Изучение истории для культурного человека – необходимо. Но в то же время древняя история – не для слабонервных. Читая материалы по древней истории, лучше держать под рукой успокоительные и валидол. Потому что даже беглое погружение во мрак «прежних войн и смут» даёт устойчивое ощущение беспрерывного кошмара. Везде и всюду побеждает самый кровожадный упырь, который сумел всех напугать. Правит он ровно до того момента, пока не появится более кровожадный упырь, пугающий людей ещё более эффективно…
Однако уже на ранних стадиях цивилизации выявилось противоречие этой универсальной формулы власти с потребностями экономики, науки, культуры, организации быта и благополучия народов. Всё вышеперечисленное требует – назовём так – «доброй власти». Очень часто эти потребности цивилизации правители принимали близко к сердцу – и… свергались кровожадными упырями.
Возникла хорошо знакомая уже древним обществам проблема «НДП» - «Нежизнеспособности Доброго Правителя». Правительство, которое поощряет лучшее в цивилизации – гибнет, а которое не гибнет – опускается до самого низменного звериного террора. Чтобы выжить. Но выживание такого правительства хорошо только ему одному, а для экономики, науки, культуры, социальных отношений – пыточный застенок…
+++
Через проблему «НДП» в новейшее время прошли и социализм, и либеральная демократия – оба превратившись в ничто. Оттого и представляются схоластикой дискуссии о том, что из них лучше.
Обе системы или эффективно защищают свою персональную иерархию – но тогда утрачивают все черты социализма/демократии. Или наоборот, реставрируя черты номинального строя, которому номинально призваны служить – утрачивают себя, свергаются и заменяются сообществом кровожадных победителей, упырей и оборотней.
Оттого, на стогнах горчайшего опыта «обманутого сына над промотавшимся отцом» - проблема НДП по обе стороны Атлантики представляется неразрешимой, что приводит к вырубанию всяческого исторического оптимизма, всякой надежды на лучшее, на светлое будущее человечества.
Но всё ли так мрачно?
+++
Та самая история, которая заставила нас пить валидол и валерьянку над своими страницами – даёт нам и надежду. Прежде всего, откуда взялись «мы» - те, кого проблема древней и современной жестокости так огорчает и печалит? Те, для кого древние и современные геноциды – преступления, а не «пустяки, дело житейское»?
Далее, при всём драматизме пути человеческой цивилизации, успехи её восхождения, тем не менее, очевидны даже невооружённым взглядом. То, что человек прошёл от пещер и дубин к веку космоса и атома – несомненный факт. Как человек распорядится этим наследием – другой вопрос, но само его наличие – не вопрос. Не так ли?
Проблема НДП привела к тому, что созидательный потенциал человеческого разума ПОЧТИ не использовался на протяжении тысячелетий. Совершенно очевидно, что прогресс и созидание могут идти многократно быстрее и эффективнее – если создать для них «оранжерею», сознательно культивировать их, вывести их из дикого естества, где их поколение за поколением с гарантией глушили сорняки. Но "почти" - не значит "совсем"...
+++
Проще всего это понять по аналогии с огородником. Если некто, ничего не знающий о Земле, скажем, инопланетянин, увидит, как огородник заботится о культурных растениях – он скажет: «как этот человек любит флору». Если он увидит, как огородник уничтожает сорняки – он скажет «как этот человек ненавидит флору». Если же увидит и то, и другое, то впадёт в когнитивный диссонанс.
- Ну теперь! – скажет – я уже вообще ничего не понимаю!
Между тем мы – не инопланетяне. Мы прекрасно понимаем, что если огородник станет удобрять и поливать ВСЕ растения – то он уже не огородник. Если же он начнёт драть и травить химией ВСЕ растения – он тоже не огородник.
