Процесс как Структура Мира

0 3765


Эту статью я написал в 1990 году. Обошёл с ней все московские научно-популярные журналы и везде получил негодующий отказ. Только главный редактор журнала "Человек" академик Юдин Борис Григорьевич посочувствовал мне и выписал направление в читальные залы ИНИОНа, куда мне, как технарю, вход был заказан. Там я выбрал подходящие по тематике 3 издания, перевёл с помощью профессионального переводчика текст на английский и отправил его по трём адресам. Из двух журналов пришёл отказ, а из третьего, на мой взгляд самого крутого, сообщили, что статья находится на рассмотрении. 

Это был научный журнал "WORLD FUTURES, The Journal of General Evolution" издательства Gordon & Breach с редакциями на разных континентах, с главным редактором философом Эрвином Ласло /Ervin Laszlo/, членом Римского клуба.

В числе прочего в статье предсказывалось, что Перестройка закончится путчем, а на Западе победит коммунистическая революция. Когда путч произошёл, из американской редакции журнала мне пришло уведомление, что статья пошла в печать. Но путч быстро провалился, я ждал публикации, а её всё не было. Тогда со знакомым преподавателем английского мы позвонили в Рим Эрвину Ласло и он обещал, что статья будет опубликована в ближайшем номере журнала. Так и случилось: Vovk, V. 1992. Process as a World Structure. World Futures, Vol. 35, pp. 173-192. 

С тех пор многое что произошло. Для большинства населения это уже доисторические времена. И я бы не стал никому здесь морочить голову. Но вот какая штука. Инженерные науки отличаются от гуманитарных тем, что всё в них можно начертить. И после этого материал не зависит от трактовки читающего. Нужно только уметь читать чертежи.

Мы прожили бурный кусок истории, и хотели бы верить, что худшее не повторится. Но в некоторых координатах речь идёт всего лишь о переходе от событий менее масштабных к событиям более масштабным.

Общеизвестно, что человек способен увидеть только то, что может вообразить. А вообразить он может только то, о чём имеет представление. Отсутствие собственных представлений, ложные представления и навязанные примитивные представления, делают человека объектом внешних манипуляций. Особенно опасно, когда объектом таких манипуляций становятся целые страны. Поэтому никогда не следует отказываться от выработки собственных представлений, чего бы это ни стоило. В этом смысле история нашей страны представляет уникальный опыт. Обладание этим опытом, его осмысление, обеспечивает гигантские преимущества в современных условиях.

Возможно кому-то будет интересно ознакомиться со статьёй. На мой взгляд такой предельно общий подход кое-что проясняет в калейдоскопе событий. Поэтому я сделал обратный перевод с английского и разместил его здесь.


I часть

1. ГЕГЕЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Статья Френсиса Фукуямы (1989) "Конец истории?" вызвала широкий резонанс тем, что напомнила про утверждение "раннего" Гегеля что после полной победы либеральной идеи история человечества закончится. Бурные события в Коммунистическом мире сделали эти предсказания весьма актуальными.

Но в части описания причин и следствий происходящих перемен статья несколько огорчает односторонностью, безысходной окончательностью суждений и впечатлением не совсем цивилизованной пляски на костях поверженных врагов. А между тем, победитель наследует не только богатство, но и беды побежденного. Как говорится, "Хозяин замка становится драконом" [1].

Поэтому есть смысл взглянуть на прошлое и настоящее с менее поляризованных позиций. Особенно если учесть то подозрение, что страны и народы, представляющие противоборствующие стороны - не только пристрастные защитники различных политических доктрин, но еще и невольные исполнители доставшихся им ролей в гигантском спектакле объективных сил.

И здесь уместно вспомнить "позднего" Гегеля - основателя диалектики,- науки, которая в принципе исключает односторонний подход к объектам своего рассмотрения. Маркс был первым, кто применил законы диалектики, открытые Гегелем, при изучении общественных процессов. Как бы ни оценивались последствия этого применения, нельзя отрицать мощь и эффективность инструментария, оказавшегося у него в руках.

