• РЕГИСТРАЦИЯ
Vladivil.1944
22 января 14:23 346 0 24.87

Московский Художественный академический театр имени М. Горького сегодня. О благородстве, истинном искусстве. Но не только об этом.

Что же всё-таки вытворяют с Татьяной Дорониной?

Газета "Правда", №5 (30792),18—21 января 2019 года

Автор: Виктор КОЖЕМЯКО.

Громким событием в театральной жизни нашей страны стала смена руководства Московским Художественным академическим театром имени М. Горького. Произошло это 4 декабря 2018 года, на что «Правда» в номере от 6 декабря откликнулась комментарием под заголовком «Ликование ненавистников Татьяны Дорониной».

ЛИКОВАНИЕ такое было ожидаемым, и о нём в первую очередь требовалось сказать. Более 30 лет назад, в 1987-м, народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина совершила свой подвиг спасения МХАТ имени М. Горького, который по планам разрушителей Советской страны и её культуры отныне просто не должен был существовать. Но мужество и стойкость великой актрисы, любовь её к выдающемуся русскому театру сорвали подлые намерения.

Став художественным руководителем и директором этого театра, то есть взвалив на себя неимоверно тяжкую ношу, начинала она буквально с нуля. И сумела, причём без должной поддержки «сверху», создать великолепную труппу, уникально богатый репертуар, с честью выдержала все запредельные испытания, которые уготованы были ей на тернистом пути.

Как же не злобствовать ненавистникам! Тем более что гениальная актриса и незаурядный театральный деятель проявила чёткую, ярко выраженную гражданскую позицию, которая не нравилась многим «наверху».

Но отсюда же и сердечная любовь зрителей. Театр делами своими эту любовь заслужил, и она, несмотря на тотальное замалчивание и клевету прессы, телевидения, росла из года в год.

Вот почему известие об отставке Т.В. Дорониной с постов художественного руководителя и директора МХАТ имени М. Горького, наряду с радостью ненавистников, вызвало столь бурный гнев искренних поклонников этого замечательного творческого коллектива. Именно потому свой декабрьский комментарий в «Правде» относительно случившегося я завершил так:

«Зрители, всей душой любящие Татьяну Доронину по кино и по театру, — а их миллионы — буквально кипят от возмущения, выплёскивая свои чувства в интернет, в телефонные звонки, письма, которые получает и наша редакция. Кто внятно разъяснит людям, как могло такое произойти? Кто ответит за недопустимый финал многолетней травли одной из самых достойных и верных дочерей России?»

И ВОТ минуло с тех пор полтора месяца. Всё это время взволнованные письма о судьбе МХАТ и Дорониной продолжали к нам в редакцию приходить. Мы к ним в одном из ближайших номеров газеты обязательно обратимся подробнее. В них боль и ярость, недоумение и тревога. Не только по поводу того, ЧТО произошло, но и в связи с тем, КАК это было. А самое главное — в письмах вопросы: что же теперь происходит с Татьяной Васильевной?

Какие-то слухи до людей доходят. Живущие в Москве и многие приезжие имеют возможность по-прежнему ходить в МХАТ имени М. Горького, и они стали недавно свидетелями очередного творческого триумфа Татьяны Васильевны, блистательно, как всегда, выступившей в роли Вассы Железновой. Но из чего и как складываются её будни?

Все понимают: настроение (после нанесённых ей обид и глубочайших оскорблений!) хорошим у неё быть не может. Как говорится, не может по определению. Понятны сопереживания, сочувствия авторов писем, адресованных очень дорогому человеку.

Но есть и вполне конкретные вопросы, ответить на которые наша редакция, увы, не могла. Прежде всего такой. Ведь Татьяне Васильевне, когда освобождали её от главных руководящих должностей в родном коллективе, был предложен почётный пост президента театра.

Ну да, тут совершенно очевидно стремление «соломки подстелить», «подсластить пилюлю». Абсолютно ясно и то, что должность эта, якобы предполагающая руководство общественным советом театра, больше номинальная, нежели реальная. И всё-таки!

