Возвращаюсь к рубрике "Восстановлено".
Не один раз высказывал мнение, что среди произведений, настоятельно рекомендуемых к прочтению, на одном из первых мест в моём списке значится роман Вениамина Каверина "Два капитана". К просмотру рекомендовал бы и экранизации этого замечательного романа 1955 года (режиссёр Владимир Венгеров) и 1976 года (режиссёр Евгений Карелов).
История Сани Григорьева и окружающих его людей - это проникновенный, полный жизни рассказ о дружбе и предательстве, любви и ненависти, жажде приключений и научных открытий. Он о Родине, о нас. И для нас. И в первую очередь для нас - сегодняшних.
Читая книгу или смотря фильм, не раз ловил себя на мысли - сможем ли? сдюжим? не уроним? продолжим? Вопросы, честно и однозначно ответить на которые сложно. Но искать ответы необходимо.
* на мой взгляд, в существенной степени ответы будут зависеть от того, какой объём наносного смог вобрать в себя организм каждого из нас за последние десятилетия... не снимая вины с нас самих, кланяюсь в этом отношении либеральной общественности и их западным спонсорам - у них многое получилось
Но вернусь к экранизациям романа. В силу ряда причин мне несколько ближе вторая из них. Сказываются как технические моменты (продолжительность и близость к первоисточнику), так и временнЫе: шестисерийный телевизионный фильм вышел на экраны и многократно демонстрировался во времена моего детства. Видимо, свою роль сыграли и подбор актёров, и музыкальное сопровождение к фильму, на котором хочется остановиться более подробно.
К музыке Евгения Птичкина я уже обращался в своих роликах (в той же "Атаке" использована одна из мелодий к телефильму "Остров сокровищ"). За свою не очень долгую жизнь он создал много замечательных произведений, оставшись в нашей памяти прежде всего как автор музыки к десяткам художественных и мультипликационных фильмов.
В фильме "Два капитана" я бы выделил несколько музыкальных тем.
Основной - сквозной темой, используемой в титрах к каждой серии, а также при рассказе о судьбе экспедиции капитана Татаринова, является так называемая увертюра к фильму, которая также звучит в виде финальной песни ("Ты иди, не сверни и не падай!") на стихи режиссёра Евгения Карелова в шестой серии.
* в ролике я использовал более позднюю запись симфонического оркестра "IP Orchestra" под управлением Игоря Пономаренко. Видеоряд содержит фрагменты четвёртой и шестой серий фильма.
Следует отметить, что вариантов этой мелодии в фильме используется несколько. Композитор и музыканты несмотря на то, что как правило бюджет телефильмов был довольно ограниченным, отработали на совесть.
Кроме того, следует упомянуть Вальс и Танго, используемые соответственно при описании отношений Саши и Кати Татариновой и в сцене начала войны.
* это фрагмент пятой серии фильма, он практически не подвергался вмешательству с моей стороны
В этой же серии фильма звучит песня "Письмо домой". История рассказана от имени выжившего в воздушном бою лётчика, который скорбит о погибшем друге.
Помимо перечисленных в фильме звучит ещё несколько интересных и важных для его драматургии тем, звучащих, например, во время ареста отца Сани, смерти его матери, клятвы Сани и Петьки, облавы на московском рынке, полёта в небе, встречи Сани и Кати, возвращения домой и другие мелодии.
Вот такая история. В данном случае не только с географией, но и с музыкой, и кинематографом.
Оценили 35 человек
62 кармы