению человека необходимым порождает не только массу трупов, но и толпы одичавших преступников и наркоманов, рост криминализации общества, тяжкий и гнетущий психофон в нём, наполненный ужасом перед жизнью, постоянной истерикой, нервными срывами в массовом порядке.
Наладить снабжение человека так, чтобы достигнутый уровень никогда уже больше не понижался, и чтобы даже сама мысль о его понижении не могла бы прийти в голову – эту задачу должен решить социализм, потому что капитализм её решить бессилен.
В нём неопределённость будущего – базовая ценность, плата за «свободу предпринимательства». То есть буквально завтра с каждым из нас могут случиться сколь угодно ужасные экономические события – и никто нас от этого не ограждает. И даже не потому, что не может – а принцип такой, рыночное общество НЕ ХОЧЕТ ограждать людей от личных экономических катастроф, потому что таков его базовый принцип. «Право на победу» в конкуренции, которым якобы каждый наделён, неизбежно включает в качестве платы и риск поражения: без проигравших нет и победителей.
Таким образом, чтобы успокоить человека стабильным снабжением капитализм не может – музыка ужаса при нём обещает быть вечной…
Пометим галочкой: речь идёт о физической сохранности человека, как высшей ценности, тогда как в рыночной экономике человек рассматривается, как расходный материал, придаток к потребностям рынка, регулирующим его численность, как поголовье скота. То есть не по потребности его выживания, а по потребностям капиталистической фабрики в нём.
+++
Рассмотрев вопрос о физической сохранности человека, мы обязаны затронуть и вопрос о его духовной сохранности. Ничуть не беспокоясь о физической сохранности «поголовья» (кто выживет – тот и выживет), капитализм ещё меньше заинтересован духовно развивать людей.
В рамках конкуренции человек рассматривается как прикладной придаток к функции (если сотрудник), или как враг (если ровня). В обоих случаях никто не стремится дать ему полноты знаний, культуры, образования.
Сотрудник – лучше всего глупый (чтобы не задавал лишних вопросов и лишнего не думал), а враг – лучше всего мёртвый. Это и приводит к крайнему оскудению прикладного образования и к отравлению, искажению фундаментального, общего.
Происходит намеренное заражение человека ложными концепциями, сознательная порча культуры, строятся кастовые переборки между «посвящёнными» и «профанами».
Общее растлевающее воздействие пропитанной ненавистью и соперничеством среды приводит и к самоотравлению человека, его духовному самоубийству в форме алкоголизма и наркомании, его одичанию, примитивизации, нежеланию работать над собой, повышать уровень своей образованности.
И наука, и образование, и культура оказались (в своих высших проявлениях) для капитализма очень опасными, в связи с чем он удаляет их отовсюду, откуда можно удалить и максимально обрезает там, где нет возможности полного удаления.
Человек, как потенциальный носитель знаний и культуры, при капитализме растлевается антикультурой и химерами, оглушается чрезмерной профессиональной занятостью, которая (при выживании у бедных и в погоне за прибылью у состоятельных) не даёт человеку достаточного культурного досуга, времени и сил, и желания, и стимулов для духовного развития.
Человек нужен капитализму тупым – если востребован рынком труда, и не нужен вообще – если рынком труда не востребован.
Социализм должен решить вопрос о духовном развитии человеческой личности, о преодолении культурного нигилизма в массах, о выделении достаточного времени и тонуса, и стимулов для активного самообразования и культурного досуга.
При капитализме, находясь в постоянном стрессе выживания, человек очень нервно реагирует на любую сложность, не приносящую прямого дохода, под влиянием нервного напряжения избирает самые примитивные способы проведения свободного времени (которого, к тому же, у него почти нет).
+++
Обеспечивая порой избранным патологическую роскошь, капитализм при этом неспособен обеспечить устойчивого развития, все его достижения аннулируются первым же его кризисом. Зажиточные, не в состоянии сохранить своего уровня, в одночасье превращаются в нищих, и всё время рискуют в них превратиться.
Суть проблемы в том, что – при всей внешней привлекательности бытовых достижений материальной обеспеченности – она при капитализме не может быть стабилизирована, а если начала падать – то может падать сколь угодно низко. По формуле – «будьте довольны сегодняшним днём, а завтрашнего вам никто не обещает».
Отсюда и ещё одна стратегическая задача для социализма: обеспечить устойчивое, поступательное, неуклонное развитие, стабилизировать достигнутые рубежи материального снабжения человека, предотвратив саму возможность их сползания вниз (как это происходит сегодня на Западе, где, фактически, вымирает прежде многочисленный «средний класс»).
+++
Преодоление атмосферы вражды и ненависти ожесточённой внутривидовой конкуренции, свойственной всем биологическим видам необходимо для полноценного функционирования главного достояния цивилизации, Коллективного Разума (копилки знаний многих поколений). Но и эта задача никак не может быть решена при капитализме, при рыночной экономике, в которой подавление конкурента – более важная задача, чем даже собственное благоустройство особи.