В наше время, когда человечество наконец освобождается от "мрачного очарования" марксизма, становится очевидным, что это учение было порождено в свое время насущными потребностями исторического развития. Это подтверждается не только последующим феноменальным его успехом, но и тем, что в результате этого успеха получилось нечто совершенно обратное тому, что предсказывал его основоположник.

Социальный заказ, который исполнил Маркс, заключался в изыскании средств противостояния непреодолимой силе молодого капитализма, перед которой уже не могли устоять уравновешивавшие его последние феодальные режимы. Но в наибольшей степени в этом противостоянии объективно нуждался сам капитализм - он нуждался в обуздании разрывавших его изнутри кризисов, безработицы и классовых противоречий.

Марксистская революция в России, в конечном итоге, вывела мир из тупика, обеспечив капитализму оппозиционную силу. В результате нее в капиталистических странах появились эгалитарные государственные структуры, экономическое регулирование, рабочие добились большего благосостояния, что углубило потребительский рынок и послужило основой для экономического роста.

В то же время, в результате этой революции на востоке Европы возникло совершенно необычное государство. Государство главным смыслом, причиной и оправданием существования которого стало именно противостояние внешнему миру. Государство, предназначенное для удовлетворения потребности внешнего мира в таком противостоянии даже в ущерб его внутренним интересам.

Из этого предназначения происходят все его противоречивые странности: воинственный анти-капитализм - и собственный монополизированный до абсурда государственной капитализм; провозглашаемая приверженность материализму - и идеалистическое внутреннее устройство с господством идеологии над практикой во всех проявлениях внутренней жизни; постоянные ссылки на "высшие" идеологические цели во внешней политике - и преобладание в ней беспринципной конъюктурности.

То, что этот экзогенный колосс теперь зашатался, означает, что во внешнем мире исчезает потребность в нем. Ситуация соответствует пословице, возникшей из пьесы Шиллера: "Мавр сделал свое дело, - мавр может уйти". Но в отличие от театральной постановки, уход действующего лица с исторической арены влечет за собой перемену всех ролей и начало нового акта.

Поэтому то, что сейчас происходит - это не просто крах марксизма - это нечто гораздо большее. Мир переходит из одного равновесного состояния - в другое. И изменения, происходящие в нем в настоящее время, - только предвестники назревающих более значительных всеобъемлющих изменений. А значит - рано говорить о конце истории. Нас ожидает нечто более интересное - конец современной исторической эпохи, эпохи капитализма.

Чтобы проверить это предположение обратимся к законам диалектики, действующим в истории, а для обеспечения наглядности - прибегнем к графическим построениям, подобным тем, что характерны для инженерных наук.


2. МОДЕЛЬ И ДИАГРАММА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ

Традиционно принято пояснять Закон Отрицания Отрицания при помощи пространственной спирали, представляющей процесс развития как последовательное повторение пройденных этапов на новом более высоком уровне. Спроецируем пространственную спираль на плоскость, параллельную ее оси и получим синусоиду (Рис. 1).

Рис. 1. Синусоида, являющаяся проекцией на плоскость пространственной спирали, традиционно применяемой для иллюстрации Закона Отрицания Отрицания.


Закон Единства и Борьбы Противоположностей рассматривает процесс развития как результат взаимодействия двух сил или тенденций. Но каждая из этих сил или тенденций, в свою очередь, может рассматриваться как отдельный процесс развития и изображаться в виде пространственной спирали.

Тогда Закон Единства и Борьбы Противоположностей можно проиллюстрировать с помощью двух переплетающихся встречных пространственных спиралей. На плоскости в этом случае, если проекции точек пересечения спиралей поместить на оси абсцисс, получим две пересекающиеся синусоиды, взятые с противоположным знаком, или сдвинутые по фазе на угол π (Рис. 2).