Важно всё же установить подлинную меру возможного влияния личности, занимающей этот пост, на дела в коллективе. А между тем все эти прошедшие полтора месяца в действующем уставе театра даже не значилось такой должности: президент! И это вызывало законное недоумение многих.

МАЛО того. После новогодних каникул редакция «Правды» получила приглашение на пресс-конференцию, посвящённую планам МХАТ им. М. Горького на 2019 год. Вот что в этом приглашении было сказано:

«В декабре 2018 года новым художественным руководителем МХАТ им. М. Горького был назначен Эдуард Бояков. Впервые после назначения Эдуард Владиславович и его коллеги проведут пресс-конференцию, на которой расскажут о репертуарных планах и творческих лабораториях театра, программе сотрудничества с крупными российскими культурными и образовательными институциями, ряде исследовательских проектов, которые начнут реализовываться в этом году».

Обещалось, что на пресс-конференции 16 января выступят:

— художественный руководитель театра Эдуард Бояков;

— заместитель художественного руководителя МХАТ им. М. Горького по творческой части заслуженный артист России Сергей Пускепалис;

— заместитель министра культуры РФ Павел Степанов;

— режиссёр театра и кино Андрей Кончаловский;

— заслуженная артистка России Наталья Пирогова;

— доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Козырев;

— архитектор Тамара Мурадова.

Вон сколько имён и должностей. Но сразу бросилось в глаза: а где же президент театра Татьяна Доронина?

Приехав 16 января в пресс-центр ИТАР—ТАСС, где назначено было это мероприятие, Татьяны Васильевны я не увидел. Появился здесь, в дополнение к обещанным, писатель Захар Прилепин — лицо важное, безусловно, поскольку ему поручено руководство литературно-драматической частью театра. Ну а президент что же — не важен совсем?

ПРО ЭТО я и задал первый свой вопрос, когда отзвучали выступления членов президиума, связанные с ближайшими и перспективными планами театра. В нашей газете о них мы ещё не раз поговорим. Но хотелось всё же узнать: почему нет Дорониной? Приглашали её? Накануне было множество писем и телефонных звонков на эту тему: многие прочитали на сайте театра объявление о предстоящей пресс-конференции, так что отсутствие Дорониной в списке не только меня озадачило.

И вдруг выясняется поразительное! Представительница ИТАР—ТАСС, которая выполняла роль ведущей, заявляет: «Организаторами пресс-конференции были мы, и я не сочла нужным Доронину приглашать. Ведь намечался разговор о планах нового руководства».

Вот это да! Конечно, мог бы (да и должен был!) пригласить Татьяну Васильевну сам новый худрук. Однако тоже не пригласил.

Таким образом, становится совсем уж ясной подлинная цена «президентской» должности. Выходит, не стоит она в представлении учредивших её ровным счётом ничего…

Но скажите по совести, разве можно хоть в чём-то Татьяну Доронину отделять от Московского Художественного академического театра имени М. Горького, с которым связана она воистину неразрывно? Право, большего оскорбления для неё не придумать.

От редакции. На следующий день после состоявшейся 16 января пресс-конференции в редакцию пришли публикуемые ниже письма, которые выражают не просто одобрение, а восхищение позицией политобозревателя «Правды» В.С. Кожемяко, обозначенной в поставленных им самых главных, принципиально важных вопросах, связанных с дальнейшей судьбой театра Татьяны Дорониной.

Дорогой Виктор Стефанович!

Вы, как настоящий патриот, пошли в бой на так называемой пресс-конференции!

Спасибо, что Вы высказались, хоть и всё было подстроено, чтобы Вам не давать слова.

Они не ожидали. Во всяком случае блицкрига у них не получилось.

Мы очень надеемся, что Вы опубликуете большую статью по итогам этого мероприятия.

Пожалуйста, отметьте отсутствие профильного образования у г-на Боякова, а также то, что заместитель министра культуры, который по образованию юрист, а не актёр или режиссёр, быстренько сбежал после Ваших вопросов.

