• РЕГИСТРАЦИЯ

Вместо ангела: тебя никогда здесь не было.

Vladimir Shemetov
Невежество всегда на что-нибудь испражняется
22 января 19:39 0 1385

Это загадочная и почти детективная история. В ней есть волнующая тайна, удивительные совпадения и герой, который стремится познать истину, несмотря на то, что ему не хватает улик. Мы тоже в своей попытке восстановить ход событий можем опираться лишь на дошедшие до нас факты и свой отклик на них, поэтому не стремимся к документальной достоверности, а приглашаем читателя погрузиться в художественное исследование многолетней навязчивой привязанности Сальвадора Дали к одной картине.

Тайное всегда становится явным

Мы могли бы подумать, что эта история началась в шестидесятых годах прошлого века, когда Сальвадор Дали обратился к администрации Лувра с просьбой сделать для него рентгенографию картины «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана-Франсуа Милле.

Картина обычная: пара крестьян, мужчина и женщина, стоят на картофельном поле в лучах заходящего солнца. Они молятся. Прямо перед ними на земле – корзина с только что выкопанным картофелем, а на горизонте виднеются очертания города и ратуши. Искусствоведы всегда толковали эту сцену как вечернюю молитву за урожай, но Дали по какой-то непонятной причине не мог этому верить. Сюжет не давал ему покоя с детства, он чувствовал необъяснимую связь с картиной и тайну в ней.

Задолго до того, как рентген стали применять для изучения картин, Дали начал собственное расследование: он много раз перерисовывал персонажей Милле, стараясь понять, что его так тревожит в этой сцене, придумывал все новые и новые интерпретации к ней.

Фигуры «Анжелюса» в том или ином виде появлялись в его работах более 60 раз, и мы можем в этом убедиться, внимательно изучив его творчество.

Тайное стало явным, когда пришли рентгенограммы. Выяснилось, что под корзиной с картофелем, над которой склонились мужчина и женщина, спрятано изображение маленького гроба. Похоже, первоначально картина задумывалась как сюжет о похоронах некрещенного младенца молодой пары, которому не нашлось места на христианском кладбище.

После этого были внимательно изучены мемуары самого Милле, и оказалось, что, да, для улучшения продаж художник решил поменять сюжет на «более светлый». Укрыватель, правда, из него был неважный, ведь он не стал менять фигуры мужчины и женщины, которые излучали скорбь, несоразмерную случаю.

Дали так прокомментировал результаты рентгенографии: «Я всегда чуял смерть в этой картине».

Для нас важно, что только Дали не доверял той «картине реальности», на которой настаивал сюжет Милле, тогда как большинство людей не чувствовали никакого противоречия.

Встреча с шедевром

Погружаясь в наше расследование глубже, мы могли бы предположить, что эта загадочная история началась раньше, а именно – в детстве Дали.

Репродукция картины Милле висела в коридоре школы братьев-монахов «Общества святой девы Марии», и, наверное, юный Дали не раз задерживался у нее, идя на какой-нибудь урок, может, разглядывал картину с помощью той самой хрустальной крышечки от графина, которая, как он писал в автобиографии, всегда была при нем, чтобы смотреть через нее на окружающий мир.

Дали признавался, что в юные годы «жил во власти мечтаний и грез»: любил рисование и не любил другие предметы, обожал рассматривать кипарисы за окном и подтеки на потолке, а не слушать учителя. Так что, эта граненная хрустальная призма в прямом и переносном смысле преломляла его реальность и придавала ей причудливые очертания. Мы можем думать, что она могла бы быть одновременно и предметом из физической реальности, и важным внутрипсихическим механизмом, определившим тип мышления художника.

Именно эта склонность к трансформации внутреннего и внешнего, вероятно, и привела к тому, что юный Дали углядел волнующее несоответствие в картине Милле, а впоследствии разгадал тайну картины и открыл для себя и мира совершенно новые смыслы во вполне традиционном сюжете.

Как мы отметили ранее, вариаций на тему «Анжелюса» он сделал много. Вот только некоторые из них: «Гала и «Анжелюс» Милле» (1933), «Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933), «Археологическая реминисценция «Анжелюса» Милле» (1935) и др.