Рис. 2. Две синусоиды, смещенные друг относительно друга на полупериод, являются проекцией на плоскость двух встречных пересекающихся пространственных спиралей, которые иллюстрируют Закон Единства и Борьбы Противоположностей.


Закон Перехода Количественных Изменений в Качественные представляет процесс развития как чередование циклов накопления количественных изменений со скачками качественных изменений. Соответственно, каждая из спиралей-синусоид может рассматриваться как последовательность отдельных витков количественных изменений (равных 2π по оси абсцисс), с разрывами качественных скачков между ними. Поместим на диаграмме эти разрывы в точки пересечения синусоид так, чтобы в каждом пересечений прерывалась одна из синусоид (Рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма процесса развития, являющаяся проекцией на плоскость пространственной модели процесса развития, в которой наряду с Законами Отрицания Отрицания и Единства и Борьбы Противоположностей представлен также Закон Перехода Количественных Изменений в Качественные. Последний изображен разбивкой каждой из двух пространственных спиралей на последовательность витков - циклов накопления количественных изменений с разрывами качественных скачков между ними в точках пересечений линий спиралей.


Полученная диаграмма имеет вид цепи, каждое звено которой образовано двумя ветвями, относящимися к разным синусоидам. Применим эту диаграмму для интерпретации интересующего нас процесса развития - исторического.


3. ДИАГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Какие две из бесчисленных сил или тенденций, действующих в истории, можно выделить, чтобы представить их на нашей диаграмме? Это должны быть две тенденции, которые бы проходили через всю историю Человечества, независимо от времен и народов.

По-видимому, такими тенденциями являются две культурно-исторические традиции: традиция индивидуализма или "западная" (далее - Западная традиция), и традиция коллективизма или "восточная" (далее - Восточная традиция). В данном случае названия "Западная" и "Восточная" - только условные общепринятые термины, не всегда отражающие географическое положение носителей той или иной традиции.

Для примера можно взять борьбу и взаимодействие Афин и Спарты, Греции и Персии, Рима и Византии, христиан и мусульман и т. д., где Афины, Греция, Рим и христиане представляют Западную традицию, а Спарта, Персия, Византия и мусульмане - Восточную. В любых общественных процессах, протекающих внутри стран или между странами можно обнаружить взаимодействие этих традиций.

Итак, примем, что одна из синусоид диаграммы исторического процесса изображает Западную традицию, а другая - Восточную. Тогда отдельные витки спиралей между разрывами можно соотнести с конкретными общественно-экономическими формациями (Рис. 4). Хотя тут выявляется смещение общественно-экономических формаций в Западной и Восточной традициях на полупериод, но это, как представляется, отражает их специфические особенности.

Рис. 4. Интерпретация с помощью диаграммы процесса исторического развития. Линии синусоид изображают две культурные традиции в истории человечества - традицию индивидуализма, или "Западную" (белая линия) и традицию коллективизма, или "Восточную" (черная линия). Отдельные витки синусоид соответствуют общественно-экономическим формациям, а разрывы между витками - социальным революциям, в которых нарождаются эти формации.

Действительно, если в рамках Западной традиции общественно-экономические формации возникают в чистом виде, будь то рабовладельческий строй в Греции или феодализм в Западной Европе, или капитализм в США, то в рамках Восточной традиции общественно-экономические формации развиваются в противоречивом, смешанном виде, как это было в древних восточных деспотиях, с их общинно-рабовладельческим строем, или в рабовладельческо-феодальной Византии, или в феодально-капиталистической России.

Звенья диаграммы исторического процесса можно рассматривать как последовательность расхождений и сближений линий противоположных традиций. Причем, если периоды расхождений этих линий связаны со временем самоизоляции носителей этих традиций, обеднением и замедлением общественных движений и экстенсивным развитием экономики, то периоды сближений линий культурно-исторических традиций совпадают со временем оживления общественных движений, интенсивного экономического развития и качественных изменений в обществе.