Точно так же христианская цивилизация перестаёт быть цивилизацией без инквизиции, но и без заповеди любви к людям тоже перестаёт быть. Хотя одно другому очевидным образом (в линейной логике) противоречит. Если людей только любить – они подкрадутся к тебе, и убьют, и ничего больше. Если их только ненавидеть – то всех их убьёшь и в пустыне останешься, и ничего больше. Какая крайность хуже? Обе хуже!
+++
С одной стороны, христианская цивилизация предостерегает от «разделения царства»; с другой – делит его власть на светскую и духовную. Если понимать это деление, как паписты – то речь идёт о двух «ветвях» власти. Но на самом деле ни в теории, ни тем более на практике – светская и духовная власти не представляли автономных ветвей, поделивших сферы влияния.
Духовная проявляла много властолюбия и жестокости, светская же – немало милосердия. По сути светская и духовная власть - не два разных института, а две матрицы поведения ВНУТРИ одного правителя.
Это любовь одного и того же огородника (возделывателя) к «траве с плодом добрым» и его ненависть к сорной траве. Если ты враг – то тобой занимается чёрная сторона власти, светская: и не дай тебе Бог попасть в её застенки!
Если же ты НЕ ВРАГ, и всячески доказываешь это (потому что оборотни не дают быть презумпции невиновности) – то переходишь в ведение духовной власти. Это светлая сторона, может быть (и чаще всего) одного и того же руководителя.
Что с тобой делать, вздёрнуть на дыбу или терпеливо учить за партой, услужливо предоставляя тебе все знания человечества – решает не столько даже власть, сколько твоё собственное поведение (с поправкой на оборотней, которых вычисляют и вычищают).
+++
Система монотеистической цивилизации (наиболее ярко она развёрнута в христианской цивилизации) очень сложна, противоречива, но с древности и до сего дня не имеет никакой перспективной замены. Можно сколько угодно возмущаться «шизофрении» инквизитора, раздвоению его личности (проповедует добро и милосердие, а сам практикует пытки!) – но критикуя, предлагай!
А что могло бы выступить альтернативой?
Слабоумное милосердие ко всем? Это до первого волка, а потом ничто. Царство зла и террора? Это тоже путь к вымиранию, путь в ничто.
Как ни крути, но за прогрессом нет ничего, кроме образа Сталина, который одной рукой отбирает жизни, а другой – обустраивает оставшихся наилучшим образом. Да, с точки зрения линейной логики это абсурд! А с точки зрения истории – единственный путь прогресса общества между сциллой хаоса и харибдой дегенеративного террора.
Садовник – это человек, у которого помидорам всё лучше и лучше, а пырею и чертополоху – всё хуже и хуже. Для него нет единой флоры, для него есть культурные растения – и их враги.
+++
Но это практика монотеистеческой цивилизации, а каков же её социальный идеал, её ориентиры на будущее? Ничего не будем выдумывать от себя, просто обратимся к уже имеющемуся опыту прогрессивных обществ.
Главной целью садовника-огородника является мир, монополизированный культурными растениями. Это цель не на завтра, она – игра вдолгую, но цивилизация уже сделала её очевидной. Борьба за добро была бы бессмысленной и замкнутой в мёртвый круг, если бы не проклёвывались её великие плоды: т.н. «моральное большинство».
При определённых обстоятельствах (и только при них!) общество само по себе перестаёт быть безвольным объектом, и становится субъектом, обладающим собственным, коллективным мнением, выработанным через инфильтрацию культурных норм в каждого человека.
К сожалению, как доказала история, этот путь не является необратимым, и когда условия портятся – общество возвращается к архаичным своим формам зоологического террора.
И, тем не менее, с веками некоторые поступки становятся для общества категорически нетерпимыми. Так, например, были отменены самые садистские формы казни (но не сама казнь!) – потому что культурное общество нетерпимо к элементам садизма даже в праведном возмездии.
Несмотря на то, что современное общество очень сильно деградировало – большинство в нём до сих пор выходит на улицу без кинжала, а ведь традиционная одежда не даст соврать: в прошлые века для мужчины выйти из дома без длинного ножа было всё равно, что без штанов.