С фигурами «Анжелюса» Дали играл как с куклами: в частности, он использовал их в «Портрете виконтессы де Ноайль» (1932) и в иллюстрации к «Мальдорору». Они же в виде двух небоскребов появились в рисунке «Город» (1935) и стали героями «Пары, парящей в облаках» (1936). Силуэты «Анжелюса» также можно рассмотреть на заднем плане композиции «Перпиньянского вокзала» (1965), ставшем воплощением идеи Дали о центре мироздания.

Травма до травмы

Находясь уже в слоях почти «архитектонических» и отчетливо осознавая интерес Дали к молодой паре на картине Милле, мы могли бы сказать, что эта загадочная история началась, возможно, в день рождения Дали, когда он встретился со своими родителями…

Дали родился 11 мая 1904 года через 9 месяцев и 10 дней после смерти своего старшего брата, тоже Сальвадора, умершего 1 августа 1903 года от менингита в возрасте 9 месяцев и 11 дней.

Для родителей смерть ребенка, пожалуй, наиболее тяжелый жизненный опыт. Горе – огромно, необъятно. Вместе с ребенком родители теряют и часть себя, свое будущее. Справляться со всеми охватывающими чувствами тяжело, порой невыносимо. Утешение они могут найти в объятьях друг друга, и вот, совсем скоро, становится понятно, что появится новый ребенок, хотя боль от недавней утраты еще не утихла.

Иногда невозможность скорбеть связана с отрицанием случившегося, с желанием «отменить» трагическое событие и бессознательно подменить погибшего младенца новым, будто обнуляя факт смерти первого. Так горе останавливается и останавливает какую-бы то ни было психическую жизнь на фоне продолжающейся жизни в физическом мире.

Часто признаком, свидетельствующим о непрожитом горе, является не столько небольшая разница между датой смерти умершего ребенка и рождением нового, сколько упрямое замалчивание родителями факта смерти, а также стремление придать обоим детям сходство, например, выбирая то же имя для новорожденного, что носил погибший. Нового Дали родители назвали тем же именем, что и брата, и, в том числе поэтому, его можно назвать замещающим ребенком (ребенок, рожденный вскоре после смерти предыдущего, с бессознательной целью – заменить умершего и стать для родителей исцеляющим от горя).

Дали признается: «Все мои эксцентричные выходки, все нелепые представления объясняются трагическим желанием, которым я был одержим всю жизнь: я всегда хотел доказать самому себе, что существую. Что я – это я, а не мой покойный брат».

«Каждый ребенок хочет, чтобы его любили ради него самого, а вовсе не потому, что он воскрешает в чьей-то памяти любимого человека или дублирует чужую роль», – пишет В. Волкан в работе «Жизнь после утраты». И, похоже, когда Дали говорит о поиске собственного «я», он имеет в виду сильное желание отсоединить свою идентичность от идентичности умершего брата.

Исследования историй жизни замещающих детей показывают, что вовсе не каждый замещающий ребенок, вырастая, сталкивается с проблемами идентичности. Так почему же Дали было сложно чувствовать себя самим собой?

Психологи предполагают, что слияние идентичностей замещающего ребенка и умершего происходит, возможно, еще на эмбриональной стадии, когда беременность уже наступила, а прежнее горе не прожито и как бы заморожено.

Здесь нам, наконец, становится ясно, что эта история началась еще до рождения Дали. Мать Дали, не отгоревав потерю первого Сальвадора, беременеет снова. Она еще не готова посвятить себя отношениям с новым ребенком, ведь место для новой встречи в ее психическом поле занято незавершенными отношениями с умершим: теми чувствами протеста, злости и вины, которые она может ощущать после утраты. А также шоком, отрицанием, торгом с судьбой, злостью на ушедшего ребенка, на своего мужа, а также на судьбу. Она, сама того не ведая, транслирует новому младенцу эти чувства еще до рождения, но особенно в первые месяцы его жизни, когда он в ней так нуждается. Новый ребенок должен заменить умершего. И тогда, вместо того, чтобы быть собой, он становится воплощением идеального образа первого, и это становится непосильной ношей.

Если мы взглянем на картину Милле как на символическую сцену зачатия Сальвадора Дали, где есть родительская пара и присутствует его мертвый брат, мы можем думать о существующем в психическом пространстве его родителей, «спрятанном под картошкой», замалчиваемом горе. Неудивительно, что при таких условиях сцена зачатия предстает одновременно и как сцена смерти, и мы находим тому подтверждение в словах Дали, когда он предельно ясно описывает свое ощущение прихода в этот мир: «Я пережил свою смерть прежде, чем прожил свою жизнь».

