Что происходит в «ПЦУ», что означает заявление Филарета о «Киевском патриархате», и какова подоплёка конфликта среди раскольников?
Идеолог православного раскола на Украине, глава «Киевского патриархата» и почетный патриарх новосозданной «Православной церкви Украины» Филарет (Денисенко) заявил, что не приемлем статус об автокефалии, который был дарован Вселенским патриархатом.
Этот демарш Филарета стал очередным звеном в его затяжном конфликте с главой «ПЦУ» Епифанием, который и стал получателем грамоты о даровании автокефалии — Томоса.
В своём выступлении лидер так называемого «Киевского патриархата» заявил, что не принимает Томос, так как не был ознакомлен с содержанием церковного документа. Если бы он знал, что содержит грамота об автокефалии, то не поддержал бы её 15 декабря минувшего года, подчеркнул «патриарх».
Престарелый интриган, который стремился к «независимости» от канонического Московского патриархата с начала 1990-х годов, явно лукавит. Он стоял у истоков раскола на Украине, создания «Киевского патриархата» и впоследствии «ПЦУ» — и по своему рангу не мог не знать, что за документ вручает Вселенский патриарх.
Филарет утверждает, что Томос лишь закрепляет переход одной зависимости (от РПЦ) в другую (от Варфоломея). Однако даже в своём горьком разочаровании он лукавит. С УПЦ и Московским патриархатом всё равно наоборот. Каноническая церковь Украины, существующая вопреки интригам Филарета и его подельников по расколу, имеет такую самостоятельность по отношению к Москве, которую никакой Томос никогда не предполагал по отношению к Варфоломею.
Скептики в открытую говорили: автокефалия от Вселенского патриархата подомнёт под себя раскольничьи структуры, лишив их вольницы — и даже зарубежных приходов, которые подгребает под себя Фанар. Это было очевидно ещё до собора 15 декабря 2018 года.
Значит, не «внезапный» обман с Томосом причина — о Томосе, как инструменте подчинения раскольников Вселенскому патриарху, твердили все находящиеся в церковной теме.
Тогда в чём причина демарша? Ответ один — власть. Бог, вера, сопротивление канонической церкви, украинский сепаратизм — всё это вторично. Лишь власть и стремление к ней будет лучшим объяснением поступкам и словам раскольника.
Властолюбие Филарета известно настолько широко, насколько простирается его «Киевский патриархат». Как раз в нём он был полновластным властителем, позволяющим себе в открытую даже сожительство с женщиной, создание «культа личности себя» и многие другие далеко не церковные вещи.
Когда государство Украина попрало все нормы своим вмешательством в дела церкви и курсом на Томос, Филарет простодушно рассчитывал — он останется главным. На поклон будут ходить к нему. Он будет «решать вопросы», расставлять на должности, карать и миловать — в общем, делать всё то, чем властолюбцы занимаются с ветхозаветных времён.
Этот расчёт на сутану «серого кардинала» опирался на честное слово, которое ему дали выдвиженец раскольников Епифаний и уже бывший президент Украины Петра Порошенко. Разумеется, эти двое, поднаторевшие в искусстве обмана, старика-раскольника попросту надули.
Ожидания Филарета от своего статуса в «ПЦУ» не являются авторскими домыслами, а его прямыми словами на майской пресс-конференции. Он объяснил прессе: ему было обещано, что предстоятель (Епифаний) заведует внешними контактами, но почетный патриарх (Филарет) полностью властвует во внутренних делах «церкви». Также Филарет занимает председательское кресло на заседаниях синода и соборах.
И вот теперь, после того, как Епифаний попросту проигнорировал ничем не подкрепленные обещания, данные Филарету, тот с ужасом обнаружил себя у разбитого корыта. Тут уже не до борьбы с Москвой!
Неизвестно, произнёс ли тогда Филарет в адрес своего детища, «ПЦУ», знаменитую фразу: «Так не доставайся же ты никому!» Однако доподлинно известно, чем он занялся сейчас: тем, что лучше всего у него получается — уходом в раскол.
Филарет выступил с призывом созвать поместный собор в своей вотчине, «Киевском патриархате». Де-факто распущенная (замещенная «ПЦУ»), а де-юре ещё не ликвидированная «УПЦ КП» реанимируется. Уже был проведен посвящённый ему форум, на котором Филарет собрал преданных ему людей.
Подгребая остатки преданных лично ему сторонников, повязанных круговой порукой раскола и рейдерских захватов канонической Церкви, Филарет намерен увести раскольнический «Киевским патриархат» в новый раскол — уже от фейковой, созданной при его непосредственном участии «Православной церкви Украины».
Так властолюбие одного отдельно взятого человека сначала создало политизированный проект «незалежной» церкви, необходимый антироссийскому вектору Украины; но затем амбициозность и чудовищный эгоцентризм того же человека начали рушить всё тот же проект. Поворот сюжета, достойный «Игры престолов».
В ожесточенной грызне за власть забыт даже главный «ворог» (укр. «враг») — УПЦ МП. Вцепившиеся друг другу в бороды Епифаний и Филарет позабыли о рейдерских захватах храмов канонической Церкви. Однако победитель этой схватки, безусловно, вновь займётся разрушением УПЦ, лишенной на постмайдайнной Украине всяческих прав.
Единственное, что можно утверждать с уверенностью — о признании другими церквями «ПЦУ» может забыть. Никто из канонических патриархов (за исключением наверняка жалеющего об этом Варфоломея), не поддержал раскольническую церковь и вручение ей Томоса; а глядя на этот «раскол расколов», сейчас не сделают этого тем более.
Автор: Влад Жечев
Оценили 16 человек
23 кармы