СПАСИБО ВАМ!!!

С уважением

В. ТАЛИСМАНОВ.

* * *

Здравствуйте,

уважаемый Виктор Стефанович!

Огромное Вам спасибо за участие в пресс-конференции, за искренние, правдивые, сказанные с болью, но и с твёрдостью слова в защиту МХАТ и Т.В. Дорониной. Спасибо, что Вы тактически единственно верно первым вырвались к микрофону, что задали им самые злободневные и неудобные вопросы. Вон зам. министра даже убежал после этого, а все его слова в ответ на Ваши вопросы — лукавство: и про то, что никто не уволен, и про то, что нет никакой срочности, и про то, что новый устав театра был уже в декабре (изменения прошли вот только что). Да и вообще, все их ответы на Ваши вопросы — брехня.

Спасибо Вам, что опирались в том числе и на наши письма, что напомнили им о великой роли Дорониной и указали им, кто они есть на самом деле.

Спасибо, что благодаря Вам народ видит: есть такие, как Вы, как мы, как Татьяна Васильевна Доронина.

Что есть МХАТ.

И мы ещё повоюем!..

Спасибо!

Всего наилучшего Вам, Вашим близким и всей Вашей правдивой газете!

С уважением

Галина Ивановна ТУЛЯКОВА,

заведующая отделом организационной

и информационно-аналитической работы

аппарата МГО Профавиа.

http://gazeta-pravda.ru/issue/...



Лидия МАТАСОВА, заслуженная артистка России: «Быть достойными Татьяны Дорониной»

Газета "Правда", №6 (30793) 22—23 января 2019 года

Автор: Галина АЛЕКСАНДРОВА.

Она стала одной из ведущих мастеров этого прославленного театра. Актриса пронзительного таланта Лидия Матасова известна зрителям рядом выдающихся работ. Это, например, Ольга в спектакле «Три сестры» и Анна в «На дне», Рашель в «Вассе Железновой» и госпожа Капулетти в постановке Валерия Беляковича «Ромео и Джульетта», наконец, это супруга Ихменёва в спектакле Т.В. Дорониной «Униженные и оскорблённые» по роману Ф.М. Достоевского.

Вот и прошедший год отмечен для прекрасной актрисы значительными творческими успехами. Прежде всего я имею в виду её ввод на роль Раневской в легендарном спектакле «Вишнёвый сад», созданном в своё время украинским режиссёром, народным артистом СССР С.В. Данченко. А ещё — главная роль в постановке пьесы «Люти» известного белорусского драматурга А.А. Дударева и, конечно, великолепно сыгранная мать Базарова в спектакле «Отцы и дети» по роману И.С. Тургенева. Работы Матасовой всегда отличают особая эмоциональность, органическое погружение в психологическую глубину образа, достоверность создаваемых персонажей.

Моя беседа с ней состоялась в те знаменательные дни, когда МХАТ имени М. Горького отмечал своё 120-летие.

— Сначала, Лидия Леонидовна, пожалуйста, расскажите, как совершалось такое незаурядное событие нашей театральной жизни — передача вам роли Раневской, в течение 30 лет исполнявшейся на сцене МХАТ Татьяной Васильевной Дорониной. В истории театральной культуры это редчайшее событие, тем более что говорим о любимой роли великой актрисы. Талантливейший режиссёр спектакля С.В. Данченко называл Татьяну Васильевну «непревзойдённой, лучшей Раневской русской сцены».

— И он, безусловно, прав! Вообще, как вы сами знаете, Татьяна Васильевна Доронина — не только спаситель и многолетний руководитель нашего театра, но для всех нас и своего рода символ беззаветного служения искусству. Быть достойными Татьяны Дорониной — главное в нашем коллективе.

А как я чувствовала себя, когда она предложила мне роль Раневской... Ох, испугалась, отчаянно испугалась. Татьяна Васильевна говорила, что это нужно в интересах театра, а я думала: никогда мне такое не осилить! Знаете, ночи не спала, а потом сказала себе: надо — значит надо.