Над замещающим ребенком постоянно витает этот ангел смерти: оба родителя, боясь потерять нового ребенка, как потеряли предыдущего, могут чрезвычайно опекать и баловать малыша. Но одновременно они будут склонны неосознанно обращать на него свою скорбь и агрессию, адресованную не ему. Так, маленький Дали мог ощущать родительскую скорбь по брату как скорбь по самому себе, что было просто дико: как же так, почему мама и папа скорбят, ведь я же здесь и я – живой? В психическом мире маленького человека этому противоречивому чувству нет названия, но картина Милле каким-то образом это чувство передавала, и Дали его ухватил.

Именно двойственность, транслируемая родителями, преломляет неокрепшую будто хрустальную психику ребенка. Роль исполняющего обязанности ангела замещающему ребенку одновременно и приятна, и невероятно тяжела. Первичный нарциссизм и всемогущество (изначальное состояние младенца, неспособного проводить различие между собой и Другим. Ребенок ощущает себя всемогущим, поскольку его потребности удовлетворяются будто сами собой. Он – сердцевина Вселенной. Со временем и при должном развитии он начинает видеть факты внешнего мира, опровергающие эту фантазию о себе, и всемогущество сменяется чувством здоровой зависимости от Другого) приходят на помощь, но оказывают медвежью услугу: ребенок неосознанно подхватывает навязанную идеальную роль, хотя на каком-то другом уровне всегда знает, что родители любят как-бы его.

Тот факт, что этот новый игрок, замещающий ребенок, входит в родительскую «игру против смерти», а значит и против жизни, надолго закупоривает процесс горевания у самих родителей, а в психическом мире ребенка создает особое, нарушенное ощущение времени и пространства. Вырастая, но так и не пройдя необходимые стадии психоэмоционального развития, замещающий ребенок встречается с суровыми фактами действительности, не поддерживающими его фантазию о себе, и это перегружает его психику: он все сильнее страдает от внутреннего конфликта.

Мы знаем, что Дали так и не примкнул ни к одному художественному сообществу, был одиночкой, и только Гала, его муза, жена и, в определенном смысле, «мать» выполняла для него роль связующего с миром. Дали на протяжении многих лет пытался справиться со своей травмой с помощью творчества, воевал с погибшим братом, спрятанным в психическом пространстве матери и потом в своем собственном, будто под корзинкой с картошкой на картине Милле.

«Соединить это чужое, иррациональное и параноидально-преследующее тело мертвого брата с разумной критичной частью своей психики, чтобы приручить» для Дали могло означать – увидеть, осознать и оплакать, чтобы проститься и продолжать жить.

Со временем на поверхности его сознания и холстов в том или ином виде проявляются все его чувства: ужас соперничества с мертвым братом, боль от утраты родительской любви, злость за все произошедшее, бессилие что-либо изменить, вина выжившего, чувства к Гале, как проекция более ранних чувств, и, конечно, фантазии, каким же должен был быть при таких обстоятельствах момент его зачатия…

Размышлять об этом Дали не прекращает во все новых и новых вариациях «Анжелюса» Милле, где он по-разному играет с мужской и женской фигурами на импровизированной сцене своих холстов.

Возрождение или…

Если подумать, то, действительно, все тайное стало явным – и на картине Милле, и в истории рождения Дали, и отчасти в его бессознательных фантазиях, но уж точно в одном из мотивов его творчества. Трагическое, невыраженное теперь можно наблюдать, а главное, говорить о нем. Отрицанию не осталось места.

Считается, что работа горя (психодинамический процесс переживания утраты, включающий стадии: признания факта и обстоятельств утраты, переживание сопутствующих чувств, возобновление отношений с окружением, сопричастным к утраченному, выстраивание нового отношения к утраченному, чтобы продолжить жить полноценной жизнью) заканчивается, если горестные переживания не замалчиваются, находятся слова и образы, которые наделяют смыслом случившееся и позволяют обращаться к памяти об умершем, не избегая этого. Если этому процессу предоставлено достаточно места в реальном и психическом, то горе завершается, и человек может с надеждой смотреть в будущее, строить новые отношения любви и привязанности.