Это соответствует и математическому смыслу диаграммы. Если на участках расхождения линий синусоид абсолютные величины их производных имеют минимальное значение, то на участках сближения - абсолютные величины производных приближаются к максимальному значению и достигают его в точках пересечения с осью абсцисс.

На эти точки попадают периоды социальных кризисов и революций. Социальные революции обозначены на диаграмме разрывами линий культурно-исторических традиций. Это связано с отторжением старой общественно-экономической формации и рождением на ее месте новой. Так было во время падения Римской империи с утверждением феодализма, во время буржуазных революций или в революцию 1905-1917 годов в России.

Историческое развитие нашей страны после революции представляет интерес для данных построений в двух отношениях. Во-первых, на протяжении этого периода она является почти монопольной носительницей Восточной традиции, и это дает уникальный пример для анализа. Во-вторых, как указывалось ранее, она представляет собой идеалистическое государство, каждый этап развития которого имеет свою, ярко выраженную политическую и идеологическую окраску, облегчающую его идентификацию.


4. ИСТОРИЯ СССР НА ДИАГРАММЕ

Рассмотрим отдельно ветвь Восточной традиции в последнем звене диаграммы исторического процесса (в седьмом звене на Рис. 4), соответствующую советской истории (Рис. 5). Нельзя примириться со страшными фактами этой истории, нельзя освободиться от мучительных размышлений над причинами тех или иных ее событий, но бесспорно то, что именно в этих событиях воплотился исторический процесс.

В кратком схематичном изложении политическая история СССР представляется следующей последовательностью периодов. Сразу после революции - время тяжелого социально-экономического кризиса, гражданская война, разруха, террор, политика военного коммунизма, жесткая централизация и администрирование во всем.

В 1921 году - переход к новой экономической политике (НЭП). Замена продразверстки (реквизирования зерна у крестьян) - продналогом с разрешением торговать остающимися излишками, денационализация мелких и средних предприятий, возобновление культурных и экономических международных связей, денежная реформа с созданием конвертируемой валюты - червонца, меры по обузданию безработицы, быстрое оживление в экономике, повышение благосостояния населения, бурное развитие науки, техники, искусства, дискуссии в обществе, элементы фракционности в партии.

В то же время партийно-государственный аппарат, возникший во времена военного коммунизма, постепенно возвращал себе прежние командные позиции и к концу 20-х годов НЭП был свернут. Под прикрытием лозунгов индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства был осуществлен переход к административно-командной системе управления в экономике, ликвидировано разнообразие в науке и культуре, усилилась изоляция от внешнего мира. Обратной стороной слепого энтузиазма и безоглядной веры стали злоупотребления властью, репрессии, культ личности. Но этот период не был однороден. Известны факты некоторого усиления международных связей в 1932-1935 годах - вступление СССР в Лигу Наций, борьба за коллективную безопасность, визиты в СССР представителей западной интеллигенции.

Тяжелейшие годы войны совпали со временем расширения экономического и культурного сотрудничества и сближения позиций с западными странами и народами на платформе антифашистской борьбы.

После войны - глухой период "железного занавеса" и "холодной войны", оживленный разве что в 1949-1950 годах движением сторонников мира.

На рубеже 50-х и 60-х годов общество осознало гибельность продолжения политики самоизоляции. Изменения во внешней и внутренней политике активизировали здоровые силы, расширили международные связи.

Далее последовали известные годы "застоя", которые, впрочем, также включали в себя период ослабления конфронтации в международных отношениях во времена "разрядки".

