Мало вычитывать молитву наизусть. Важно понимать, о чём в ней говорится. Что мы просим у Бога в молитве «Отче наш», рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.
Прежде всего, мы говорим: «Отче наш». Если мы обратимся к дохристианскому пониманию Бога, то каким Он представлялся людям? Бог — это повелитель, который может делать всё, что захочет, и всё, что Ему угодно. И этот повелитель является вовсе не отцом, а, прежде всего, судьёй. Он может казнить или миловать. В ветхозаветной религии Бог — это судья. Он может наградить, но может и наказать как угодно.
В данном случае мы сталкиваемся с новым пониманием. Бог — это не тот, кто готов нас судить. Это отец родной, который хочет только блага для человека. И делает только благо для своих детей. Награждает ли Он или наказывает — это не месть, не гнев, не вспышка чувств… Нет.
Вся Его деятельность направлена на благо человека. Он — не судья. Он — отец, воспитатель, если хотите. Как говорят святые отцы, Бог — это любвеобильный и премудрый врач, к которому мы и должны обращаться со всеми нашими болезнями.
Именно это заложено в словах "Отче наш". Это нечто беспрецедентное в истории дохристианского религиозного сознания.
«Да святится имя твое». Что это значит? Мы просим Господа хоть немножко осветить темноту нашей души. Ведь сколько там внутри всякой дряни. Чтобы Его свет воссиял в нашей душе.
«Да приидет Царствие Твое…» Очень важные слова. Ведь что мы видим в нашей земной жизни? Войны, несправедливость, насилие, вражда… Мы бы хотели, чтобы царство Его было и на земле тоже. А что это за царство? Это царство любви, мира и согласия.
Следующая фраза «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» — это просто великие слова. Обратите внимание, как настойчиво и часто человек просит у Господа чего-то для себя: поступить в институт, выйти замуж, устроиться на работу… Мы поступаем как язычники, которым важнее всего земное благополучие.
Слова «да будет воля Твоя» означают, что чтобы не происходило в нашей жизни, пусть будет на всё воля Твоя. Я Тебе верю, Господи. Я знаю, что Ты — любовь, что Ты — разум. Я верю, что Ты лучше меня знаешь и понимаешь, что мне полезнее, что будет лучше для меня. Что бы со мной ни произошло, я верю, что всё совершается по Твоей воле.
Слова «да будет воля Твоя» имеют большое значение в нашей практической жизни, особенно в скорбях. Потому что человеку, пребывающему в скорби, хочется поскорее избавиться от этого. И тут очень важно положиться на Господа. Да будет Твоя воля, а не моя!
Опыт подвижников прямо свидетельствует о том, что, когда человек в скорбях и болезнях искренно обращается к Богу с этими словами, Господь обязательно посылает душе мир и успокоение, а часто и исцеление. За то смирение, с которым человек обращается к Нему.
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Христианство часто упрекают в том, что оно призывает искать только небесных благ. Как будто христианство отнимает у людей земные блага. Ничего подобного. О хлебе насущном Бог готов позаботиться. Ничего не отнимается. Всё, что необходимо человеку для земной жизни, благословляется Богом.
Только, имея что-то, не переступай порог. Ешь, пожалуйста, но не объедайся. Даже вино пей, но не напивайся… В словах о хлебе насущном выражена любовь Божья к нам даже в самых элементарных наших земных нуждах.
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» Это, я думаю, понятно. Бог не слышит молитвы тех людей, которые не прощают других.
«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого…» Эти слова вызывают вопрос: а как это Бог может нас ввести в искушение? О чём здесь идёт речь? Не дай нам впасть в искушение. Помоги, дай силы, удержи… Даже если я чувствую свою слабость, Господи, помоги мне не впасть в искушение.
Что касается слов «избави нас от лукавого», то их следует понимать в более широком значении. Речь идёт и о защите от воздействия бесов, и, если хотите, от лукавых людей. И меня самого избавь от лукавства, Господи. Чтобы я не обманывал других и не лицемерил перед людьми.
«Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки». Нам надо, действительно, знать, понимать и принимать Царство Господа.
Понимать, что всё будет происходить в соответствии с Его волей — благой, любвеобильной и разумной.
Оценили 4 человека
10 кармы