Можно ли сказать, что Дали нашел этому достаточно места? Он сделал около 60 попыток интерпретаций только одной картины Милле, а все его творческое наследие насчитывает более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур…

Тот факт, что Дали столько лет оставался будто приклеенным к сюжету «Анжелюса», говорит о том, насколько его идентичность была слита с идентичностью умершего брата и бессознательной фантазией о моменте своего зачатия. Поскольку Дали с детства видел часть своего подсознания магически воплощенной в объекте физического мира – в этой картине – то «Анжелюс» со временем превратился для него в так называемый связующий объект (часто таким объектом становится что-то, принадлежавшее умершему, но в отсутствии такового, этим может стать все что угодно: человек или произведение искусства, например. Еще шире – само творчество может быть процессом, служащим продолжению отношений с умершим и затрудняющим признание утраты).

В. Волкан: «Мы используем связующие объекты, чтобы во внешнем мире воссоздать незавершенные отношения с умершим и воскресить конфликт. Связующие объекты создают мелодию отношений, но по иронии судьбы они же не дают скорбящим приспособиться к перемене и продолжить нормальную жизнь».

Можем ли мы тогда предположить, что все попытки Дали «удалиться» от реалистичности картины Милле, которые он предпринимал в течение жизни, создавая многочисленные вариации этой сцены, служили стремлению отклеиться от первоначальных образов своего бессознательного и, наконец, символически родиться? Упорство, с которым он работал с этим материалом, свидетельствует о силе его желания жить, разгадать свое подсознание, чтобы почувствовать себя самим собой.

У нас сегодня нет уверенности, что Дали удалось проделать работу горя вместо своих родителей, и уж тем более стать им «вместо ангела». Можно только отметить, что он стал тем, кем стал – великим сумасшедшим испанцем, эксцентричным андалузским псом, вынюхивающим правду о том, что же на самом деле реально, а что нет.

И вероятно, ответ на свой главный вопрос Дали интуитивно нашел много раньше проведенного рентгена, хотя тот все же был необходим, поскольку позволил в некотором смысле успокоить, как он называл это, «вывихи сознания». Противоречивым ощущениям, волнующим его с самого детства, нашлось объяснение.

Интересный факт: хотя творчество Фрейда оказало огромное влияние на всех сюрреалистов, сам Дали встречался с ним всего один раз и не в психотерапевтическом формате. Говорят, после той встречи потомкам остались слова Фрейда: «В Дали меня больше интересует не содержание его бессознательного, а содержание его сознания».

В завершение еще пара слов о том аналитическом инструменте, который Дали вначале неосознанно, но затем все более целенаправленно «применял в своем расследовании». Эта сюрреалистическая хрустальная крышечка от графина, внутренняя призма, так деформировавшая реальность, привычные формы, конструкции, концепции – она закупорила время и пространство, но позволила все же докопаться до как минимум одной истины, а также извлечь на поверхность сознания фигуры бессознательного и превратить все это в огромное художественное наследие. Этот, если так можно сказать, инструмент или механизм, предустановленный в его мышление, и сделал его тем, кто он есть, а не своим братом, портрет которого он, наконец, написал в 59 лет, таким образом разъотождествившись с ним окончательно. Окончательно?

 Отсюда   -    https://lazarev.ru/news/41-201...

Невежество всегда на что-нибудь испражняется

Мы перешли в осторожную контратаку

Вчера у Веселовского не успел назвать все направления (условные ТВД), на которых сейчас Россия и Китай противостоят Соединённым Штатам Америки. На вопрос «Мы обороняемся или атакуем?» о...

Интеграция - состоялась!

Не ждите специальных официальных сообщений - никто не хочет признаваться. Россия из вежливости, Лукашенко - то ли из стыда, то ли из тупости, то ли из лукавства. Просто откройте глаза. Россия безжалос...

Украина: Заглянуть за горизонт событий.

Никто не знает, что думает Президент Путин о результатах кампании на Украине. Выборы закончились только на Украине, а вот выборы украинской стратегии в Кремле только начались. И перед этим проведу...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    ЙОГА. Семья и дети

    Представляем вашему вниманию лекцию - «ЙОГА. Семья и дети», в которой Александра Штукатурова рассказывает, как дети помогают развиваться в йоге.В лекции рассматриваются следующие вопросы:Возможно ли женщине заниматься йогой, если в семье есть дети.Как подойти к воспитанию ребёнка.Как меняется жизнь родителей, особенно женщины, когда рождаются дети.Женщины различных ва...
    373
    mariia vesna 6 марта 08:19

    «И в кого ты такой упрямый?» Как воспитать в ребенке упорство победителя, а не упрямство лентяя

