«УКРАИНСТВО – УДЕЛ ДЕГЕНЕРАТОВ»: СЛОВО ТОМУ, ЧЬЁ ИМЯ НОСИТ ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ НАН УКРАИНЫ…

5 1254

Потебня, Александр Афанасьевич (10 [22] сентября 1835, Полтавская губерния — 29 ноября [11 декабря] 1891, Харьков) — русский и украинский языковед, литературовед, философ. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый крупный теоретик лингвистики в царской России. Его имя носит Институт языкознания НАН Украины.

Потебня изучал украинские говоры (объединявшиеся в то время в лингвистике в «малорусское наречие») и фольклор, стал автором ряда основополагающих работ по этой тематике. Потебня комментировал Слово о полку Игореве (1877—1878). Создал научную школу, известную как «Харьковская лингвистическая школа»; к ней принадлежали Дмитрий Овсянико-Куликовский (1853—1920) и ряд других учёных. Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины XIX века и первой половины XX века.

Потебня являлся горячим патриотом своей родины — Малороссии, но скептически относился к идее о самостоятельности украинского языка и к разработке его как литературного. Он рассматривал русский язык как единое целое — совокупность великорусских и малорусского наречий, и общерусский литературный язык считал достоянием не только великороссов, но и белорусов и малороссов в равной степени; это отвечало его взглядам на политическое и культурное единство восточных славян — «панрусизму». Его ученик, Д. Н. Овсянико-Куликовский вспоминал:

Приверженность к общерусской литературе была у него частным выражением общей его приверженности к России, как к политическому и культурному целому. Знаток всего славянства, он не стал однако ни славянофилом, ни панславистом, невзирая на все сочувствие развитию славянских народностей. Но зато он, несомненно был — и по убеждению, и по чувству — «панрусистом», то есть признавал объединение русских народностей (великорусской, малорусской и белорусской) не только как исторический факт, но и как нечто долженствующее быть, нечто прогрессивно-закономерное, как великую политическую и культурную идею. 

Я лично этого термина — «панрусизм» — не слыхал из его уст, но достоверный свидетель, профессор Михаил Георгиевич Халанский, его ученик, говорил мне, что Александр Афанасьевич так именно и выражался, причисляя себя к убежденным сторонникам всероссийского единства.

Уфимский художник М. Кунцев "Украинство. Всходы" Источник: https://for-ua.info/viewtopic.php?f=2&t=114036


Михаил Кунцев, команда ЭиМ
Эфир 31 мая о Новых регионах в основном

Говорили о жизни в Новых регионах. Какова она в реальности, а не в отчетахО тарифах в Новых регионахО том, что получилось и чего ждать не приходитсяО сказках и реальности.О том, что над...

Ленинский лозунг наоборот. Как и когда начнется гражданская война в США

Не брезгуя ничем в борьбе за власть, подняв на знамя идею поражения собственного правительства (иначе революции не хватит сил для победы), Ленин требовал "превратить империалистическую ...

Последняя попытка

Китай окончательно отказался от участия в мирной конференции по Украине в Швейцарии. Однако Китай не отказался окончательно от идеи проведения мирной конференции с участием России. Треб...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: Дегенераты и есть... А это не лечится и не ассимилируется...
  • //Потебня являлся горячим патриотом своей родины — Малороссии// Родиной Потебни была не Малороссия, а Слободская Украйна (часть Московского царства)
  • Если вспомнить момент,что насаждение принудительное украинского языка в 30 е годы осуществлялось именно большевиками, кто же все таки злодей?