Много читаю воспоминаний про СССР, как говорится «одни ругают, другие пожимают», но суть вопроса мало кто понял. Обычно сравнивают «баш на баш», настоящее с настоящим. Берём, например, 1972 год в ФРГ и в СССР, и сравниваем.
Это как сравнивать младенца со стариком: младенец сегодня ниже, но он растущий организм, старик сегодня выше – но он горбится и, по мере старения, становится ниже. Динамику у нас мало кто умеет оценивать.
Часто сравнивают настоящее с прошлым. Пишут, что в СССР не было мобильников (хотя их в 80-е нигде не было, посмотрите голливудские фильмы того времени), что СССР не выпускал микроволновок (хотя он уже начал их выпускать), и т.п. Сравнения бывают честные, нечестные, но, по большому счёту – все они упускают главное.
Справедливости ради укажем, что в пылу минувших лет наш противник тоже видел будущее иначе. Вряд ли француз или немец думали, что в XXI веке они окажутся на помойке, откуда жизнь их же собственных родителей предстанет перед ними недостижимой роскошью. XXI век вообще всех обманул, не только нас…
+++
Главное в социально-экономическом устройстве СССР: у него было будущее. Ему было куда идти, и он знал, куда идти. Время его существования – с исторической точки зрения – краткий миг, по сути, человек, родившийся в 1917 году, вполне мог дожить до 1991 года (многие и доживали).
Удары извне, с которыми СССР столкнулся, были колоссальны, на уровне «идеального шторма» (когда все негативные факторы сходятся в одну точку). Но и достижения его – тоже были колоссальны. Краткий миг – в силу насыщенности превратился в воображении людей в «целую эпоху», чуть ли не «эру» - хотя, по меткому выражению В. Маяковского – «эта эра заходила в двери, головой не задевая о косяк».
Но самое главное в СССР – не то, что в нём было (удалось реализовать) – а то, чего в нём не успело случиться. Достижения колоссальны, но даже и они меркнут перед перспективой, открывавшейся перед людьми планеты.
Прошу обратить внимание на важнейший факт, который многие упускают из виду: все проблемы СССР были чисто-количественными, т.е. связанными с временным недостатком того или иного блага. А это – простейший уровень проблематики.
Когда чего-то не хватает, то нужно только «доделать до уровня», и ничего более. Идёт ли речь о жилье или колбасе – нужно было выйти на плато обеспеченности, после чего жилищная или мясная проблемы закрывались бы раз и навсегда. Это одноразовое действие: сделал, и закрыл вопрос. Навеки. Для постановки вопросов более высокого уровня.
+++
Как очевидно будущее, открывавшееся перед СССР – так же очевидно аналитику и отсутствие будущего перед западными его альтернативами. Про них уместно вспомнить слова поэта: «…во мне найдёшь, быть может, день вчерашний, но ничего уж завтрашнего нет».
Не то, чтобы у западного человека, даже в лучшие его годы (70-80е, в «век АББЫ») не было количественных проблем. Это миф – человеку всегда чего-нибудь не хватает. Или хватает всего, но не всем. Но надо понимать, что сами по себе количественные проблемы НИЧТОЖНЫ по сравнению с системообразующими и структурными!
Добрать недостающее – лишь вопрос времени и производственных мощностей. Если, например, не хватает кирпича, но производство кирпича уже освоено, то нужно просто построить второй, третий, …дцатый кирпичный завод – и однажды кирпича хватит.
Если мы возьмём в СССР 1920-й и 1940-й годы (двадцать лет), то увидим прогрессивные перемены космического масштаба. Если, после страшной катастрофы второй мировой войны возьмём 1950 и 1970-й (двадцать лет), то увидим то же самое: перемены космических масштабов. Система, которой чего-то не хватает – стремительно добирает это по мере своей стабилизации, в обычном производственном режиме.
А если мы возьмём 1970-й год в Западной Европе (или США) и сравним с 2024-м годом (интервал более полувека!) – то увидим, что всё стало только хуже. Ведь не мы же это выдумали – европейцы сами наперебой говорят и пишут: «то, как жили наши родители – для нас недоступно». Прошло полвека, а жизнь стала беднее, опаснее, образование хуже, а у самых гнусных извращений взрывной рост (свобода, йопт!).
+++
Почему так происходит? Потому что проблемы капитализма не носят технического характера, не связаны с физической нехваткой благ. Потому что в условиях конкуренции (по сути, институализированного каннибализма) главной задачей преуспевающего является затормозить и обратить вспять догоняющее развитие отстающих.
Самая большая проблема преуспевающего рыночного предприятия – это если где-то возникнет другое такое же, как оно, преуспевающее предприятие. Тогда преуспевающее сперва станет обычным, рядовым, а там, глядишь, и вовсе обанкротится!