    Все родители хотят видеть своих детей успешными, умеющими достичь целей, а для этого нужны определенные черты характера, которые они и пытаются воспитать в детях. Только вот, иногда допускают ошибки, которые приводят не к тому результату, что хотелось. Хотят воспитать упорство, а воспитывают упрямство. Как это обнаружить и избежать, об этом дальше. Практ...
    1132
    Элина Николь 21 февраля 11:53

    О том, почему дети не хотят учиться…

    - Сын в четвертом классе совершенно утратил интерес к учебе, стал невнимательным и рассеянным, а ведь он хорошо до этого учился…- У дочки выпускной год, а с ней что-то произошло, она изменилась, скатилась на тройки… Не хочет учиться.- Сын окончил школу с золотой медалью, в институте все хорошо было, а о работе не думает совсем. Сидит дома после институт...
    1279
    Гамаюн 17 января 21:32

    Бить иль не бить?

    Дискуссия на тему допустимости наказания особенно острой была пару лет назад в связи с т.н. законом о шлепках, декриминализации побоев и прочих попыток поженить романо-германское право и шведскую анархическую депрессию. Передача «Что делать?» как раз посвящена воспитанию и наказанию. Фронт противостояния проходит между двумя упорными тётками с традиционными педагогиче...
    1741
    mrkt 11 января 15:01

    Тест. На какой картинке нарисована не семья?

    Согласно исследованиям, наша личность формируется исходя из отношений в семье. Пройдите тест и узнайте, как ваше детство повлияло на то, как вы смотрите на этот мир.Посмотрите на картинку и выберите одну из трёх, на которой нарисована не семья. Полагайтесь на собственные ощущения.Семья номер один Семья номер один Если вы выбрали картинку по...
    2920
    mrkt 9 января 15:14

    6 типов токсичных родителей, которые могли испортить вам жизнь

    Токсичные родители — жуткая дрянь, от которой никто не застрахован. Для того, чтобы понять, воспитали ли вас в токсичной обстановке, пройдите тест. К сожалению, взрослые часто неосознанно ведут себя так, что жизнь детей катится в ад на огромной скорости под хиты AC/DC. Психотерапевт Сьюзан Форвард, которая очень хорошо знакома с последствиями токсичного влияния родите...
    5110
    Kaass72 6 января 12:14

    Современность, как бунт депривантов.

    Несколько лет назад я переводил одно необыкновенно интересное интервью чешского психолога, Ф. Коуколика. Сейчас нашел его в своем компьютере и снова ему поразился.Оно о многом говорит, если прочесть его внимательно: о неповторимости нашей современности, о типах людей, о человеческой душе, которая стала ресурсом для экономического развития и опасностях такого использо...
    1723

    Душа сама выбирает, через какую семью ей прийти в этот мир.

    Повторяю как мантру «дети – это карма родителей» Душа сама выбирает, через какую семью ей прийти в этот мир. И этот выбор всегда осознан, поскольку в его основе лежит определенное задание. Для начала, «объяснить» что-то родителям. Вопреки расхожему мнению не родители учат детей, а как раз наоборот. Ребенок – это карма родителей. И если вдруг младенец...
    11672
    Марина 12 декабря 2018 г. 13:19

    Любить по-своему

    Одна девочка ненавидела своего отца. Сначала любила, пока была маленькая. Он нянчился с ней, кормил, играл, сидел ночи напролёт рядом с ее кроваткой, когда она болела, пел песни и рассказывал сказки. Засыпал, путался в словах, она спрашивала: а дальше что? И папа рассказывал дальше, пока она не заснёт… А утром шёл на работу. Он был просто плотник. Пот...
    2969
    Vlad 7 декабря 2018 г. 12:21

    Разочарованные родители: разочарованные дети.

    Многие взрослые люди с годами теряют веру в собственные силы и не могут справиться с разочарованием от несбывшихся юношеских надежд или амбициозных взрослых планов. Не смотря на это, такие взрослые обзаводятся семьями, рожают детей. Семья обычно становится для них тем местом, где они могут выливать свою горечь без опасений и в надежде на жалость...
    3504
    Елена Дунаева 6 декабря 2018 г. 10:31

    "Ребенок проблемный, хочу родить другого..."