Главной целью социального огородника является выработка в обществе нетерпимости ко злу, которая не навязывается доктриной сверху, а является «доктриной сердца», добровольным выбором. Для такого придумано много красивых слов: лояльность, конструктивность, сознательность (гражданская сознательность), ответственный подход, и т.п.
Суть одна: человек настолько пропитался требованиями определённого сакрального культа, что сам по себе уже культ. Даже там, где его никто не станет принуждать отправлять культ (скажем, на необитаемом острове), он, будучи и сам себе хозяином – делает всё то же самое, руководствуясь в отсеве поступков уже внутренним цензором. У людей высокой культуры этот цензор безупречен, порой он даже строже общественной принудиловки!
+++
Самая большая ошибка – если этого внутреннего цензора порядочного человека начинают принимать за «врождённую человеческую природу». Внутренний контролёр – выработан искусственно, он воспитывался школьной зубрёжкой, поколениями молитвы и поста, он вколочен школьной розгой и кнутом, и ещё много чем. Как раньше говорили – «Совесть – лучший контролёр». И добавляли – «если она есть».
Если мы будем видеть в Совести не специфический продукт многовекового воспитания (и даже вдалбливания), а нечто прирождённое – то рискуем потерять всё, что с такими муками и страданиями обрела цивилизация на своём тернистом пути. Совестливый человек – редкий человек. Это не данность, не дар – а достояние. Это «человеческий капитал» накопленный тяжелейшим и многовековым трудом общества, «работой над собой» - которая начиналась в застенках, кнутом и зуботычиной.
Его нужно беречь, культивировать, и понимать, что иначе он будет задушен сорняками, высушен на корню «естественными порывами» изверга и каннибала из глубины мрачного подсознания.
+++
Мы живём не в сказке.
И мы в этом очень жестоко (фейсом об асфальт) убедились уже.
Жизнь – суровый учитель, особенно для нерадивых учеников.
Проблему НДП века культурного прогресса несколько сгладили, смягчили – но сама по себе она никуда не делась. И не надейтесь от неё избавиться, это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой…
В истории древних обществ отец и сын боролись, кто более жесток: отец убивал сына, сын отца, и выживший становился царём. В древних обществах родные братья убивали друг друга, пока таким образом не выявлялся самый жестокий из них – он и становился предводителем орды.
Это никуда не делось – хотя это немножко и залакировали льдом культуры. Но лёд на то и лёд: пригреет – оттает.
Я не нужен вам, чтобы понимать то, что вы и сами видите вокруг себя: жизнь буквально за считанные десятилетия стала гораздо более жестокой, и куда менее разборчивой в средствах. Члены ГКЧП не посмели для сохранения своей власти сделать ни одного выстрела – упырь Зеленский, цепляясь за власть, сносит артиллерией целые города и мечтает о ядерном грибе над планетой. Не так уж много времени прошло между ГКЧП и Зеленским, и это время как раз и было временем оттаивания древней мерзости.
Проблема НДП встаёт перед нами в полный рост. Субъектность общества, отвергающего бессмысленную жестокость клановых войн, снижается, общество превращается в объект, к которому применимы любые инструменты, лишь бы были достаточно жестокими для запугивания.
Слабоумный гуманизм – в «желаньи правды и добра» - поставил всю человеческую цивилизацию на ребро отката во времена Атиллы и Тамерлана. Потому восстановление сложного, противоречивого, но единственно-спасительного культово-монотеистического баланса – так важно сегодня.
Наша газета делает для этого всё возможное, включая и эту публикацию.
Ведь предупреждён – значит, вооружен.
Если вы, дорогой читатель, будете понимать, что происходит – то перестанете быть жертвой обмана и самообмана.
Путь трудный, драматичный – но другого нет…
Ал. Берберов, команда ЭиМ
Оценили 5 человек
9 кармы