Мы долго и упорно репетировали этот спектакль с Татьяной Васильевной. Она была чрезвычайно доброжелательно настроена по отношению ко мне, очень внимательна, помогала во всём, что требовалось. А перед самым выпуском спектакля на премьеру позвонила и опять очень по-доброму говорила со мной, высоко оценивая мои возможности и тем самым вдохновляя меня. Она дала такие напутствия, которые в решающий момент сильно поддержали. И я уверенно вышла к зрителям.

— Когда вы первый раз играли в этом новом составе (а ведь раньше с Дорониной—Раневской вы были здесь в роли Шарлотты), зал реагировал тепло и доброжелательно. Чувствовалось, что трудное испытание вами выдержано.

— Действительно, у меня тоже было такое впечатление, что зрители приняли наш спектакль. И продолжают душевно принимать. Огромное спасибо Татьяне Васильевне!

Начало сезона 2018—2019 годов МХАТ имени М. Горького открыл гастрольной поездкой в Сыктывкар. В числе спектаклей, показанных там, был и «Вишнёвый сад». Успех — потрясающий! И основа, думаю, в том, что постановка С.В. Данченко — выдающаяся режиссёрская работа. Реалистическая классическая постановка, и в ней столько красоты, столько поэзии, такая тонкость при обрисовке образов. В спектакле главенствует единый ансамбль исполнителей, никто не стремится выделиться, «не тянет одеяло на себя». Все радуются успехам друг друга.

— Это же естественно для мхатовской школы, одно из основных требований К.С. Станиславского.

— Я хочу подчеркнуть, что благодаря Татьяне Васильевне Дорониной в труппе сложились удивительные отношения. Каждый спектакль представляет собой очень тесно спаянную изнутри ансамблевость. Да, сегодня в нашем театре много ярких индивидуальностей, талантливость их видна в каждом спектакле. Очевидно, что труппа окрепла, стали по- настоящему профессиональными, сильными многие молодые актёры. Вообще, что исключительно важно, все очень по-доброму относятся к работе каждого участника спектакля, ценят талант, гордятся атмосферой взаимной выручки и любви.

— А каково место «Вишнёвого сада» в широком полотне нынешнего мхатовского репертуара?

— Этот спектакль — украшение репертуара, жемчужина первой величины. Во всяком случае я так считаю. Поставленный в 1988 году, почти в самом начале становления МХАТ имени М. Горького под руководством Т.В. Дорониной, спектакль покорял зрителей на протяжении всех 30 лет своей жизни и во многом определил направление творческих исканий театра. А они были не простыми. Зато сегодня сложился репертуар и в самом деле весьма широкий и, по-моему, интересный. Это и постановки русской классики (только по пьесам А.Н. Островского у нас 8 спектаклей, 2 — по произведениям И.С. Тургенева, 3 — А.П. Чехова, 4 — А.М. Горького, 5 — М.А. Булгакова, 2 — Ф.М. Достоевского и др.), и спектакли зарубежных авторов, современных и советских драматургов. Мы очень высоко ценим красоту родного языка и его влияние на воспитание вкуса публики.

— МХАТ всегда был театром современной пьесы. А кому из современных драматургов лично вы сегодня отдаёте предпочтение?

— Назову Юрия Полякова. Я играю в его пьесах и должна признаться, что очень люблю его тексты — искромётность языка, редчайшее чувство юмора, очень тонкого и тёплого. Одна из последних моих работ — спектакль «Люти» по пьесе белорусского драматурга А. Дударева. Пьеса написана, как признавался сам автор, лично для Т.В. Дорониной, но она сказала мне: «Я дарю вам дорогой подарок к юбилею. Это пьеса «Люти», очень сильный драматический материал». Пьеса об одиночестве, два, или нет, пожалуй, все три сложнейших характера. Прекрасные у меня партнёры — Александр Самойлов, Станислав Курач. Я с благодарностью приняла этот дар. Зрители приходят на спектакль с большой охотой, потому что действительно хороший драматург Алексей Дударев, очень умный и интересный писатель. Я не впервые играю в его пьесе. Ещё работая в Петрозаводске, полюбила его драматургию, ценю и сегодня. У него очень тонкое и чуткое отношение к духовному миру человека, а это необыкновенно важно в нынешнее сложное время.