    — … Ошибок я, конечно, с дочкой наделала кучу! — делится сокровенным сорокалетняя Нина. — Понимаю все это задним умом. Сейчас бы многое изменила, конечно, если бы могла. А тогда я молодая была, глупая! Родила в двадцать пять, и не потому, что ребенка хотела, а потому, что замуж вышла. Воспитанием, откровенно говоря, почти не занималась, некогда было. Работа, карьера, ...
    2481
    Sage Погружение в неизвестное
    30 ноября 2018 г. 17:38

    Как отец влияет на судьбу дочери, даже если никогда не присутствовал в жизни ребёнка.

    Тема действительно важная и малоисследованная. Всё, что я буду писать сегодня - это выводы моих собственных изысканий и консультирования сотен женщин за более 20 лет работы. Тема действительно важная и малоисследованная. Всё, что я буду писать сегодня - это выводы моих собственных изысканий и консультирования сотен женщин за более 20 лет работы.⠀Итак, АК...
    3610
    Елена Дунаева 26 ноября 2018 г. 09:28

    "Папочка, пожалуйста, заплати алименты!.."

    — От нашей Полины, конечно, можно было ожидать всего! — сердится шестидесятилетняя Алла Владимировна. — Но это — вообще уже ни в какие рамки! Представляешь, сыну заявила, что он не поедет на экскурсию с классом, потому что папа алименты не платит! Мальчишка ревет, на отца обижен. Вот зачем так надо было делать, а? ...Полина — бывшая жена сына Аллы Владимировны Олега и...
    2915
    booker 19 ноября 2018 г. 15:15

    Что будет если ребёнку давать много карманных денег.

    Многие живут руководствуясь правилом «чем больше - тем лучше», однако формальная логика не является верхом философской мысли и даже в системе людей она работает так себе. Многие мамочки грешат заветом: чем больше денюжек - тем для сыночка лучше. Некоторые даже говорят, что если сыночке давать достаточно денюжек, то и родители ему не нужны он сам разберётся куда их тра...
    4197
    fkmrf123 2 ноября 2018 г. 18:40

    Правила воспитания, чтобы ребенок доверял родителям

    Ученые из Японии считают, что у людей с заниженной самооценкой возникают проблемы в карьере и отношениях, они больше склонны к зависимостям и неврозам. Между тем восприятие себя формируется в раннем детстве, и оно напрямую зависит от отношения родителей к ребенку. Если вы хотите узнать, как помочь детям не бояться ошибок, замечаний, следовать за своей м...
    3798
    fkmrf123 24 октября 2018 г. 19:35

    Советы многодетной мамы-психолога по воспитанию детей

    Детский и семейный психолог c многолетним опытом, кандидат наук Лариса Суркова, написавшая 16 книг по психологии и воспитанию детей, является еще и популярным блогером (ее инстаграм насчитывает уже более 1,5 млн подписчиков). Кроме этого, она мама 5 детей и счастлива в браке уже больше 20 лет. Специально для наших читателей мы собрали самые ценные совет...
    2789
    Vlad 19 октября 2018 г. 08:48

    Почему не стоит перекладывать свои ожидания на детей.

    Детство в наши дни превращается в безумный спринтерский забег к взрослой жизни. Родители ошибочно представляют, что без их вмешательства и ожиданий дети собьются с пути к успеху и никогда самостоятельно к нему не придут. “Заботливые” отец с матерью считают своей обязанностью установить максимально высокие стандарты для своего чада, фактически приравнива...
    4320
    Vlad 13 октября 2018 г. 12:42

    «Тебя никто не спрашивает!» Как случайно брошенные фразы влияют на будущее ваших детей.

    Порой, в воспитательных целях и из «позитивных» побуждений родители могут обронить всего несколько фраз в адрес ребенка, травмировав неокрепшую психику и зародив в подсознании своего чада первые психотравмы. Пройдет время, маленький человек станет большим, имея при этом комплексы, страхи и фобии родом из детства. Именно поэтому, родителям необходимо сам...
    3328
    gyx 5 октября 2018 г. 09:55

    В копилку родительской мудрости ко дню учителя. Поделюсь одним секретом

    - Сын! Доброе утро! – подхожу, ласково трогаю за плечо. Убеждаюсь, что глаза открыл. – «Поднимайся!»Иду на кухню, включаю чайник. Начинаю шуршать по кухне, чтоб завтрак приготовить. Проходит минут 5, вижу, что кровиночка не вылез из под одеяла и тихо дальше сопит. Подхожу снова, уже настойчивее тормошу. Дальше по-разному, по ситуации: уговорами, подкупом, окриками, уг...
    7901
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика