Нацизм слишком дорого обошёлся человечеству. Нет, не так - обходится...
Более подробно хочу остановиться на некоторых моментах освещения Нюрнбергского процесса отечественными и иностранными журналистами и художниками. Каждый из них был уникальной личностью и смог увидеть это масштабное для человечества действо под своим углом.
От советских газет "Правда", "Известия" и "Красная Звезда" процесс освещали Борис Полевой, Илья Эренбург и Василий Гроссман соответственно. Зарисовки с натуры, находясь в непосредственно близости от обвиняемых, делали известнейшие советские художники-карикатуристы Борис Ефимов и Кукрыниксы (творческий коллектив авторов Михаил Куприянов - Порфирий Крылов - Николай Соколов). Кроме того, в состав советской делегации в качестве корреспондента "Правды" входил живописец, график, плакатист Николай Жуков, прошедший всю войну от первого до последнего дня и создавший сотни фронтовых рисунков, плакатов и листовок. Приведу наиболее яркие работы этих авторов из зала судебных заседаний в Нюрнберге.
Работы Бориса Ефимова:

Работы Кукрыниксов:

Работы Николая Жукова:


Из иностранных журналистов хотелось бы выделить двух человек - Дэвида Лоу (David Low) и Гюнтера Пейса (Günter Peis).
Сэр Дэвид Лоу - новозеландский художник-карикатурист, большую часть жизни работал в Великобритании. Художник-самоучка, "сделавший себя сам", начинал работать в газетах Новой Зеландии и Австралии. В 1919 году был вынужден бежать в Лондон из-за преследования властей Австралии за свои острые политические рисунки. В 1930-е годы прославился своими карикатурами на фашистские режимы Италии и Германии. Является автором нескольких карикатур на лидеров западных стран и СССР, проводивших по его мнению политику заигрывания с нацистами. Во время Второй мировой войны был сторонником скорейшего открытия второго фронта в Европе. Наряду с другими лицами, подлежащими немедленному аресту в случае захвата их страны нацистами, Лоу был занесён в так называемую "Чёрную книгу". Находился в переписке и был лично знаком с советским карикатуристом Борисом Ефимовым.
"На мою личную творческую биографию несравненно большее влияние оказало творчество английского сатирика Дэвида Лоу. Это - весьма незаурядная и любопытная личность. На протяжении многих лет он являлся видным общественным деятелем Англии. Публицист, критик, историк, обозреватель, авторитетный комментатор актуальных событий внутренней и международной жизни. Но замечательно, главным образом, не это (мало ли в любой стране авторитетных и компетентных публицистов), а то, что свои размышления, мнения, критические выступления, свои политические убеждения и позиции Лоу высказывал не в статьях, не в фельетонах, не в какой-либо другой литературной форме, а в… карикатурах, великолепно нарисованных, остроумных и смешных"
Б.Е.Ефимов, художник-карикатурист
Одна из встреч между ними произошла именно на Нюрнбергском процессе.
Работы Дэвида Лоу:



Отличительной особенностью многих работ Лоу (особенно до войны и после её окончания) является его пренебрежительно-ироничное отношение к нацистским преступникам: это нехорошие люди - тщеславные и недалёкие. У наших художников главным мотивом всё-таки было иное: нацисты изображались как изверги, палачи человечества. И это было справедливо.
Гюнтер Пейс - австрийский журналист, в возрасте 17 лет призванный в фольксштурм. Десять месяцев провёл в плену. Затем в рамках американской "Программы перевоспитания" он поступил в школу журналистики в Мюнхене, откуда был командирован в качестве наблюдателя на Нюрнбергский процесс.
Две занимательных подробности. Во-первых, Пейс был самым молодым журналистом на процесс (в 1946 году ему исполнилось 19 лет). Во-вторых, он первым из 800 журналистов в ночь на 16 октября получил и распространил информацию о казни главарей нацистов. В дальнейшем он неоднократно возвращался к теме осуждённых нацистских преступников, в частности делал репортажи о Рудольфе Гессе и Альберте Шпеере.
Работы Гюнтера Пейса:


Завершить этот небольшой очерк хочу работой Дэвида Лоу "Вердикт":

"Это нужно - не мёртвым! Это надо - живым!..."
70-летию окончания Нюрнбергского процесса посвящается
Оценили 35 человек
60 кармы