Воспоминание о философском этюде Александра Галича.
«Папа, почему говорят, что утро мудренее вечера?» этот вопрос много лет назад задал автору младший сын. Ответ был примерно такой: «мозг человека за день устаёт и к вечеру делает ошибки, поэтому решение лучше принимать не вечером или ночью, а утром, на свежую голову».
Ответить-то ответил, но задумался и сегодня ответил бы так: наша планета, а вместе с ней и наши биологические компьютеры – мозги, с одной стороны имеют поступательное движение вокруг Солнца, с другой – вращательное движение, вокруг земной оси.
При этом оба движения происходят с Запада на Восток (против часовой стрелки). В утренние часы оба движения совпадают или имеют однонаправленные векторы скорости (↑↑), вечером и ночью векторы скорости разнонаправленные (↑↓).
То есть, утром и вечером имеет место различное направление скорости – орбитального движения планеты (средняя около 30000 м/сек), и скорость вращения Земли (на экваторе ~465 м/сек). В утренние часы человек со всеми потрохами, в том числе – центральная нервная система, движется со скоростью (30000 + 465 = 30365 м/сек), в вечерние часы скорость снижается (30000 – 365 = 29535 м/сек). Вместе с этим, различны и скорости психических реакций. Утром они быстрее, вечером медленнее (это не сложно проверить в лабораторных условиях). По-видимому, именно поэтому «утро вечера мудренее».
Но эта преамбула – не главное. Речь о мудрости человека, как вершине психической деятельности, а она зависит не только от различия скоростей мозговых реакций, а от их качеств, которые в свою очередь зависят от нравственных установок. Если, допустим, люди объединены светлой – православной идеей, то для них все люди – братья. Если же людей объединяет националистическая или расистская идея, то остальные нации - мусор. Такова построенная на социал-дарвинизме идеология англосаксов и западных славян, подражающих американской «исключительности».
На наш взгляд, особей зараженных подобными – бесчеловечными идеями правильнее рассматривать с позиции психиатрии, где прежде было понятие нравственное помешательство (moral insanity). Понятие ввёл английский психиатр J. Prichard, восставший против взгляда врачей и юристов XΙX века, будто помешательство имеется лишь там, где обнаруживается расстройство умственных способностей. Врач доказывал возможность помешательства, при котором нет ни бреда, ни обманов чувств, ни помрачения сознания.
«Нравственно помешанные», начиная с 16 века, вырезали целые континенты: аборигенов Америки, Австралии, Африки, Юго-Восточной Азии, и захватили практически весь мир. Сегодня они опрометчиво считают, что таким же образом можно захватить и нашу – Восточную цивилизацию.
Размышляя о новых идеях, которые способны изменить существующее мировоззрение, вспомнился этюд Александра Галича «Пейзаж»:
«В Серебряном Боре, у въезда в Дом артистов Большого театра – пишет Галич – стоит, врытый в землю, неуклюже-отесанный, деревянный столб. Малярной кистью, небрежно и грубо, на столбе нанесены деления с цифрами – от единицы до семерки. К верху столба прилажено колесико, через которое пропущена довольно толстая проволока. С одной стороны столба проволока уходит в землю, а с другой – к ней подвешена тяжелая гиря. Сторож Дома объяснил мне: - А это, Александр Аркадьевич, говномер... Проволока, она, стало быть, подведена к яме ассенизационной! Уровень, значит, повышается – гиря понижается... Пока она на двойке-тройке качается - ничего... А как до пятерки-шестерки дойдет – тогда беда, тогда, значит, надо из города золотариков вызывать...
Мне показалось - пишет Галич – устройство русского умельца весьма показательным и поучительным. И я посвятил ему философский этюд, который назвал
эпически-скромно: «ПЕЙЗАЖ»:
Все было пасмурно и серо,
И лес стоял, как неживой,
И только гиря говномера
Слегка качала головой.
Не все напрасно в этом мире,
(Хотя и грош ему цена),
Покуда существуют гири,
И виден уровень говна!».
Замечательная идея и хочется верить, что со временем именно «русский умелец» обязательно создаст «гирю», которая будет показывать уровень духовного говна в человеке. Эта идея не так уж фантастична, как может показаться на первый взгляд, но крайне актуальна.
Допустим, уровень социально-психической активности, в том числе – террористическую угрозу, заранее предвычислить возможно, мы это показываем. Но, как определить внутреннюю сущность человека: добрый он или злой, альтруист или эгоист, террорист или законопослушный?
Это серьёзнейшая проблема, которую современная наука не рассматривает и даже не пытается решать. Здесь нужны новые «сумасшедшие» идеи, и возможно они будут так же просты, как идея, описанная Александром Галичем в философском этюде «Пейзаж».
Оценили 3 человека
4 кармы