Самая большая проблема умного, образованного человека в условиях конкуренции – появление других умных, образованных людей. Тогда из выдающегося он сперва станет простым, рядовым, а там, глядишь, и вовсе «срежется» в состязании умов.
Поэтому люди одержимы стремлением пресечь развитие других людей, а страны – других стран. Именно поэтому невозможно стать «своим, буржуинским» - у буржуя нет «своих» (кроме, может лично-близких, лично-зависимых, да и то не всегда). К. Лоренц в своё время гениально сказал: «самая жёсткая конкуренция – внутривидовая». Чем ты идентичнее, тождественнее буржую – тем более ты ему ненавистен.
Потому что ты претендуешь на то же самое, что и он, и чем вы более сходны – тем более одинаковы ваши претензии.
Итог: рыночная конкуренция превратила «человека разумного» в фабриканта неразумных людей средствами разума. Всю мощь науки Запад развернул на создание средств уничтожения себе подобных и на подавление мозга, дебилизацию потенциальных конкурентов.
А это уже куда больше, чем простая, техническая, материальная нехватка кирпича или колбасы! Там-то просто напрягся, подумал, получше организовал труд – и добрал. А здесь-то ты напрягаешься над прямо противоположной задачей! Потому что цель твоя – не благо ближнего, а максимальный вред ему!
+++
Было время, когда от наихудшего сценария Запад удерживали советская угроза и наследие христианской цивилизации. Если рыночный человек ещё и христианин, то он не совсем рыночный человек (может ли рыночный человек десятину своих доходов добровольно отдавать на благотворительность, «супчик» для бездомных?!).
Если рыночный человек напуган идущей с Востока альтернативной - он тоже не совсем рыночный человек. Любой же понимает, что, например, военное производство не может регулироваться рыночными отношениями, оно плановое по плановое по определению, а в условиях «противостояния систем» оно занимает огромную долю экономики, включая и смежные отрасли.
При остатках христианских ценностей (внутри традиционной семьи очевиден коммунизм) и «советской угрозе» сносно воспроизводилась социальная сфера и образование. То есть современные мальтузианство, социал-дарвинизм и дебилизация, психотропное, искусственное и искусное превращение людей в имбецилов ещё не могли развернутся в полную мощь в 1970-м году. Мы читаем книги тех лет, смотрим фильмы тех лет, и понимаем, что этого ещё не было, если не считать не совсем очевидных намёков на это, проскальзывающих в западных книгах и фильмах 70-х годов.
Но теперь то «А» упало, «Б» пропало, и Запад пошёл вразнос. Он сам для себя в формате «20 лет назад» стал сказкой об изобилии и благоденствии. Деградация политической, социальной, образовательной, да и бытовой культуры стран Запада столь стремительна, что мы, теоретики, опаздываем в её описании.
Это гримаса истории – или закономерность, от которой капитализм не мог уйти? Мы полагаем, что закономерность. Общество, которое не строит своего будущего, которое подменило стратегический жизненный выбор «свободой» ситуативных выборов – обречено лишится будущего.
+++
Мы не можем даже говорить об успехах или провалах капитализма, потому что и успех и провал достигаются плановыми показателями (к определённому сроку они достигнуты или не достигнуты). А если изначально неизвестно, что должно быть, если будущее – «чёрный ящик», то откуда мы знаем, успешен ли политик или потерпел фиаско?
Кратко говоря, цивилизация – это достижение того, чего ещё нет, но должно быть. Цивилизация – это процесс, в котором материальная сфера догоняет духовный идеал бытия.
По схеме: «я кушал сто грамм колбасы, но хотел 300 – для полной сытости, и с запасом. А центнер колбасы зараз я не хотел – и не потому, что у меня «рабская психология», «неспособная мечтать о большем», а потому что запихай в меня центнер колбасы за один присест – я же умру, у меня живот лопнет!
Вот и получается, что конкретно по колбасе: реальность 100 грамм за обед, оптимум 300 грамм, нужно добрать 200 грамм в материальной реальности, и вопрос будет навсегда закрыт. Потому что запихивать в себя центнер продуктов за один раз – это безумие, это смерть! Взяв шире – линейное и плоское нарастание потребления особи до раблезианских масштабов – это безумие и смерть, при котором вместо нормы ставится целью бесконечный (?!) рост…
Мало того, что заталкивая в себя центнер колбасы зараз, я сам себя убью – я ещё в этом безумии убью и тех, кому нужно было хоть чуть-чуть колбасы, но ничего не досталось, потому что какой-то безумец всё в себя запихал (с точки зрения разума – непонятно зачем). Съел всё, что смог, а чего не смог – то перепортил.
Эти лишенцы, обделённые люди – могут умереть тихо, или прийти меня убивать за мою ненасытность, но в любом случае вопрос «зачем?!» остаётся актуальным.
Это как если бы огородник, вместо нормального полива, всю воду вылил в одной точке, превратив её в склизкое болото, и уморив засухой другие участки. Итог-то то ведь понятен: культурные растения не вырастут ни там, ни там, в одном месте их корни залили, в другом высушили!