— Спектакль «Незримый друг», где вы играли роль Надежды фон Мекк, основанный на переписке её с П.И. Чайковским, был очень любим зрителями. Почему его нет сегодня в репертуаре?

— Уже есть! Его и в самом деле снимали, но пришло время — и спектакль восстановлен. Это большая радость для меня. Такой красоты постановка — большая редкость на театральных подмостках сегодня. Какая прекрасная музыка звучит в зале, какая красота отношений и поступков в основе общения героев пьесы, какая глубина внутренней культуры и высота человеческой заботы отражены в этом спектакле. Он в полной мере отвечает стремлению МХАТ имени М. Горького к нравственной высоте и духовной культуре. Считаю, что «Незримый друг» — дорогое явление в репертуаре русского театра.

— Большое спасибо, Лидия Леонидовна, за красоту вашего творчества. Разрешите пожелать вам новых творческих удач и личного счастья. И, конечно, больших успехов театру, высоким символом которого навсегда стала Татьяна Васильевна Доронина.

http://gazeta-pravda.ru/issue/...


ИСКРЕННЕ ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К ЭТИМ СЛОВАМ БЛАГОДАРНОСТИ И ПОЖЕЛАНИЯМ!

Коммунист - с сентября 1972 года, по настоящее время и навсегда.

революционная, общероссийская политическая газета, направленная на идейное и организационное сплочение коммунистов и восстановление СССР

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Vladivil.1944 ИСКРА
    Вчера 17:17

    Памяти Валерия Болотова

    Два года назад, 27 января 2017 года, перестало биться сердце Валерия Болотова - первого лидера Луганской Народной Республики, с именем которого прочно связаны первые шаги на пути к ее свободе и независимости.Сегодня боль утраты не стала менее острой. Многих из нас связывала с ним крепкая дружба, прошедшая испытания войной и временем.Валерий Болотов выро...
    -->
    95
    Vladivil.1944 ИСКРА
    Вчера 17:05

    78-й гуманитарный конвой отправлен для бойцов Новороссии

    18 февраля, в канун 101-й годовщины со дня создания Советской Армии и Военно-Морского флота, коммунисты Подмосковья и Москвы совместно отправили на Юго-Восток Украины 78-й гуманитарный конвой.Также большой вклад в формирование груза внесли: главы администраций подмосковных городов - Серпухова, Подольска, Луховиц, Зарайска, Коломны, Ленинского района; Аг...
    -->
    68
    Vladivil.1944 Советский Союз
    11 февраля 21:23

    В память о Иване Сергеевиче Загородникове, одном из моих Учителей.

    Эта статья – продолжение темы о тех людях, с которыми мне посчастливилось вместе жить и работать в теперь уже далёкие советские годы. Тема начата в https://cont.ws/@vladivil/1167265.Думаю, что в жизни каждого прожившего долгую жизнь человека всегда можно отметить тех немногих Людей, которые сыграли особую роль в этой долгой жизни. Я называю таких Люде...
    -->
    595

    Учения «Юг-71». Июнь. Севастополь. Лирические воспоминания лейтенанта-«двухгодичника». (Окончание).

    Начало статьи - https://cont.ws/@vladivil/1201854...Через считанные секунды я уже сидел за столиком коммутатора. Первым делом вышел на узел ПС - «Первый у меня!». «Принято. Удачи!». После этого я перевёл приклеплённый к коммутатору столик в рабочее положение, достал рабочий журнал и положил его на столик. Но открыть его на нужной странице не успел, так ...
    -->
    1296

    Учения «Юг-71». Июнь. Севастополь. Лирические воспоминания лейтенанта-«двухгодичника».

