Первое упоминание о селе Останкино встречается в писцовых книгах и датируется 1558 годом. Тогда село называлось Осташкино и принадлежало Василию Щелкалову. При нем была построена деревянная Троицкая церковь. В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена.
В 1617 году имением стал владеть Иван Борисович Черкасский, который в 1625-1627 гг. заново построил церковь. Этот храм также не сохранился. На его месте мастер Потехин возводит каменную церковь. Пятиглавый храм из красного кирпича с отделкой из белого резного камня и полихромными изразцами сохранился до нашего времени.
Внутри храма - девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса сохранились со времени постройки, остальные были построены в 18 веке. Красивый храм, большой барский дом и сад были так хороши, что в июле 1730 года имение посетила императрица Анна Ивановна, а в 1732 году четыре раза здесь принимали императрицу Елизавету Петровну.
Дочь Алексея Михайловича Черкасского Варвара вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя имение перешло к Шереметевым и было в их владении с 1743 до 1917 года. В 1767 году Петр Борисович Шереметев пристроил к церкви колокольню. Но самые масштабные изменения были проведены при Николае Петровиче Шереметеве. Был построен дворец и разбит парк.
Граф Николай Петрович Шереметев (1751—1809)
Гравюра 1870-х годов. Останкино. Театр-дворец.
Останкинский дворец и его хозяева всегда были в центре общественной жизни. После смерти в 1809 году Н.П. Шереметева владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время дворец оставался в стороне от светской жизни. С 30-х годов 19 века Останкинский парк становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий.
Д. Лафон по рисунку Ж. де ла Барта. Вид, снятый с балкона Останкинского замка
Со второй половины 19 века дом Шереметевых снова оказался в центре внимания. В мае 1868 года здесь была сыграна свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева с княжной Екатериной Павловной Вяземской. К концу 19 века хозяева использовали имение как источник дохода. Были построены летние дачи, которые сдавались в аренду. В 1917 году владелец имения Александр Дмитриевич Шереметев уехал из России.
Храм Животворящей Троицы
Храм Животворящей Троицы в настоящее время является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси.
Иконы на фасаде Храма Троицы Живоначальной в Останкино - Патриаршее подворье.
Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым. Проект дворца создали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов. Строительство велось в 1792–1798 гг. крепостными архитекторами графа - А. Мироновым и П. Аргуновым. Построен дворец из дерева. Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты.
Дворец усадьбы Останкино.
Фрагмент ограды усадьбы
Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец — практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.
Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева.
В отличие от обычных усадеб центральное и главное место в Останкинском дворце занимает большой театральный зал с обширной сценой, во время баллов превращавшийся в единый зал для танцев.
Останкинский театр.
Увеселительный сад в Останкине воссоздан в соответствии с планировочным решением 1790-х годов, когда одновременно со строительством дворца активно преображалась и территория вокруг него. Своеобразное сочетание элементов регулярного и пейзажного парка, цветущие куртины, восстановленные по историческим описям, бело-розовые беседки создают ощущение покоя и тишины среди шумного многомилионного города.
Широкое открытое пространство партера, продолжающего центральную ось усадьбы, начавшуюся от центральных ворот парадного двора, является его аналогом с садовой стороны и одновременно позволяет подчеркнуть монументальный характер северного фасада дворца, раскрыть вид на дворец из глубины сада. По краям партера располагаются три пары симметричных цветников,
Статуи-гермы, которые сейчас украшают партер, появились в Останкино лишь в середине 19 века, хотя выполнены значительно раньше – во второй половине 18 века. Изначально в саду были лишь мраморные вазы и скульптура, украшавшая беседку – храм. Замечательная скульптурная группа «Три грации», итальянской работы второй половины 18 века, ныне украшающая северную часть партера, по «Описи» 1802 значится стоящей в Ротонде.
Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Оценили 9 человек
18 кармы