Образ «Хранителя» в романе «Ключ от ничего»

3 353
С согласия Эдуарда Артуровича Байкова перенесено из комментариев под статьёй "Колонизаторы и туземцы" на основную полосу.

Вопрос о драме отношений между «производственным капитализмом» и «просто капитализмом», глубоко и остро поднимаемый нашими читателями, заставляет снова вернуться к роману А. Леонидова «Ключ от ничего», в котором эта драма подробно и художественно разбирается с нашей точки зрения. В центре романа его главный персонаж, крупный капиталист, который денно и нощно печётся о созданных им предприятиях, по долгу своего положения стремясь, чтобы они процветали и развивались.

Как человек широких взглядов он, однако же, находит время для дел общегражданских, напрямую не связанных с его бизнесом, то есть выходит за локализацию частного собственника. Леонидов красочно показывает и ту цену, которую платит за такое поведение этот человек: он не знает выходных, никогда не был в отпуске, у него ненормированный рабочий день (по сути, круглые сутки), его напряжение запредельно. В конечном счёте, осознавая себя, как Хранителя цивилизации – он ругательски ругает и леваков, и капиталистов.

Это очень психологически вымеренный и отлично мотивированный автором страх делового человека за своё дело, давшееся таким большим трудом и кровью. Сама мысль о том, что кто-то придёт и раздерибанит его заводы, то, что он всю жизнь создавал – приводит его в гнев и ярость.

Ведь у такого человека его дело – как ребёнок для матери. При этом у Совенко (персонажа «Ключа») не делается разницы между дерибаном снизу (руками левацких пролетариев) или сверху (руками рвачей и хапуг, временщиков). И когда образ в целом понимаешь – это не вызывает у читателя отторжения, такая позиция Хранителя выглядит вполне оправданной и жёстко мотивированной в рамках его личности.

Таким образом, человек, у которого душа болит за производство (а для него это его дитя!) – приходит к отрицанию капитализма, к пониманию того, что окажись на его месте другой человек – и всё пойдёт прахом. А многие ли из людей выдержат его хранительский ритм?

Оценивая придуманную Леонидовым корпорацию господина Совенко, известный московский литературный критик Елена Сафонова находит очень верное определение реализму автора: «работники АО «Биотех», наследной корпорации Совенко, вершащей почти все дела в романе по принципу «цель оправдывает средства».

Так и есть. Никакого сусального образа Хранителя в романе вы не найдёте, жёсткость «средств, оправдывающих цель» порой шокирует. Однако цель всегда имеет место, и это придаёт сомнительным средствам чёткое стратегическое направление.

Отражая идеи автора, вымышленная корпорация работает как бы в двойном контуре. С одной стороны, она умело и гибко защищается от окружающей рыночной растащиловки и криминального хаоса, то есть в рыночной среде, как рыба (хищная рыба) в воде. С другой стороны, АО внутри себя – плановое хозяйство, развивающее направления и стратегические узлы по строго отработанному корпоративному плану.

Все корпоративные приключения Леонидов сочинил не для забавы, не как развлекательный детектив – а пытаясь проиллюстрировать свои взгляды на жизнь и организацию общества.

- Чисто по человечески… - говорит ключевой персонаж своим сотрудникам научного профиля - Нет ничего интереснее науки… Мне бы очень хотелось заниматься только этим… – сознался он как-то раз сотрудникам лаборатории. – Но если бы я занимался смолоду только наукой – я бы сейчас на оптовом рынке таскал клеенчатые «кравчучки» с турецкими лифчиками, а не корпорацией руководил…

Эта фраза, как бы вырвавшаяся у него из нутра – показывает угол зрения автора и на Личность с большой буквы, и на эпоху, срез которой автор пытается донести до современников (а там, глядишь, и потомков, кто знает?!).

Леонидов подчёркивает невозможность для слабости противостоять злой силе. И когда слабость пытается оправдываться моральными основаниями – это её не оправдывает, а лишь её жалкость подчёркивает. Именно так можно описать духовный конфликт в романе, в том числе поданный и через традиционную призму конфликта «отцов и детей».

В то же время Леонидов ополчился на манеру злой силы оправдывать своё право на зло своей силой. Какой бы силой зло не обладало – ничем, кроме зла, оно быть не перестаёт.

Когда роман Леонидова вышел в журнале «Роман-газета», то ряд библиотек провели презентации. Например, центральная библиотека им А. Н. Зырянова – г. Шадринск так представила новинку: 

«Журнал «Роман-газета» представляет роман Александра Леонидова «Ключ от Ничего»! Леонидов – автор, читать которого интересно, он требует от читателя задуматься и поразмыслить, отодвинуть в сторону развлечения, штампы и клише. Он задает "проклятые" вопросы. Такие, которые не всем понятны, и далеко не всем приятны».

Библиотекари верно ухватили суть непростого замысла. 

Эдуард Байков, член Союза писателей России

Навязчивая, но необходимая реклама: полный текст книги "Ключ от ничего" можно прочитать тут: https://denliteraturi.ru/artic...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
    • Ъ1959
    • 15 августа 2022 г. 10:17
    :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • Не верю! Капиталист, создававший всю жизнь корпорацию, вросший в этот непростой и большой механизм, вдруг... отрицает капитализм? Да с чего бы??? Хирург, простоявший всю жизнь за операционным столом, отрицает анатомию??? Инженер, отрицающий хрестоматийные схемы осевых нагрузок с тензорным их исчислением? Музыкант перечеркнувший хроматический звукоряд? Так что - не верю! Это только китайцы (и то - некоторые) могут рисовать свои иероглифы водой на камне или асфальтовой мостовой. Нормальный человек находит более продуктивные занятия.