Эта последовательность более или менее ярких сближений или либерализаций на фоне неизменной изолированной траектории общей диаграммы, по-видимому, свидетельствует о существовании внутри данной ветви более мелкой цепи процесса развития (назовем его микро-процессом), в котором в качестве взаимодействующих тенденций выступают менее общие, более конкретные, существующие в рамках Восточной традиции силы. Их борьба внутри данной ветви происходит и под влиянием аналогичного развития в противоположной ветви. Периоды либерализации соответствуют участкам сближений и пересечений линий взаимодействующих тенденций в звеньях диаграммы микро-процесса. На Рис. 5 эти периоды отмечены вертикальными заштрихованными столбцами. Таким образом, количественные изменения, накапливающиеся по мере развития в ветвях звена процесса, приводят к качественным скачкам в микро-процессах этих ветвей.

Рис. 5. Диаграмма современного звена исторического процесса, одна из ветвей которого (представляющая Восточную традицию, изображённую чёрной линией), отождествлена с историей СССР. Заштрихованные столбцы обозначают две разновидности либерализации в политической истории СССР, сопровождающиеся сближением с Западом и соответствующие качественным скачкам в микро-процессах внутреннего развития обеих ветвей звена (см. нижнюю часть рисунка). Ломаные стрелки обозначают смену ведущих тенденций в микро-процессах ветвей во время качественных скачков в начале и в конце звена.


Похоже на то, что в настоящее время мы находимся на участке диаграммы, аналогичном периоду НЭПа во второй половине 20-х годов. Взаимодействие культурно-исторических традиций происходит на таком же расстоянии, что и в то время. Только если тогда их линии двигались к расхождению, то теперь - к сближению. Отсюда и обратное изменение тенденций. Если тогда было усиление централизации управления экономикой, то теперь - децентрализации, если тогда проводилась принудительная коллективизация в деревне, то теперь - добровольная передача земли в аренду, и т. д. Даже частности совпадают. Например, дефицитность товаров и несоответствие их цены потребительской стоимости.

Если рассматривать дальнейшее развитие ситуации, можно ожидать следующие изменения: улучшение положения на рынке товаров, формирование многоукладности в экономике, ограниченная безработица и перераспределение рабочей силы в народном хозяйстве. В то же время социально-экономический кризис будет усиливаться, что вероятно, приведет к внезапному прекращению либерализма и возврату к командным методам управления.

Учитывая масштабы страны, отсталость ее экономики и глубину идеологических суеверий, можно предположить, что этот кризис будет длительным и тяжелым. На диаграмме он соответствует послеперестроечному участку кривой, который аналогичен (по расстоянию между линиями культурно-исторических традиций) периоду гражданской войны и военного коммунизма в 1918-1920 годах.

Аналогии можно обнаружить и в более древних событиях. Витком ранее в истории России соответствующие точки диаграммы (в пятом звене на Рис. 4) совпадают со временем монголо-татарского нашествия в ХІІІ веке и "смуты" в начале ХVII века.

Всякий раз эти катастрофы, являясь окраинными проявлениями кризисов мировой истории, были связаны с радикальной переменой ориентации страны. В XIII веке после захвата крестоносцами Византии, - объекта изначальной ориентации Руси, последняя распалась на враждующие между собой удельные княжества и оказалась порабощенной монголо-татарскими кочевниками. Последующее медленное возрождение страны происходило в условиях постоянной разрушительной угрозы с Востока. Противостояние этой угрозе стало основным смыслом существования Московского царства.

К началу ХVII века, с падением Казанского и Сибирского ханств, эта угроза исчезла. Одновременно на Западе Европы развернулись события, связанные с реформацией и с назревающими во многих странах буржуазными революционными преобразованиями. В результате Россия вновь оказалась дезориентированной. Наступила полоса внутренних войн и усобиц, которая закончилась польской и шведской интервенцией и обретением в результате народной освободительной войны нового единства на платформе противостояния давлению с Запада.

В 1918-1920 годах для очередного объединения страны понадобилась уже не просто определенная географическая ориентация, а идеологическое противостояние всему миру. С окончанием периода этого противостояния неизбежен новый кризис переориентации, связанный с обратным переходом от экзогенного строения государства и общества - к эндогенному.

