Который никак не вписывался в строгий канон его учения. Однако этот строй, сочетающий в себе элементы прошлого и будущего укладов, является органической частью исторического процесса. На протяжении истории цивилизации, варианты этой общественно-экономической формации, непрерывно оппонировали господствующему строю, либо с позиции прошлого, либо будущего, спасая его от косности и разложения и принуждая к развитию.
Это становится очевидным при рассмотрении объёмной модели развития исторического процесса.*
В отличие от традиционных представлений, она содержит не одну спираль развития, а две встречных пересекающихся спирали. В точках пересечения происходит разрыв одной из спиралей. Таким образом обе спирали состоят из отдельных витков, прерывающихся при пересечении со встречной спиралью. Витки отражают количественные изменения развитии, а разрывы - качественные.
Одна из спиралей олицетворяет собой Западную культурно-историческую традицию в развитии Человечества, а вторая Восточную. В Западной культурно-исторической традиции общественные уклады существуют в чистом виде. Будь то кровно-родственная община у германцев или рабовладельческий строй в Древнем Риме или феодализм в Западной Европе или капитализм в США.
А в Восточной культурно-исторической традиции общественные уклады существуют в смешанном виде (тот самый Азиатский способ производства). Будь то соседская община у славян или рабовладельческо-феодальный строй в Византии, или феодально-капиталистический строй в Царской России или капиталистическо-коммунистический строй в СССР и в КНР.
Отдельные витки в спирали развития культурно-исторической традиции представляют конкретный общественно-экономический строй в её развитии. При этом в первой половине витка - это молодой строй, а во второй - старый.
В каждом звене двойной спирали развития молодой строй одной культурно-исторической традиции противостоит старому строю другой культурно-исторической традиции. В точке пресечения спиралей развития старый строй прерывается социальной революцией, в процессе которой возникает новый общественно-экономический строй в его молодом виде. В то же время в противоположной культурно-исторической традиции молодой строй становится старым, оппонирующим новому формирующемуся строю.
Не это ли мы наблюдаем в наше сложное время, когда Коммунистическая революция, в соответствии с предвидением Маркса и вопреки его заблуждениям, наконец настигает Западную культурно-историческую традицию Человечества? https://cont.ws/@VoloK/1712821
* Vovk, V. 1992. Process as a World Structure. World Futures, Vol. 35, pp. 173-192.
Оценили 4 человека
7 кармы