Социализм имеет задачу очистить Коллективный Разум от взаимной враждебности и «подставы», от хитростей манипуляции сознанием, технологий сведения с ума и направленной деградации конкурентов. Разум должен сосредоточить все силы на развитии человеческого рода, а не на уничтожение конкурента в рамках внутривидовой борьбы за выживание.
+++
В то же время во весь рост стоит задача преодоления ощущения второсортности у 90% населения, неразрывно связанная с самим фактом существования сверхбогатых. Капитализм поставил нас в ситуацию, когда подавляющее большинство людей ощущают себя второсортными, пасынками общества, изгоями жизни. Даже если они неплохо обеспечены, хотя в большинстве случаев они обеспечены из рук вон плохо.
Разумеется, капитализм ощущение второсортности, идущее с большинством людей через всю их жизнь, снять и преодолеть не может, ибо это не его задача, и его задача – прямо противоположная.
+++
Очень важный вопрос в повестке социализации человечества – вопрос о соотношении Законности и Частной Собственности, как в корне и радикально противоречащих друг другу явлениях. Законность означает подчинение человека нормам извне, тогда как собственность является владением, господством, сферой полного произвола над тем, чем владеешь, безо всякого согласования с обществом.
Начиная с появления первых религиозных заповедей и иных скрижалей даже древней законности (не говоря уж о современной!) частная собственность оказалась противопоставлена законности, выступала и выступает антиподом законности.
В то же время понятно, что без развития правосознания (т.е. подчинения личности нормам общества) цивилизация невозможна, произвол и беззаконие подрывают цивилизованный образ жизни.
Капитализм создаёт теневую власть денег, которая даже чисто юридически в жёстком конфликте с легально формируемыми органами власти и демократическими процедурами «один человек – один голос». Теневая власть денег подрывает принцип равноправия избирателей, делает одного избирателя в 100, 1000, миллион раз важнее других.
Права и возможности, предоставляемые законом, предоставляются всем гражданам. В то же время права и возможности, предоставляемые деньгами – предоставляются далеко не всем гражданам, очень неравномерно, и таким образом, выступают вызовом принципу прав и свобод человека и гражданина (по паспорту, не подкреплённому кошельком).
Рыночная экономика устроена таким образом, что она подавляет человека, делает его заложником другого человека, подвергает его террористическому шантажу в пользу другого человека, делает жертвой произвола частного работодателя. Изжить это в себе рыночная экономика не может – поскольку это базовый принцип её существования.
Значит, нужна принципиально новая система, которая покончит с «двоевластием» между легальными органами власти и теневой властью денежных мешков.
+++
Прогресс науки и техники выдвинул перед человечеством новые задачи, т.н. «мегапроекты», которые в силу их масштабов, универсальности и долгосрочности вложений, в принципе не могут быть реализованы частным бизнесом, частными собственниками. Кондоминиум, как школа социализма, всё больше и чаще входит в нашу жизнь. Совладельческие формы неделимого общего имущества свойственны очень многим детищам прогресса, от многоквартирных кондоминиумов до атомных электростанций (очень опасно делать АЭС частной – вдруг её выкупит Бен Ладен, и т.п.).
+++
Таким образом, капитализм, наиболее отчётливо после чудовищного безобразия 1-ой мировой войны (бессмысленной бойни, организованной в рамках коммерческой конкуренции рыночных держав) превратился в очень опасный рудимент цивилизации.
Он угрожает физической безопасности человека, делая человека заложником своих скачков, дикостей и кризисов, он угрожает интеллектуальному и духовному, культурному и правовому развитию человека.
Он источает из себя убийственное излучение произвола и беззакония, поощрения грубейших зоологических инстинктов, фабрикует совершенно неоправданно как физические, так и психологические страдания большинства населения.
Вместо обслуживания естественных потребностей человека, он обслуживает искусственный платежеспособный спрос, в рамках чего один получает крайний избыток того, чего у другого человека крайняя недостаточность.
Капитализм чем дальше, тем больше (по мере секуляризации) подавляет в человеке всё человеческое, гуманное – и поощряет всё звериное, зоологическое, из дикой природы.
Перед этим чудовищем человек оказывается юридически, физически, психически беззащитным, любая подача информации искажается в зависимости от воли рекламодателей. Науку, которая является высшей целью цивилизации – капитализм превратил в униженную служанку «спонсоров». Культуру, цель которой воспитывать человека – превратил в антикультуру, оболванивающую людей, сводящую их с ума, толкающую на гнусные извращения и в маразм.
Цивилизация от самых своих истоков внушала человеку скромность, то, что он «нагим приходит в этот мир, и нагим уйдёт из него», что всё принадлежит Богу, а человеку – ничего. Капитализм внушает человеку патологическую гордыню, заносчивое зазнайство богача, подменяющего Абсолют своей относительностью.
Выйти из всего этого, не отменив самых базовых норм капиталистических отношений не представляется возможным. Хотя, разумеется, «сапёр ошибается один раз» - а мы уже жестоко ошиблись, погубив СССР.
Кто знает, даст ли нам жизнь ещё один шанс на выход из биосферного тупика к высотам и перспективам Ноосферы?!
Эдуард Байков, Уфа, команда ЭиМ
Оценили 3 человека
3 кармы