Было бы наиболее предпочтительно, чтобы данный прогноз о кризисе не оправдался. Но поскольку его вероятность существует, то едва ли не единственный способ ослабления действия стихийных сил - открытое обсуждение возможной надвигающейся угрозы и способов борьбы с ней. Самое опасное - не сам кризис, а его недооценка, самообман, стремление во что бы то ни стало сохранить статус-кво.


5. СЛЕДУЮЩЕЕ ЗВЕНО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Согласно диаграммы, выход из этого кризиса совпадает с окончанием современного звена исторического процесса и с революционными преобразованиями, связанными с изменением общественного строя на Западе (разрыв в линии Западной традиции на Рис. 5).

Дальним аналогом этой революции можно рассматривать переход от общинного строя к рабовладельческому строю (между первым и вторым звеном на Рис. 4), прослеживаемый в обратном направлении, то есть от рабовладельческого строя - к общинному. (Причины выбора данного аналога станут понятны из последующего изложения).

Если рассматривать только сущность произошедших тогда изменений общественных отношений и представить себе подобный переход, который произойдет в будущем, то можно надеяться, что в результате его не уменьшатся ни права и свобода граждан, ни благосостояние общества. Единственное, что может произойти, не считая преобразований в экономике, - это резкое упрощение государственных структур.

Что же касается преобразований в экономике, то они лучше всего описаны Элвином Тоффлером в его прогнозах, посвященных "третьей волне" технологического развития цивилизации. Эти преобразования станут базой дальнейшего развития прав и свобод человека и роста его богатства.

Коллективистские моральные ценности, свойственные Восточной традиции, в том случае, если они поставлены над человеком, способны превратиться в страшную разрушительную силу. Но если они производны от прав и свобод человека, исходят из абсолютного примата этих прав и свобод - они становятся идеологией примирения, сотрудничества и консолидации в самых широких масштабах как внутри отдельных стран, так и между странами и народами. Так звериный оскал предка стал улыбкой человека на новом витке эволюции.

Поэтому сближение и взаимовлияние систем моральных ценностей имеет животворное и созидательное значение для носителей обеих традиций. Это взаимовлияние и взаимообогащение повышает их способность воспринимать и усваивать разнообразный, в том числе и чужой, ранее отвергаемый опыт, позволяет им выйти за пределы собственной ограниченности и в конечном итоге преодолеть накопившиеся на протяжении десятилетий противоречия своего развития.

Точно так же, как революционные изменения на Западе произойдут под влиянием ценностей Востока, эти изменения повлияют на наш строй и он перейдет из стадии молодого социализма, с его опасными детскими болезнями, в стадию старого мудрого социализма. Каким будет этот старый социализм, и каким будет новый строй, который возникнет на Западе, предсказать трудно, но по самым общим признакам оба они могут быть отнесены к коммунистической формации.

Разумеется, они мало будут походить на сентиментальную наивную сказку, придуманную в XIX веке об идеальном бесклассовом обществе. Но кое-что из этой сказки в них будет осуществлено. Например, переход большинства функций, государства к локальным общественным структурам, ориентированным на обеспечение прав и свобод каждого человека; расширение этих прав и свобод за счет индивидуализации всех видов деятельности и сокращения общественного давления на личность; возможность для каждого человека реализовать себя во взаимодействии с объективной реальностью мира без политических, экономических и административных посредников.


Продолжение следует.


Почему моряки не ловили рыбу в дальнем пути?
  • Drozd
  • Сегодня 13:53
  • В топе

В период Великих географических открытий и освоения Нового Света в XV-XVII веках морякам из Европы часто приходилось голодать в пути. Не имея возможности пополнить провиант на берегу, люди массово...

Это самое худшее что могло случится с "Голубым огоньком". Озвучен список ведущих в новогоднюю ночь - 2025

«Голубой огонек», который зрители увидят в эту новогоднюю ночь, может стать самым скандальным за всю историю своего существования, а из-за артистов, которых утвердило руководство федеральных телеканал...