+++
Вместо построения разумной системы продуктопроводов, которые давали бы каждому устойчиво разумную норму, создаётся Зазеркалье, в котором безумная роскошь зачем-то соседствует с вопиющей нищетой, хотя заранее ясно, что счастья не даст ни то, ни другое.
Люди не могут построить общего будущего: не только светлого, а и вообще никакого общего. Потому что формула «или ты живёшь вместо меня, или я вместо тебя» - в состязательной и ревнивой иррациональности Зазеркалья неумолима.
Там, где нет общего счастья – не бывает и общей беды: катастрофа в одном месте даёт сверхприбыли в другом, и потому «урвавшие» сперва молятся на несчастья ближних, а потом начинают и их искусственно фабриковать. Для одного кризис, хоть в петлю лезь, а другой в то же самое время процветает и радуется. И ладно бы если просто параллельно, а то ведь одно за счёт другого!
Технические проблемы социализма нельзя недооценивать, нельзя говорить, что нехватка колбас или кирпичей – фигня, ерунда, но справедливость требует сказать, что технические проблемы вещественной недостаточности – НИЧТО перед метафизическими проблемами капитализма. Они сами по себе не ерунда, но кажутся сущей ерундой по сравнению с запредельной проблемностью иррационального Зазеркалья, замешанного на низших зоологических инстинктах, садизме, исступлённой жадности, неутолимой алчности, бесоодержимости западной системы.
Если у тебя нет квартиры просто потому, что её не успели достроить – потерпи, подожди, уже строят, и скоро получишь. Но если у тебя нет квартиры, потому что ты лишенец, изгой, потому что домостроение находится в параллельной с тобой реальности – это совсем другое дело. Жертва сегрегации – это вам не жертва простой нехватки, которую легко объяснить пословицей «на нет и суда нет». В том-то и дело, что есть! К физическим страданиям лишенца добавляются моральные страдания, когда он видит, что вся жизнь – мимо, всё – не для него, и все возможные блага – «чужие игрушки», к которым ему намертво заперт доступ.
Цивилизация стремится к норме (помните такую поговорку – «трезвость – норма жизни»?). Цивилизация настаивает, что:
- жизнь должна быть нормальной,
- и человек нормальным.
Капитализм вместо этого консервирует ненормальности, и ладно бы, если бы просто консервировал, а то ведь он их стал, чем дальше, тем больше, искусственно создавать!
Даже лакированная западная статистика – при всей своей «приглаженности» уже не может скрывать аномию «их нравов»:
- Поляризация между богатыми и бедными растёт.
- Наркомания растёт.
- По психическим заболеваниям – взрывной рост.
- По патологическим извращениям – взрывной рост.
Но разумный человек не может мыслить вне тенденций! Человек же не зеркало, чтобы просто отражать текущий миг, он же обязан своей разумностью задавать вопрос: куда это движется, что в логическом пределе получится?
К чему ведёт неуклонная поляризация между богатством и бедностью? Что случится, если наркоманами или психопатами станет подавляющее большинство населения (на Украине, похоже, это уже случилось)? Если все половые отношения, нарастая, нарастая – станут однополыми – как будет продолжаться род человеческий?
Или это неважно?!
Где пределы рыночной конкуренции, уже ввергшей несчастную планету в гнилую череду многоочаговых войн, суть которых сводится к стремлению подавлять и доминировать?
+++
Мне в юности доводилось стоять в очереди за колбасой (впрочем, качество той колбасы, на всю комнату пахшей мясом, было несравнимо с нынешним). Стоять в очереди – не самое приятное занятие, свидетельствую лично! Однако же и укус комара неприятен – но мы же не говорим, будто он страшнее тигриного укуса!
Если всё вокруг проваливается в бездну, если люди вокруг откровенно сходят с ума, черствеют, опускаются, утрачивают элементарные нормы поведения – это же гораздо страшнее, чем какие-то неудобства при нехватке туалетной бумаги (нехватка была, не спорю, но разве это метафизическая проблема бытия?!).
Чем дальше, тем больше (с каждой новой бомбардировкой в том или ином месте мира) я понимаю: если мы не свернём с этого пути, если продолжим «страхом очередей» глушить страх собственной смерти – то в итоге мы просто все убьём друг друга. Потому что будущее наступает в любом случае, таково свойство хода времени. И если будущего нет – то тогда, в силу его отсутствия, наступает небытие.
Оккультные игрища властей мира сего («магия» возвышения одного человека на несчастьях и бедствиях других) – никуда, кроме апокалипсиса, не приведут.
Ибо цель бесов – пресечение рода человеческого.
И никогда ещё бесы не приближались к этой цели так, как сегодня.
Дмитрий Николаев, команда ЭиМ
Оценили 28 человек
42 кармы