    Написать этот рассказ - воспоминание меня подтолкнула небольшая переписка с одним из моих хороших КОНТовских друзей в статье от 17 января с.г. В ней мы оба вспомнили о временах службы в Советской Армии. В начале - небольшое предисловие. В советское время, когда существовала хорошо продуманная и эффективно действующая система подготовки инженерно-техниче...
    -->
    398
    Vladivil.1944 ИСКРА
    18 января 10:02

    К сведению читателей "Искры". Глава Республики Хакасия коммунист Валентин Коновалов выиграл иск о защите чести и достоинства к телеведущему Михаилу Леонтьеву.

    "Комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин:- Мы вполне удовлетворены этим результатом – правда восторжествовала. Суд признал, что Леонтьев врал про Коновалова. Эта история предвыборная, напомню, как было дело. Первый тур выборов губернатора Хакасии выиграл наш кандидат Валентин Коновалов почти с 45%, действующий глава Виктор Зимин набрал...
    -->
    1215

    Лето 1986 года. Балтийское море. Эсминец «Боевой» стреляет зенитно-ракетным комплексом «Ураган»…

    Это воспоминание – в некотором смысле продолжение моей статьи https://cont.ws/@vladivil/1167265, в которой я немного написал о своей работе ответственным сдатчиком опытного образца РЛС «Фрегат-М2» на эсминце (ЭМ) «Боевой».…В процессе Государственных испытаний (ГИ) любого военного корабля всегда есть особо важные испытания, к которым готовятся с особой т...
    -->
    372

    Как меня списали с авианосца «Киев». Воспоминания в преддверии Старого Нового года.

    …Шло лето 1976 года. Первый советский авианосец, а точнее - тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Киев» заканчивал Государственные испытания (ГИ) первого этапа, которые проводились на Чёрном море.Я уже с месяц находился на нём в составе сдаточной команды (порядка 15 человек) опытного образца РЛС «Фрегат». К этому времени на крейсер приехал и Леонид Алек...
    -->
    658
    Vladivil.1944 ИСКРА
    31 декабря 2018 г. 09:13

    Мой ответ на вопрос, заданный Президенту РФ. Вместо поздравления с наступающим Новым Годом.

    В ходе ежегодной большой пресс-конференции 20 декабря Президента РФ В.В.Путина спросили о том, возможна ли реставрация социализма в России с учетом того, что в обществе есть запрос на справедливость и люди ностальгируют по СССР. Ответ Президента приводить здесь не буду – он хорошо известен. На мой взгляд, это ответ недалёкого политика, не понявшего или ...
    -->
    1971
    Vladivil.1944 ИСКРА
    24 декабря 2018 г. 21:19

    1993-й год. О людях с чистой совестью.

    …Лето и начало сентября 1993 года прошло тревожно. По получаемой мной, секретарём одного из московских РК КПРФ, от руководителей московского горкома информации было известно, что «Особый порядок управления страной» («ОПУС», 20 марта 1993 года) Ельциным отложен, но может быть им введён в любой момент. Весь порядок действий районных организаций на этот сл...
    -->
    554
    Vladivil.1944 ИСКРА
    22 декабря 2018 г. 09:14

    Немного о «нюансах» работы секретарём парткома

    В октябре 1988 года меня на очередной партийной конференции объединения избрали в состав партийного комитета. А на первом его заседании, состоявшемся сразу после конференции – его секретарём. Мою кандидатуру предложил, как это тогда было общепринято, присутствовавший на конференции первый секретарь нашего районного комитета КПСС В.П.Шанцев. Голосование,...
    -->
    547
    Vladivil.1944 ИСКРА
    21 декабря 2018 г. 20:37

    В память о Леониде Алексеевиче Родионове - Главном конструкторе, Коммунисте, Человеке.

    В начале – небольшая информация о Л.А.Родионове, взятая из Интернета http://pomnipro.ru/memorypage24493/biographyВ этой статье – небольшая часть моих воспоминаний о нём.После окончания Московского электротехнического института связи в декабре 1967 года я, по распределению, начал работу инженером в КБ «Салют». Был призван в армию, с июня 1970 года по июн...
    -->
    1050
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика