Всякое действие имеет какую-либо мотивацию. Рефлекторные наши действия (такие, как дыхание, реакция на ожог и т.п.) мотивируются врождёнными инстинктами. Мы не задумываемся, зачем и почему мы дышим, но это мотивировано самим основанием жизни.
Далее всякий индивид производит корыстные действия, с целью получить какую-то пользу, выгоду, реальную или мнимую (ошибочно предполагаемую). Корыстные действия делятся на явные и тайные. В одном случае корысть открыта, очевидна, декларирована. Во втором – скрыта, предполагается в рамках «стратегии непрямых действий».
Допустим, я опубликовал книгу и хочу её продать. В этом нет ничего плохого, без этого писатель не сможет выжить, но тем не менее, очевиден личный интерес. В другом случае я что-то делаю якобы бесплатно (раздаю, например, бесплатные рекламные листовки), но с расчётом вывести на те же самые продажи.
Без стремления получить личную выгоду (прямо или опосредованно) земная человеческая жизнь невозможна. Человек просто умрёт, если будет действовать безо всякой выгоды для себя: ему будет нечего кушать, негде жить и т.п. Недопустимо осуждать стремление человека к выгоде, однако же на одном этом стремлении цивилизация и культура невозможны, этой мотивации явно недостаточно для них.
Что же ещё остаётся? Обширный мир психопатологий, при которых действия мотивированы тем или иным расстройством психики. Яркий пример такой мотивации – маньяки, серийные убийцы, Чикатило или Бандера. Например, Бандера душил котов, воображая на их месте «ворогов нации» - и очевидно, что ему за это не платили. Нельзя в рамках здравого смысла объяснить факты зоосадизма какой-либо политической позиции.
+++
Но если речь идёт не о рефлексах, если человек не псих, как Бандера, и не торгует (прямо или косвенно) – но что-то делает, тогда что это? На определение феномена ДУХОВНОСТИ мы выходим от противного, отсекая всё, чем она не является. Духовность – это мотиватор нести людям благо безо всякой прямой или косвенной личной заинтересованности.
Если я подал нищему милостыню – то мне никто не возместит убытка. Но, может быть, я это делал ради славы? Допустим, я сделал это тайно, как рекомендует Евангелие, скрывая лицо. Тогда мотив славы тоже отпадает. Осталось разобрать мотив психопатии – вдруг я не понимал, что делаю, и предполагал, в силу неадекватности, что-то иное, не соответствующее сути поступка? Если и этого нет, то мы выходим на духовность, как на стремление к благу как таковому, вне и помимо личности, персоналии, своего отдельного «Я». Я понимаю, что делаю, и в то же время не ищу, не требую никакой награды.
+++
Всё это очень хорошо – скажет оппонент – но есть одна закавыка: что есть «Благо»? Вы так бодро говорите о бескорыстном стремлении к Добру! Ладно, что такое «бескорыстно» - понятно. «Безвозмездно, то есть даром». Ну а «Добро»-то что? А ну как (и очень даже запросто так может быть) – человек думает, что творит Добро, а сам творит зло лютое? Как их отделить?! Те же психопаты, которых автор помянул – они же не деньги за свои выходки получали, корыстные мотивы отпадают… Может, они сами в себе пребывали в полной гармонии, видя в удушении кошек высшее благо?!
+++
За многие годы моей полемической деятельности ни разу я не встретил оппонента, который отвергал бы духовность, как таковую. Ни один человек не сказал: надо быть бездушным, криводушным, бездуховным и неодушевлённым, как робот. Кто-то, может быть, так думает, но вслух так сказать всё равно не рискует.
Ну, то есть установленный факт: духовность всем «заходит». 100% согласны с её необходимостью для цивилизации, культуры и развития. Однако когда переходишь от расплывчатой общей духовности к уточняющей и конкретизирующей её религии – сразу единогласие ломается множеством возмущённых выкриков, и справа и слева.
- Духовность – это не религия!
- Религия – бездуховна!
- Не путайте религию с верой, религия для свечной торговли придумана, а вера есть таинство в душе человека!
И так далее. Всего не перечислишь.
+++
Если мне скажут, что 10 сантиметров – это не деревянная линейка с рисочками «10 см», я соглашусь. Но без истерик и эмоциональной экзальтации. 10 см – это протяжённость, которая была до линейки, существует независимо от линейки, и если линейку сожгут в мангале (она же в нашем примере деревянная, горит!) – то 10 см не исчезнут вместе с ней. Как не появились они вместе с ней на той фабрике, где её изготовили.
Ну, как бы да, и что? Конкретная линейка сделана для измерения линейной протяжённости любого предмета. Линейка может быть неточна (деревянная – так уж точно). Линейку можно приложить к бумаге, к ткани, к металлу, к бруску – чтобы отмерить 10 см. Они же не появятся вместе с линейкой, и не исчезнут, как только мы линейку вынесем из комнаты!
Но раз так, раз линейная протяжённость существует сама по себе – зачем нам вообще линейка? Если она не может создать 10 см – зачем тогда она?!
Ответ очень прост: чтобы измерять.
Нет, можно измерить локтем, пальцами, фалангой пальца, можно спичками измерить, много чем люди мерят. Мастер с натренированным глазом и безо всякой линейки определит расстояние между двумя точками с удивительной точностью.
И, тем не менее, проблема измерений, особенно точных, остаётся. И никто из родителей в здравом уме и твёрдой памяти не пошлёт сына в школу, не дав ему с собой линейки. Не станет рассуждать, что деревянные линейки – «это всё предрассудки», и без них всё видно. Может, что-то и видно, однако на уроке геометрии ребёнку без линейки будет неудобно, пальцами чего-то замерять. Тем более он растущий организм, у него сегодня один пальчик, а завтра вырос, и побольше стал!
+++
Если мы определяем духовность, как стремление к благу других людей безо всякой личной выгоды, то нам тоже нужна линейка. Как нам узнать, точно ли благом ли является «благо»? А вдруг нам наврали, и оно худо-лихо? А кроме определения знака (+ или -) надо ещё и объёмы блага как-то замерять. Вот досюда «маловато будет», а после этого – «уже перебор».
Плохо, когда вы детей держите голодными. Но вырастить детей обжорами, спровоцировав их ожирение – тоже нехорошо. Если человек объявляет себя обделённым, нуждающимся – что считать справедливым его требованием, а что – нет? Мало ли чего ему в голову взбредёт себе требовать – не всё же можно и нужно удовлетворять!
Выводя за скобки рефлекторые и психопатические мотивации действия, мы остаёмся с двумя разновидностями мотиваций: корыстная или духовная.
Причём корыстную измерить очень легко. Деньги изначально – это ведь счётные палочки, счёты. В них исчисляется и выгода, и убыток, и прямой (когда сразу дали деньги) и опосредованный (когда получил благо, которое можно реализовать потом за какую-то сумму).
Потому и нет никаких проблем с измерением корысти. Подчёркиваю – далеко не всякая корысть подлежит осуждению! Честный торг – основа существования! Однако человека нельзя свести к одной корысти, и потому вопрос об измерении духовности встаёт очень остро.
Тем более, что убыль духовности производит очень страшные мутации человеческого духа, когда корысть чернеет, уходит всё дальше от честного торга к шантажу, террору, жестокому обману, манипуляциям, зомбированию и т.п.
То есть всякий понимает, что без достаточной духовности жизнь его станет адом, инфернальной мглой – но при этом не всякий понимает, чем эту критически-важную субстанцию определить и измерить!
+++
Не стремлюсь никого огорчить, или кому-то подыграть, и говорю лишь объективную истину, так, как я вижу её после многих лет исследований истории и социологии с экономикой: без религии Добро нельзя ни определить, ни измерить (если речь не идёт о «добре» в языческом смысле слова, старом, как о нажитом «добре» - имуществе).
Дух дышит, где хочет – и никуда не исчезнет без упорядоченно отправляемой религии, но станет чем-то вроде кантовской «вещи в себе». О нём только то и известно, что он есть, а ни что он, ни сколько его в конкретном месте – мы не знаем.
Опять же: «Бог поругаем не бывает» - но из нашей жизни (конкретной локации) – он может совсем уйти. А если Он уйдёт – что останется? Взвешивание друг друга на мясо – сколько в соседе питательных веществ, с субпродуктами и без них?
С одной стороны духовность, как стремление к благу людей безо всякой личной корысти – создаёт саму возможность сколько-нибудь мирного и честного сосуществования. С другой – помутнение представлений о Добре, о благе, размывание их чёткости и однозначности, расплывчатость формулировок о них – чревато отключением функции «преодоление людоедства»…
И тут проблема ясна, как на ладони: разрушение измерительной аппаратуры стирает грань между духовностью и психопатией. Корыстные действия поняты через сумму прибыли или убытка, а психопатические? Как вообще отличить добродетельного праведника от долбанутого шиза? От рвача ты его отличишь по отсутствию прибыли, а от шизоида? У шизоида тоже прибыли никакой от его выходок…
Бескорыстное стремление облагодетельствовать людей – духовность.
Но духи бывают и злыми. Есть и бесноватость – одержимость духами зла. Бесноватый не прибыли ищет, его корыстным не назовёшь – тогда кто он?!
Так через необходимость духовности мы приходим и к необходимости сбережения, продвижения, насаждения религии, как формы, необходимой для сохранения содержания. Да, кувшин – не вино. Кувшин вообще из глины. Но если кувшин разбит – чем вы вино удержите, ладошками?! Лопухами?!
Если вы хотите сохранить вино – то нужен и сосуд.
Хотя сосуд – не вино. Сосуд нельзя пить. Но он нужен – чтобы можно было пить вино.
+++
В силу этого признание необходимости духовности, бескорыстного стремления к благу общества (противостоящего рвачеству, хищничеству) – требует признавать и религию, как форму реализации потребности в высокой духовности, как измерительную аппаратуру для различения духов: от кого они?
Николай Выхин, команда ЭиМ
Оценили 6 человек
8 кармы