К сожалению, по непонятной для меня причине, огромное количество людей считают, что научная фантастика - это детская или подростковая литература, особенно, когда речь идет о классических писателях. Разумеется это заблуждение.
В школьные годы, читая таких авторов, как Беляев и Уэллс, я видел в их книгах увлекательные истории и не более. Помните ли вы о чем повесть "Машина времени"?
Идея возможности путешествий во времени, заложила основы для целого пласта хронофантастики. Однако, Герберт Уэллс лишь популяризировал эту тему. "Машина времени" увидела свет в 1895 году, а в 1881 из под пера Эдварда Митчелла вышел рассказ "Часы, которые шли назад".
История, написанная Гербертом, разворачивается в будущем. Примечательно то, что для логического обоснования, автор использует понятие четвертого измерения, которое он подсмотрел у Чарльза Хинтона.
Хинтон - британский математик, один из первых представителей научной фантастики. Помимо "Машины Времени", Герберт Уэллс так же взял у него идею для "Человека-невидимки", вдохновившись рассказом "Стелла". Ну а позднее, идеи Хинтона использовал и развивал Эйнштейн для создания Теории относительности. Вот такая тонкая грань между научной фантастикой и научными открытиями, изменившими мир. Уже не кажется подростковой литературой? Идём дальше.
Антиутопия Уэллса в "Машине Времени".
“Мне стало горько при мысли, как кратковременно было торжество человеческого разума, который сам совершил самоубийство.”
Идея путешествия во времени - всего лишь синопсис. В своей короткой повести, Уэллсу удалось достаточно ярко описать интересную анти утопическую модель общественного строя будущего. Машина времени - просто инструмент, помогающий автору донести до читателя свои основные мысли.
“Весь мир когда-нибудь станет разумным, образованным, все будут трудиться коллективно; это поведет к быстрейшему и полнейшему покорению природы. В конце концов мы мудро и заботливо установим равновесие живой и растительной жизни для удовлетворения наших потребностей”
Главная идея произведения.
Уэллс был социалистом, представителем бедного рабочего класса. В своей повести он пытается предупредить нас к чему, по его мнению в будущем приведет борьба между элитой и угнетенным классом трудящихся.
На страницах произведения появляются образы Элоев (будущая элита) и Морлоков (рабочий класс). В огромном количестве адаптаций эти образы до сих пор используются в различных произведениях массовой культуры.
Морлоки - подземные жители и праздно живущая на земле буржуазия Эллои - пример того, как деградирует человечество, в случае прогрессирования социального неравенства.
"По дороге я искал хоть какое-нибудь объяснение тому гибнущему великолепию, в состоянии которого я нашел мир, так как это великолепие несомненно гибло.”
В мире Герберта Уэллса, к 800000 году, потомки рабочего класса - Морлоки, сохранили какой-то интеллект, они поддерживают в рабочем состоянии техническое оборудование, необходимое для жизни под землей, в которую их загнали Элои - потомки элитарных классов. На первый взгляд, жизнь Элоев напоминает рай: все очень праздно и беззаботно, но присмотревшись, мы видим, что это полностью деградировавшее общество.
“Существо, которое живет в совершенной гармонии с окружающими условиями, превращается в простую машину.”
Подземные жители в свою очередь, продолжают снабжать Элоев всем необходимым для жизни, однако делают они это из сугубо прагматических соображений, Морлоки скатились к каннибализму и используют своих “хозяев” как скот для добычи мяса.
“Беспомощная красота” и “чисто механический труд” - вот какое будущее нас ждет, говорит нам писатель.
Ник Даос
Оценили 10 человек
12 кармы